10.2. Автомобильный транспорт
Важное место в транспортной системе страны занимает автомобильный транспорт - весьма мобильное универсальное средство коммуникации.
К достоинствам автомобильного транспорта следует отнести высокую скорость и возможность доставки грузов «от двери до двери» без дополнительных затрат на перегрузку.
Автомобильный транспорт используется для перевозки небольших потоков грузов на относительно короткие расстояния, что связано со сравнительно высокой себестоимостью перевозок и малой грузоподъемностью.
Функционирование автомобильного транспорта основано на определенной технологии: техническое обслуживание подвижного состава и автомобильных дорог, а также их ремонт, осуществление движенческих операций (собственно перевозка, обеспечивающая передвижения грузов и пассажиров).
Форма организации автомобильного транспортного процесса зависит от соответствующих документов, в частности, графики движения подвижного состава на междугородних, пригородных, городских линиях; планы маршрутизации перевозок, планы оптимальной дислокации подвижного состава по соответствующим предприятиям и рационального размещения самих автотранспортных предприятий.
Материально-техническая база автомобильного транспорта:
- подвижной состав (автомобили транспортные, в том числе грузовые, пассажирские, легковые машины, автомобили специальные в виде мастерских, компрессоров, подъемных кранов, электростанций на ходу, телевизионных станций на ходу, радиостанций, столовых, буфетов, магазинов и т. д.);
- прицепы к подвижному составу (одноосные, двухосные, многоосные грузоподъемностью до 10 т, полуприцепы одноосные и двухосные грузоподъемностью до 30 т.);
- автотранспортные предприятия (пассажирские грузовые и смешанные, пассажирские станции и вокзалы, грузовые станции, базы механизации погрузочно-разгрузочных работ, Транспортно-экспедиционные агентства и конторы по перевозкам пассажиров и грузов, принадлежащих субъектам товарного рынка;
- дорожное хозяйство (автомобильные дороги, предприятия, организации по их ремонту и содержанию, заводы, базы по приготовлению дорожно-строительных материалов. По назначению, покрытию, уровню технического и эксплуатационного состояния внегородские и общего пользования автомобильные дороги подразделяются на общероссийские, областные, краевые, республиканские, районные, местные;
- специальные сооружения (эстакады, мосты, подземные переходы, заправочные пункты, шиномонтажные и шиноремонтные пункты, аккумуляторные зарядные станции, пункты (станции) по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, моечные пункты, магазины по продаже автомобильных запасных частей, придорожные гостиницы, мотели и кемпинги, пункты общественного питания.