logo search
Реферат ВВС

2. История атф

История факультета – это история его научных школ, их становления и развития, их вклада в развитие автомобиле- и тракторостроения нашей страны. История АТФ – это, прежде всего, история жизни и деятельности его профессорско-преподавательского состава, всех работников и студентов, в особенности тех из них, кто внес наиболее существенный вклад в развитие не только факультета, но и предприятий авто- и тракторостроения, автотранспортных организаций и служб дорожного движения, тех, кто прошли школу жизни и стали государственными и общественными деятелями.

Родоначальницей автотракторных специальностей в Белорусском политехническом институте явилась кафедра «Автомобили», организованная в 1940 г. на механическом факультете. Часть студентов первого послевоенного набора механического факультета была выпущена в августе 1951 г. по специальности «Ремонт и эксплуатация автомобилей, тракторов и сельхозмашин».

В начале 50 гг. прошлого века в г. Минске интенсивно строились и развивались автомобильный, тракторный и мотовелосипедный заводы, развивалась автотранспортная структура. Республике нужны были квалифицированные инженерные кадры. В связи с этим в сентябре 1951 г. в Белорусском политехническом институте путем выделения из механического факультета был создан автотракторный факультет. В 1951 г. факультет имел 1 лабораторию и 4 кабинета, профессорско-преподавательский состав насчитывал 13 человек (1 профессор, 2 доцента, 10 ассистентов). К 1953 г. контингент студентов превысил 500 человек. В составе факультета было 5 кафедр (механизации процессов сельскохозяйственного производства; автомобилей; тракторов; ремонта и эксплуатации автомобилей; металловедения), 3 лаборатории, 8 кабинетов, 22 преподавателя. Подготовка инженеров велась по четырем специальностям – по автомобильному транспорту, автостроению, тракторостроению, механизации сельскохозяйственного производства.

Приказом № 523-К от 24 октября 1951 г. по Главному управлению политехнических вузов Министерства высшего образования СССР первым деканом автотракторного факультета Белорусского политехнического института утвержден Суслов Виктор Павлович. Среди первых преподавателей-ученых – доктор технических наук Вейс Ю.А., кандидаты технических наук Цитович И.С., Самко А.С., действительные члены АН БССР, доктора технических наук профессор Мацепура М.Е., дважды лауреат Государственной премии Размыслович Н.Р. и др. Они были первыми. Их умом и сердцем, вдохновенным трудом заложен фундамент учебной, научной, воспитательной и хозяйственной деятельности, положено начало славным традициям автотракторного факультета.

Автотракторный факультет с начала своего создания стал готовить инженерные кадры, которые были востребованы народным хозяйством большой страны – СССР. Начали формироваться направления научной работы кафедр. Основные разработки были нацелены на оказание помощи автотракторным предприятиям и транспортным организациям в создании новой и совершенствовании имеющейся техники, ускорении темпов научно-технического прогресса, а также повышение качества учебного процесса. Научная работа ориентировалась на установление тесного сотрудничества с конструкторскими отделами и бюро МАЗ, МТЗ и других заводов республики, а также учеными союзных республик СССР. Многие научные разработки и конструкторские решения выполнялись по конкретным заказам промышленных предприятий. АТФ внес существенный вклад в создание первого отечественного трактора «Беларусь».

Первым председателем Государственной экзаменационной комиссии АТФ был видный государственный и политический деятель БССР Бренч Петр Михайлович. В БССР с 1944г. – инструктор промышленного отдела ЦК КПБ, секретарь ЦК КПБ, начальник управления машиностроения, министр местной промышленности БССР.

Из стен факультета вышла целая плеяда руководителей самого высокого уровня транспортной отрасли. Выпускники 50-60 гг. пришли в отделы главного конструктора МАЗа и МТЗ, автотранспортные предприятия республики. В эти годы по распределению часть выпускников пришла в СКБ-1 МАЗа, где создавали научно-производственные основы современного Минского завода колесных тягачей (МЗКТ). Впоследствии выпускник факультета 1955 г. Чвялев В.Е. стал главным конструктором МЗКТ, лауреатом Государственной премии СССР, выпускник 1958 г. Амельченко П.А. – генеральным конструктором МТЗ, лауреатом Государственной премии Республики Беларусь.

Выпускниками АТФ тех лет были лауреаты Государственных премии Республики Беларусь: заслуженный работник высшей школы профессор Белов С.М. и Стецко П.А., лауреат Государственной премии СССР, директор Белорусского автозавода Сырокваш Д.И. и др.

Звания Лауреатов Государственной премии РБ были удостоены Богдан Н.В., Атаманов Ю.Е., Гуськов В.В., Ксеневич И.П., Белов С.М. (1996).

Ряд выпускников факультета в разное время становились проректорами БПИ-БГПА-БНТУ: Болбас М.М., Скойбеда А.Т., Ивуть Р.Б., Белов С.М., в настоящее время – Вершина Г.А.

Изменялась структура факультета, повышался уровень научно-исследовательской и учебно-методической работы. В 1955 г. кафедра «Механизация сельскохозяйственного производства» была переведена во вновь открывшийся Белорусский институт механизации и электрификации сельского хозяйства и составила основу этого вуза. Решение сложных организационных задач проходило под руководством декана АТФ Блудова С.А. (1954-1959)и его заместителя Миткевича С.П. Они считали, что за текущими проблемами нельзя забывать о будущем факультета, а это, прежде всего, развитие науки. В 1957 г. в связи с быстрым развитием автотракторной промышленности в республике при кафедре «Автомобили» была организована Проблемная научно-исследовательская лаборатория автомобилей. Это коренным образом изменило развитие науки на факультете. При активном участии заведующего кафедрой «Автомобили», доцента Цитовича И.С., в ПНИЛА разрабатывались методы вероятностного расчета на долговечность зубчатых колес и подшипников качения транспортных и тяговых машин, методы расчетов внедрялись в практику конструирования на заводах. Многие проекты стали выполняться совместно, а главное – внедряться в конструкции отечественных автомобилей и тракторов, а некоторые и за рубежом. В частности, изобретение трехступенчатой коробки передач с газотурбинным двигателем в условиях низких температур (авторы Цитович И.С., Митин Б.Е., Вавуло В.А., Гирко М.Д.) было запатентовано во Франции, Италии, Англии, США.

Профессорско-преподавательский состав продолжал совершенствовать учебно-методическую базу факультета. В этот период было создано более 100 учебников и учебно-методических пособий и лабораторных практикумов. В их создании активное участие принимали Вавуло В.А., Фридрих А.В., Митин Б.Е., Горин Д.И., Бобченок Л.И., Шестеров С.И. и другие.

В 1959-1960 гг. факультетом руководил Кокин Георгий Михайлович. В этот период кроме традиционных кадровых задач, решались проблемы, связанные с материально-технической базой, значительным увеличением количества студентов, которых надо было определить в общежития, организовать учебу и воспитание. В 1960 г. началась подготовка специалистов для зарубежных стран. За прошедшие годы для 60 стран подготовлено более 500 инженеров, 4 доктора и более 30 кандидатов технических наук.

В связи с увеличением выпуска автомобилей и потребностей в двигателях для них, а, следовательно, и специалистов, в 1961 г. на АТФ создается кафедра «Двигатели внутреннего сгорания». Первый ее заведующий – лауреат Государственной премии профессор Кокин Г.М.

К этому времени научные работники АТФ уже получили высокую оценку в научных кругах СССР. В 1963 г. при Проблемной лаборатории автомобилей была создана лаборатория НАМИ-БПИ, филиал Центрального автомобильного и автомоторного института (НАМИ, Москва) во главе с Янчуком Е.М. Это способствовало более тесной координации работ с тематикой всесоюзного НИИ, проведению всесоюзных научно-технических конференций.

В связи с дальнейшим увеличением количества студентов в 1970 г. был открыт восьмой учебный корпус БПИ. АТФ получил десятки новых аудиторий, лабораторий, служебных и вспомогательных помещений.

В 1973-1986 гг. декан АТФ – Бренч Михаил Петрович. Автотракторный факультет – один из главных инициаторов создания различных форм связи вуза с производством. В 1974-1975 гг. организационно оформились учебно-научно-производственные объединения МАЗ-БПИ, МТЗ-БПИ.

В сентябре 1975 г. приказом министров автомобильной промышленности СССР и высшего и среднего специального образования БССР на МАЗе создана кафедра «Большегрузные автомобили».Статус кафедры соответствовал статусу структурного учебно-научного подразделения автотракторного факультета. В работе кафедры приняли участие ведущие специалисты завода. Возглавил кафедру главный конструктор завода Высоцкий М.С.

В 1975 г. приказом министров тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР и высшего и среднего специального образования БССР организована кафедра «Колесные тракторы» на Минском тракторном заводе. Возглавил ее генеральный конструктор по пропашным тракторам Ксеневич И.П..

Создание заводских кафедр дало возможность приблизить содержание читаемых курсов к уровню запросов современного производства, вовлечь студентов в сферу творческих исканий заводских коллективов, повысить уровень практической подготовки студентов и их гностических умений. Вузовские выпускающие кафедры получили возможность заметно улучшить физико-математическую подготовку студентов. Опыт показал, что наиболее гибкой формой связи учебы и практической подготовки инженера-механика и наиболее популярной среди студентов являются реальные курсовые и дипломные проекты, выполняемые по прямым заказам отрасли. Основы знаний, заложенные в студентов творческой работой научно-педагогического персонала автотракторного факультета, позволили выпускникам конца 70- начала 80 гг. в последующем занять должности главных конструкторов заводов и определять техническую политику современной Республики Беларусь. Это – Николаев Ю.И. (МЗКТ), Севиздрал С.П. (МТЗ), Егоров А.Н. (БелАЗ).

Автомобильный транспорт и другие отрасли экономики потребовали подготовки новых специалистов по профилю факультета. В связи с этим создаются новые кафедры, реорганизуются действующие.

В 1974 г. организована кафедра «Инженерная графика машиностроительного профиля».

В 1978 г. кафедра «Автомобильный транспорт» разделяется на две – «Техническая эксплуатация автомобилей» и «Автомобильные перевозки и ремонт автомобилей».

В 1981 г. кафедра «Автомобильные перевозки и ремонт автомобилей» – на кафедры «Организация и безопасность дорожного движения» и «Автомобильные перевозки и ремонт автомобилей».

В 1985 г. на базе одной из специальностей кафедры «Тракторы» создана кафедра «Гидропневмоавтоматика и гидропневмопривод».

В 1986 г. после реорганизации структурных подразделений БПИ в состав АТФ вошла кафедра «Торфяные машины», которая позже была переименована в кафедру «Горные машины». В настоящее время эта кафедра находится в составе факультета горного дела и инженерной экологии.

В 1986-1987 гг. декан АТФ – доктор технических наук, профессор Кислов Николай Владимирович.

В 1987-2009 гг. декан АТФ – Капустин Николай Михайлович, который внес немалый вклад в укрепление методологии и научно-исследовательского потенциала АТФ, совершенствование учебного процесса, материально-технической базы.

В 1987 г. на факультете создан вычислительный центр, который обеспечивает проведение учебных занятий с применением современных средств вычислительной техники.

Организовывались новые кафедры.

В 1987 г. в состав АТФ вошла кафедра «Экономика и управление на транспорте».

В 1988 г. образована кафедра «Организация автомобильных перевозок и дорожного движения».

В эти годы на АТФ велась подготовка инженеров по специальностям – «Автомобиле- и тракторостроение», «Автомобильное хозяйство», «Гидропневмосистемы транспортных и технологических машин», «Горные машины и оборудование», «Двигатели внутреннего сгорания», «Организация дорожного движения», «Организация перевозок и управление на транспорте», «Экономика и управление на транспорте».

В· последующем· еще· проводилась некоторая реорганизация факультета.

В 1999 г. создана кафедра «Коммерческая деятельность и бухгалтерский учет». В 2007 г. на факультете открыта специальность «Оценочная деятельность на автомобильном транспорте». Основной род деятельности выпускников этой специальности – урегулирование ущербов при ДТП в рамках обязательного и добровольного автотранспортного страхования. Новую специальность заметили и отметили и на международном уровне.

Деканат, кафедры добиваются, чтобы научная работа студентов, курсовое и дипломное проектирование были направлены на решение новых теоретических и практических вопросов, способствующих техническому прогрессу. Впервые в университете создано студенческое конструкторское бюро. СКБ участвует в разработке хоздоговорных тем, сотрудничает с заводскими конструкторскими бюро, вносит рационализаторские предложения, многие из которых внедряются в производство. Факультетское СКБ выполняло и выполняет работы по заказам автотракторной промышленности. В нем проектируют и строят спортивные автомобили, работают над новыми гидромеханическими передачами, подвесками автомобилей, совершенствуют рабочие процессы двигателей. Многие курсовые и дипломные проекты также выполняются по заданию конструкторских отделов заводов и автотранспортных предприятий.

С 2009 г по 2012 г. декан АТФ – Равино Виктор Валерьевич. Факультет принимает активное участие в реализации ряда Государственных научно-технических программ – «Белавтотракторостроение», «Механика», «Машиностроение», «Ресурсосбережение», «Защита поверхностей», «Белорусский автобус».

С 2012 г. деканом АТФ является доктор технических наук Баханович Александр Геннадьевич. Работа декана в современных условиях направлена, прежде всего, на преумножение традиций факультета, развитие сформировавшейся научной школы, выбор оптимальной структуры факультета, ориентированной на подготовку специалистов, востребованных экономикой нашей страны, самое активное внедрение в учебный процесс IT-технологий, становление новых международных контактов с целью продвижения бренда АТФ и БНТУ.

В сентябре 2012 года на базе кафедр «Экономика и управление на транспорте» и «Коммерческая деятельность и бухгалтерский учёт на транспорте» была образована кафедра «Экономика и логистика».

1 декабря 2012 года приказом ректора БНТУ в структуре АТФ была создана кафедра «Оценочная деятельность на транспорте и в промышленности».

Ученые АТФ участвовали в разработке новых серии автомобилей, автобусов, тракторов, двигателей к автомобилям и тракторам ХХI века. Результаты научных исследований находят широкое отражение в публикациях, демонстрациях разработок на выставках и внедряются в производство. В 2011 году работниками факультета опубликовано более 400 научных изданий, в том числе 10 монографий, 2 учебника и 15 учебных пособий.

В 2011 году два работника факультета (Р.Б. Ивуть и Д.В. Капский) награждены надбавкой Президента Республики Беларусь за выдающийся вклад в социально-экономическое развитие Республики Беларусь. Доктор экономических наук, профессор, академик БИТА, Роман Болеславович Ивуть - почётный транспортник Республики Беларусь (1995г), включён в Кембриджский сборник «Кто есть кто?» (2003г.), «Кто есть кто. Деловой мир СНГ» (2001г.), «Кто есть кто в Республике Беларусь», «Люди дела», награждён медалью Ф.Скорины (2009г.).

В 2012 году удостоен надбавки Президента Республики Беларусь заведующий кафедрой «ДВС», профессор Г.М. Кухаренок, и в этом же году Георгий Михайлович Указом Президента Республики Беларусь награжден также «Медалью за трудовые заслуги». В 2012 году Е.Н. Кот награжден нагрудным знаком «Почетный Дорожник» II степени», Д.В. Капский – Почетной грамотой Департамента «Белавтодор».

Огромное внимание на факультете уделяется вопросам вовлечения молодежи в научную деятельность. Студенты занимаются НИРС в научных кружках и индивидуально с научными руководителями. Одаренная молодежь занимается наукой в студенческом научно-исследовательском бюро автомобилей (заведующий – к.т.н., доц. Кусяк В.А.), научным руководителем которого является Герой Беларуси, генеральный конструктор по автомобильной технике Республики Беларусь, академик М.С. Высоцкий.

На АТФ много внимания уделяется досугу студентов, их быту, спортивной и культурно-массовой работе, патриотическому воспитанию молодежи. Организуются посещения музеев, театров, встречи с творческими работниками и ветеранами. На факультете пропагандируется здоровый образ жизни. Большой популярностью пользуются автопробеги, лыжные и пешие походы по местам боевой славы и культурно-историческим маршрутам. Многие студенты участвуют в художественной самодеятельности, проводятся конкурсы команд КВН.