logo search
Пасс

Тема 6. Пассажиропотоки и методы их изучения

1. Транспортная подвижность населения

2. Основные понятия о пассажиропотоке

3. Методы обследования пассажиропотоков

4. Определение потребного числа автобусов

Транспортная подвижность населения

Основой для разработки мероприятий по совершенствованию процесса транспортного обслуживания населения является информация об особенностях формирования общей и транспортной подвижности населения, о величине и направлениях пассажиропотоков, их изменения в пространстве и времени.

Подвижностью населения называют число передвижений, совершаемых в транспорте и пешим ходом на одного жителя в год (Р):

Р = П / К,

где П – количество передвижений за год

К – число участников передвижений

Транспортная подвижность – число передвижений, совершаемых на транспорте на одного жителя в год (без пешеходных):

Ртр = Q / N

где: Q – количество перевезенных пассажиров за год

N – численность населения города (количество жителей)

Подвижность на автомобильном транспорте – число передвижений, совершаемых на автомобильном транспорте на одного жителя в год.

Учетная транспортная подвижность – число перемещенных пассажиров на всех видах городского пассажирского общественного транспорта, приходящееся на обного жителя в год (с учетом приезжих и пригородных пассажиров, а также пересадок с одного маршрута или вида транспорта на другой).

Потенциальная подвижность - число передвижений, соответствующее запросу населения, определяемое его биологической и общественной потребностью, социально-экономическими характеристиками эпохи, производственной необходимостью, исторически сложившимся укладом жизни, развитием средств информации и связи, культурными потребностями.

Реализуемая подвижность - фактическое число передвижений в заданных условиях места и времени.

Абсолютная подвижность - фактическое реализуемое число передвижений определенной группы населения, которое устанавливается натурными обследованиями.

Общая подвижность (P) - число передвижений в единицу времени (год, сутки, час) всеми группами населения, участвующего в передвижении, отнесенное к числу жителей, проживающих в административных границах населенного пункта.

Представители разных социально-возрастных групп имеют различную подвижность, которая зависит от профессионально-деловой деятельности, внепроизводственного общения, размера семьи, возраста, пола и т. д. Подвижность населения зависит и от сезона года, месяца, дня недели, времени суток и др.

При принятии решений по организации перевозок пассажиров потребность населения в перевозках классифицируют. Например, все передвижения жителейгорода делятся на две группы: добровольные и вынужденные. Добровольная подвижность характеризуется поездками, совершаемыми в свободное время, вынужденная - поездками, совершаемыми при выполнении социальных функций (например, поездки на работу, на учебу).

Согласно традиционным подходам к организации пассажирских перевозок общественным транспортом все передвижения жителей можно разделить следующим образом:

Передвижения с трудовыми целями.

Передвижения с учебными целями.

Передвижения к зрелищным и культурно-просветительным учреждениям (театрам, концертным залам, кино, клубам, музеям, библиотекам и др.).

Бытовые передвижения населения (к магазинам, рынкам, столовым, кафе, ателье, детским садам, яслям, поликлиникам, больницам, различным мастерским).

Передвижения с целями активного отдыха.

В городах поездки населения подразделяются на следующие виды:

> Трудовые поездки, связанные с трудовой деятельностью населения

> Культурно-бытовые поездки, связанные с отдыхом, культурными развлечениями и бытовыми нуждами.

В пригородном сообщении добавляются поездки в загородную зону (на дачи,природу и т.д.)

Междугородние автобусные перевозки призваны обеспечить:

> Потребность городского населения в бытовых поездках на дальние расстояния (переезд на новое место жительство, посещение родных, поездки на ярмарки и т.д.)

> Поездки населения в курортные места

> Поездки служебного характера (командировки)

> Поездки молодежи на соревнования и студентов к местам жительства и учебы в период каникул

> Прочие поездки.

Из общей совокупности факторов, влияющих на транспортную подвижность населения, можно выделить четыре основные группы: социально-экономические, территориальные, организационные и природно-климатические.

К социально-экономическим факторам относятся: материальное благосостояние населения; размеры национального дохода, приходящегося на душу населения: общий культурный уровень населения; стоимость проезда; доступность сообщений; принадлежность жителей к той или другой социально-культурной группе и др. Рост жизненного уровня, изменение образа жизни повышает потребность в передвижении.

К организационным факторам относятся разветвленность и плотность дорожной сети, удобство использования подвижного состава и поездки, качество обслуживания, регулярность движения; время работы, соблюдение графиков и расписаний движений, интервал движения, скорость перевозки пассажиров, затраты времени на передвижение.

К территориальным факторам относят производственно-хозяйственное и историческое значение городов (населенных пунктов), количество жителей, площадь города (населенного пункта); плотность застройки, планировочные особенности, размещение в них центров тяготения (от пространственно-временных характеристик зон тяготения и проживания), характер расселения жителей в пригородах, сельской местности, в регионах и по территории страны.

При определении транспортной подвижности населения выявлено влияние на нее климатических условий.

Передвижения населения городов и крупных населенных пунктов осуществляются частью пешком, а частью на транспорте. В соответствии с этим общую подвижность делят на пешеходную и транспортную, а транспортную - на подвижность на индивидуальном транспорте и на городском пассажирском общественном транспорте. В настоящее время учитывается только вторая составляющая группа передвижений. Первая группа - пешеходные передвижения рассматривается только при учете затрат времени на подход к остановке и объекту тяготения при транспортных передвижениях.

Автомобильный транспорт в основном является городским и пригородным видом транспорта.

Под личным (индивидуальным) транспортом следует понимать автомобильный транспорт, находящийся в частной собственности населения и не используемый по найму.

Общественный пассаэюирский транспорт - это транспорт, который находится в собственности государственных (муниципальных) предприятий, различных акционерных компаний и в частной собственности, на который получена лицензия на право заниматься перевозкой пассажиров.

Основные понятия о пассажиропотоке

Пассажиропотоком называется количество пассажиров, которое фактически перевозится в данный момент времени на каждом перегоне автобусного маршрута или в целом на автобусной сети всех маршрутов в одном направлении в единицу времени.

Пассажиропотоки характеризуются:

> Мощностью, т.е. количеством пассажиров, проезжающих в определенное время через конкретное сечение маршрута или всей транспортной сети населенного пункта в одном направлении. Только имея данные о размере, направлении и распределении по территории пассажиропотоков можно выбрать: трассу маршрутов, подобрать вид транспорта и тип подвижного состава, а также определить число транспортных средств.

> Напряженностью по отдельным участкам маршрута или в целом по его длине, а также количеством перевезенных пассажиров по каждому участку маршрута в единицу времени, в прямом и обратном направлениях движения автобусов.

> Объемом перевозок (Q), т.е. количеством перевезенных пассажиров в целом по маршруту или маршрутной сети в единицу времени в прямом и обратном направлениях.

Пассажиропотоки изображаются в виде графиков, картограмм, эпюр или фиксируют в таблицах.

Как правило, пассажиропотоки не одинаковые по величине в различные часы суток, дни недели, месяцы и сезоны года, а также по участкам маршрутам и направлениям движения автобусов. Эпюры пассажиропотоков на транспортной сети города позволяют подобрать и рассчитать необходимое число транспортных средств по направлению движения.

Колебания пассажиропотоков по времени специфичны для различных видов автобусных перевозок:

> На внутригородских перевозках – пассажиропотоки резко колеблются по часам суток (возрастают в часы поездок населения на работу и с работы и уменьшаются в утренние, дневные и вечерние «не пиковые» часы)

> Для пригородных перевозок – характерны колебания пассажиропоток по дням недели, сезонам года (возрастание объема перевозок в субботние и вечерние дни, в летний период)

> Для междугородных перевозок – наиболее характерно увеличение пассажиропотока в весенне-летний период и спад в осенне-зимний периоды года.

Соотношение длины маршрута (Lм) и средней дальности поездки пассажира (Lср), определяет сменность пассажиров, характеризуемую коэффициентом сменности пассажиров (Ксм), предназначенным для анализа эффективности использования автобусов на маршруте.

Ксм = Lм : Lср

где: Lср – средняя дальность поездки пассажира

Lм – длина маршрута.

Средняя дальность поездки пассажиров изменяется и зависит от многих факторов:

> Размера и планировки города

> Протяженности и конфигурации автобусной сети

> Распределение маршрутов по сети

> Системы тарифов и др.

Различают среднюю дальность поездки как по видам перевозок (городские, пригородные, междугородные), так и по отдельным маршрутам, она может быть определена путем обработки материалов обследования пассажиропотоков.

Методы обследования пассажиропотоков

Для выявления пассажиропотоков, распределения их по направлениям, сбора данных об изменениях пассажиропотоков во времени, проводятся обследования.

Методы обследования классифицируются по ряду признаков:

> По длительности охватываемого периода: систематические (ежедневно, еженедельно и т.д.), разовые (кратковременные).

> По ширине охвата: сплошные (одновременно по всей транспортной сети обслуживаемого района) в среднем 1 раз в 3 года; выборочный (по отдельным районам движения) 1 раз в квартал.

> По виду:

а) анкетный метод (путем заполнения предварительно разработанных специальных опросных анкет)

б) отчетно-статистический метод основывается на билетно-учетных листах и количестве проданных билетах

в) талонный метод (путем выдачи учетчикам специально заготовленных талонов разных цветов)

г) табличный метод (проводится учетчиками расположенными внутри автобуса возле каждой двери, путем заполнения заранее заготовленных таблиц)

д) визуальный или глазомерный метод (путем сбора данных на маршрутах со значительным пассажирообменом, проводится визуально по бальной системе от 1 до 5 баллов). Им могут пользоваться водители или кондуктора.

е) силуэтный метод – разновидность визуального (по 5-ти бальной системе, путем набора силуэтов по типам автобусов)

ж) опросный метод – путем опроса учетчиком в салоне пассажиров, этот метод позволяет определить данные о корреспонденции пассажиров.

Корреспонденция поездок пассажиров - распределение поездок перевозимых пассажиров между начальными и конечными отправлениями и прибытиями к месту назначения. Она позволяет установить пункт формирования пассажиропотока.

> Методы автоматизированного обследования:

а) неконтактный метод основывается на использовании фотоэлементов, эффективен только при строке раздельном входе-выходе пассажиров

б) контактный метод основан по учету входящих и выходящих пассажиров по их воздействию на контактные ступеньки, связанные с дешифраторами.

Результаты обследования пассажиропотоков используют как для улучшения организации перевозок пассажиров на действующих маршрутах, так и для организации транспортной сети в целом. По материалам обследования можно установить и основные технико-эксплуатационные показатели работы автобусов: объем перевозок, пассажирооборот, среднюю дальность поездки пассажиров, наполнение автобусов и их число на маршруте, время рейса, пробег за время в наряде.

Определение потребного числа автобусов

Для обеспечения оптимального наполнения подвижного состава, соответствующего колебаниями пассажирских потоков, должно меняться количество, вместимость и распределение подвижного состава по транспортной сети.

Организация транспортного процесса заключается, в первую очередь, в рациональном назначении числа работающих на маршруте автобусов (Ам), их пассажировместимости (qвм), режима и продолжительности работы автобуса на маршруте (Тн).

Количественный состав автомобильного парка определяется исходя из плана перевозок и производительности различных типов автобусов применительно к характеру перевозок как:

А м = Q сут / U рд,

где: Q сут – объем перевезенных пассажиров за день.

U рд - производительность работы одного автобуса за день.

Потребное число автобусов при известном пассажиропотоке на наиболее загруженном участке маршрута в час «пик» может быть определенно по формуле:

А м = (Q max Т об): q вм, (ед.)

где: Q mах – максимальная мощность пассажиропотока на наиболее загруженном участке маршрута в час «пик», пасс.

Т об – время оборотного рейса, час.

q вм – вместимость автобуса, пасс.

Основными характеристиками работы автобусов на маршрутах являются частота (h) и интервал движения ( І ).

Частота движения – это количество автобусов, проходящих через остановку в одном направлении по одному маршруту за один час, и определяется по формуле:

h = А м : Т об, (авт/час)

или Ам = h * Т об, (ед.)

Интервал движения – это время между автобусами, следующими по одному маршруту, в одном направлении, друг за другом и определяется по формуле:

I =( Т об * 60): Ам, (мин.)

или А м = Т об : I , (ед.)

Интервал движения зависит от мощности пассажиропотока и вместимости автобуса, представляет собой величину, обратно пропорциональную частоте движения:

I = 1 : h, (час)

На участках с большим количеством маршрутов выявляют максимальную пропускную способность линии, остановочных пунктов и перекрестков, а также соответствующую ей максимальную провозную способность.

Под максимальной пропускной способностью линии понимается наибольшее количество автобусов, которое может быть пропущено в один час в одном направлении по одной ленте движения при соблюдении полной безопасности движения, которая составляет 100-120 авт/час.

Под провозной способностью автобусной линии понимается максимальное количество пассажиров, которое может быть перевезено автобусами в течении одного часа в одном направлении (провозная способность одной автобусной линии, в зависимости от вместимости автобуса, находится в пределах 7-21 тыс. пасс/чел).

Наполнение автобуса в часы «пик» определяется количеством мест для сидения и количеством стоящих пассажиров, из расчета 3 человека на 1 м2 свободной площади пола (максимальная допустимая норма 5 человек на 1 м2).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

Тема: Расчет технико-эксплуатационных показателей использования транспортных средств на различных видах пассажирских перевозок.

Задание

По данным таблицы 4.1 определить технико-эксплуатационные показатели работы автобусов на городском автобусном маршруте:

Исходные данные

Таблица 4.1

№ по списку в журнале

группы

Наименование показателя

Lм,

км

Vс,

км\ч

tоп,

мин

Q

пасс

АЧэ, ч

Lн,

км

Zр

qсид,

мест

F, м2

qст,

мест

γн

lср,

км

1

17,3

18,2

3

520

179

11

169

40

12

5

0,36

6,8

2

16,6

23,8

4

389

116

12,4

124

40

8,15

7

0,31

7,1

3

18,7

21,8

5

556

19

10,18

146

28

15,4

4

0,31

8,4

4

9,2

21,3

5

640

108

15,8

206

40

12

4

0,33

5,9

5

18,3

21,4

5

542

132

12,6

184

35

18,4

4

0,32

12,8

6

18,6

19,4

4

418

142

16,4

138

30

18.6

6

0,33

6,2

7

12,7

21,8

5

492

125

4,3

155

25

10,9

5

0,33

6,9

8

29,9

26,5

4

391

191

10,9

148

36

12,8

5

0,33

8

9

24,7

21,2

5

473

148

11,2

90

35

23,6

5

0,38

7,4

10

9,8

16,6

6

712

99

12,7

184

32

12

5

0,31

8,2

11

23,7

18,2

6

482

149

11,2

91

31

30

6

0,37

7,1

12

15,8

22,4

4

580

158

14,8

182

34

14,2

4

0,36

7,2

13

20,1

18,3

5

498

138

10

104

28

10,3

4

0,31

6,9

14

19,1

21,6

4

422

144

20,5

129

29

6,6

5

0,35

6,9

15

13,9

20,9

4

1490

480

13,9

597

22

10,8

5

0,33

6,3

16

12,6

20,1

4

524

145

12,6

208

34

14,2

5

0,33

4,8

17

13,6

20,4

5

552

487

13,6

204

37

12,4

6

0,53

10,6

18

19,1

21,6

4

422

114

20,5

129

29

14,2

5

0,32

6,7

19

14,7

184

5

1395

107

12,2

602

26

16,8

4

0,38

8,4

20

19,7

19,4

5

305

342

10,2

96

29

10,3

5

0,35

6,3

21

17,4

20,4

4

389

121

12,4

128

30

15,4

4

0,38

6,5

22

16,3

22

4

1030

435

10,1

400

22

14,4

5

0,37

7,6

23

21,8

18

5

365

196

25

118

28

12,8

5

0,33

5,8

24

23,2

20

5

1126

224

22

369

25

18,9

6

0,30

6,2

25

14,8

21

5

822

132

9,8

310

30

18,5

4

0,36

6,8

26

22,4

19

5

680

113

12,8

210

38

18,6

5

0,31

7,8

27

18,8

17

6

426

143

12,5

140

30

15

6

0,36

7,6

28

12,8

21,8

4

586

242

11,4

218

30

14,5

5

0,31

6,8

29

17,9

18,6

4

413

456

13

150

25

16

5

0,36

7,4

30

24,9

21,8

6

984

250

14

328

20

18

6

0,32

8,4

Для планирования перевозок и анализа итогов деятельности автотранспортных организаций и их служб установлена система технико-эксплуатационных показателей.

Технико-эксплуатационные показатели подразделяются на количественные и качественные.

К количественным показателям относятся:

Объем перевозок – количество пассажиров, которое перевезено либо подлежит перевозке за определенное время, пасс. Обозначается Q, измеряется пасс.

Пассажирооборот - транспортная работа, выполненная либо подлежащая выполнению за определенное время. Обозначается Р, измеряется пасс*км.

К качественным относят следующие показатели:

Парк транспортных средств

Все транспортные средства, имеющиеся в АТО и числящиеся по списку называются списочным (инвентарным) парком. Обозначаются Аи и определяются по формуле:

Аи=Аг.э+Ар ,

Аг.э=Аэ+Апр ,

Аи= Аэ+Апр+ Ар ,

Для учета работы парка за определенное число дней служит показатель автобусо-дни:

АДи=АДг.э+АДр ,

АДг.э=АДэ+АДпр ,

АДи=АДэ+АДпр+АДр ,

где Аг.э и АДг.э – автобусы и автобусо-дни, готовые к эксплуатации;

Ар и АДр – автобусы и автобусо-дни, находящиеся в ремонте;

Аэ и АДэ – автобусы и автобусо-дни, находящиеся в эксплуатации (на линии);

Апр и АДпр – автобусы и автобусо-дни, простаивающие по организационным причинам.

Коэффициенты технической готовности и выпуска транспортных средств, методика их расчета.

Коэффициент технической готовности характеризует степень готовности пассажирских автомобильных транспортных средств к выполнению перевозок и определяется:

- для парка за 1 день:

- для парка за определенное число дней

- для одного автобуса за n-ое число дней

Степень выпуска транспортных средств на линию характеризует коэффициент выпуска, который определяется:

- для парка за 1 день:

- для парка за определенное число дней

- для одного автобуса за n-ое число дней

Средняя дальность поездки пассажира

lср = Р / Q

где Q – объем перевозок или количество пассажиров, которое перевезено или подлежит перевозке, пасс;

P – транспортная работа (пассажирооборот), выполненная или подлежащая выполнению, пасс*км.

Коэффициент сменности

Коэффициент сменности показывает число пассажиров, сменившихся на одном пассажирском месте в течение рейса (оборота) или часа.

где Lм - протяженность маршрута (расстояние от одного конечного остановочного пункта до другого), км.

Общий пробег автобуса

Общий пробег автобуса – это расстояние, пройденное автобусом за определенное время

Lобщ = Lпасс + Lнул ,

где Lпасс - пробег с пассажирами, км;

Lнул - нулевой пробег, км.

Lпасс = lм * zр,

где zр - число рейсов.

Коэффициент использования пробега

Степень исполнения пробега характеризует коэффициент использования пробега, который определяется по формуле:

Время рейса, оборота

Рейс – это одна ездка пассажирского автомобильного транспортного средства, от начального до конечного пункта маршрута в прямом или обратном направлении.

где tдв – время движения за рейс, мин

∑tоп - суммарное время простоя на промежуточном остановочном пункте, мин;

tок - время простоя на конечном остановочном пункте, мин.;

Vт – средняя техническая скорость, км/ч;

n – число промежуточных остановочных пунктов.

Оборот – законченный цикл транспортного процесса с возвращением автобусов в исходную точку, т.е. первоначальный пункт, откуда началось движение

tоб =2* tр ,

Время в наряде

Временем в наряде называется промежуток времени с момента выезда автобуса из автотранспортной организации до момента возвращения в автотранспортную организацию за вычетом времени обеда (от 20 мин до 2ч).

Tн = Твозвр – Твыезд – Тобед

Тн = Тм + Тнул

Тм = tр * zр

Скорости движения автобусов

Различают максимальную, допустимую, техническую, скорость сообщения и

эксплуатационную скорости.

Максимальная скорость – это скорость, которая может быть достигнута за счет конструкции автобуса на благоустроенном участке дороги.

Допустимая скорость – это скорость, допускаемая ПДД по городам и населенным пунктам страны.

Средняя техническая скорость – средняя скорость за время движения автобуса на маршруте.

Средняя скорость сообщения – это условная средняя скорость, с которой пассажир транспортного средства будет доставлен от места посадки до места высадки.

Средняя эксплуатационная скорость - это средняя скорость за время рейса или оборота автобуса.

Средняя эксплуатационная скорость за день определяется по формуле:

Вместимость и ее использование

Вместимостью автобуса называется способность перевозить одновременно определенное число пассажиров с удобствами, предусмотренными конструкцией автобуса.

Число мест в автобусе, установленное технической характеристикой, называется номинальной вместимостью.

Вместимость автобусов городского и пригородного типа определяется суммой числа мест для сидения и стоящих пассажиров с расчетом, что на одного стоящего пассажира приходится площадь 0,2 м2, в час «пик» - 0,125 м2 (на 1м2 – 5 человек):

qн=qсид +qст*F,

где qсид - количество пассажиров, проезжающих сидя, пасс;

qст – количество пассажиров, проезжающих стоя, пасс;

F - площадь пола автобуса, свободная от сидений, м2.

Степень использования пассажировместимости характеризует статистический коэффициент – отношение фактически перевезенных пассажиров к возможному количеству, т.е. к тому количеству, которое мог бы перевезти автобус при полном использовании его пассажировместимости с учетом сменности пассажиров.

Динамический коэффициент использования пассажировместимости определяется отношением выполненной транспортной работы к возможной, т.е. той, которая могла быть выполнена при полном использовании пассажировместимостиавтобусов с учетом коэффициента сменности.

Производительность автобуса

Производительность автобуса за рейс в пасс и пасс*км

Qр =qн *Yс * Ксмр

Рр = qн *Yдсмр * lср

Производительность автобуса за час в пасс и пасс*км

WQ= Qр / tр = qн*Yссмр/ tр

Wр = Рр / tр = qн *Yдсмр*lср / tр

Производительность за день в пасс и пасс*км

Qсут= qн Yс*Ксм*zр

Рсут= qн*Yд*Ксм р *zр * lср =qн*Y д * (Lм /lср)*zр * lср = qн*Yд *Lм*zр =

=qн*Yд *Lпасс = qн*Yд *Тн*Vэ*β

Производительность парка за определенное число дней

Qп= qн*Yс*Ксм р*zр*АДи*αв

Рн= qн*Yд*Ксм р*lср*zр*АДи*αв