1. Организация участка ремонта кузовов. Применяемое оборудование и ремонт.
На кузовном участке осуществляют устранение дефектов и неисправностей кузовов, возникших в процессе эксплуатации, восстанавливают первоначальную форму и прочность ремонтируемого кузова, а также выполняют работы по поддержанию кузова и его механизмов в технически исправном состоянии, на данном участке осуществляют жестяно-сварочные и арматурно-кузовные работы, которые включают операции по разборке, сборке, правке и сварке поврежденных панелей, деталей кузова и его механизмов, могут выполняться работы по ремонту радиаторов, топливных баков, а также рессор и дисков колес. Здесь также изготовляют необходимые для замены детали кузова: панели, вставки, заплаты и др. Жестяные работы предусматривают ремонт (устранение вмятин, трещин, разрывов) крыльев, брызговиков, капотов, облицовок радиаторов, дверей и других частей кузовов, а также частичное изготовление несложных деталей для ремонта взамен пришедших в негодность. Прогрессивным является панельный метод ремонта, предусматривающий полную замену поврежденного элемента кузова или его части.
На рисунке 1 показана планировка обойного, кузовного и окрасочного участков
Планировка обойного (I), кузовного (II) и окрасочного (III) участков
1 - швейная машина; 2 - стенд для обивки сидений; 3 - стол закройщика; 4 - верстак обойщика; 5 - стеллаж; 6 - точильный станок; 7 - установка для правки кузовов; 8 - опрокидыватель для легковых автомобилей; 9 - тележка для перевозки кузовов; 10 - столы газо- и электросварщика; 11 - сварочный трансформатор; 12 - краскомешалка; 13 - стол для приготовления красок; 14 - шкафы для красок; 15 - камера для окраски и сушки автомобилей; 16 - пульт управления; 17 - посты подготовки к окраске
Рисунок 1 - Планировка обойного (I), кузовного (II) и окрасочного (III) участков
Разборочно-сборочные работы включают снятие и установку дверей, отдельных панелей или частей кузова, механизмов; стекол и других съемных деталей. Частичную разборку кузова для ремонта его деталей осуществляют в объеме, необходимом для обеспечения качественного выполнения всех ремонтных операций. Для сборки кузовов после ремонта, в том числе установки узлов и деталей на кузов (дверей, крыльев, панелей), применяют различные наборы приспособлений и инструментов и комплект шаблонов. Правочные работы в зависимости от характера повреждений заключаются в устранении неровностей на деформированных поверхностях, а также в исправлении искажений геометрических размеров кузова (перекосов). Сварочные работы являются неотъемлемой частью жестяно-кузовных работ. Почти все ремонтные операции требуют применений сварки в том или ином объеме. На кузовном участке используют газовую, дуговую и точечную сварку. Сварку при ремонте применяют при удалении поврежденного участка, правочных работах, установке частей или новых участков кузова и дополнительных деталей (усилительных коробок, накладок, вкладышей и др.), а также при заварке трещин, разрывов и пробоин с наложением или без наложения заплат в зависимости от площади и состояния поврежденной поверхности.
Арматурные работы включают работы по ремонту всех механизмов кузова (замков, дверных петель, стеклоподъемников и др.), а также работы по ремонту окон и замене стекол. Логическим продолжением кузовного участка являются участки окраски и обойный.
На рисунке 2 указаны оборудования для участка ремонта кузовов
1 - Стапель для правки кузовов в комплекте с ножничным подъемником и системой измерения нижней и верхней частей кузова. 2 - Подъемник автомобильный. 3 - Сварочный полуавтомат. 4 - Универсальный аппарат сварки сопротивлением в комплекте с токовыми клещами. 5 - Аппарат плазменной резки металла. 6 - Набор гидравлического инструмента. 7 - Мобильный стеллаж для хранения демонтированных деталей. 8 - Кран гаражный. 9 - Верстак с тисками. 10 - Домкрат подкатной удлиненный. 11 - Телега для транспортировки автомобилей. 12 - Блок подготовки воздуха с катушкой. 13 - Специальные приспособления и инструмент для кузовного ремонта. 14 - Набор инструмента жестянщика. 15 - Набор слесарного инструмента. 16 - Комплект пневмоинструмента.
Рисунок 2 – Оборудование участка кузовного ремонта