30.1.88. Бесступенчатые передачи. Конструкция, назначение.
Назначение. В трансмиссии автомобиля объективно необходимы по крайней мере два передаточных числа — максимальное, при котором автомобиль преодолевает максимальное заданное сопротивление движению, и минимальное, необходимое для движения с максимальной заданной скоростью или для движения с минимально возможным расходом топлива в благоприятных дорожных условиях.
Существуют два принципиальных способа изменять передаточные числа трансмиссии при движении автомобиля:
последовательный выбор дискретных значений передаточных чисел
бесступенчатое изменение передаточного числа трансмиссии в диапазоне от максимального до минимального.
Применение бесступенчатой передачи в трансмиссии автомобиля позволяет при автоматическом регулировании передаточных чисел существенно упростить процесс управления автомобилем, а при определенных условиях и улучшить динамические и топливно-экономические характеристики автомобиля. Таким образом, назначение бесступенчатых передач — изменение передаточного числа трансмиссии, обеспечивающее при этом упрощение и облегчение процесса управления автомобилем.
Классификация бесступенчатых передач.
По принципу работы бесступенчатые передачи можно разделить на:
(1) гидродинамические; (2) объемные гидропередачи; (3) электрические; (4) импульсные; (5) фрикционные.
По принципу управления передачи можно разделить на управляемые вручную и автоматические. Автоматические передачи в свою очередь можно разделить на передачи, обладающие внутренним автоматизмом, и передачи, требующие наличия внешнего автоматического регулятора. Следует отметить, что из всего многообразия возможных бесступенчатых передач в массовом автостроении применяются в основном гидродинамические передачи в сочетании со ступенчатой коробкой передач, получившие название гидромеханических передач, и фрикционные передачи (с непосредственным контактом или с гибкой связью).
Объемной гидропередачей называют гидравлическую систему, включающую в себя объемный гидравлический насос, объемный гидравлический мотор и систему регулирования, которая служит для передачи энергии от одного узла к другому. В объемных гидравлических машинах передача механической энергии осуществляется изменением объемов рабочих камер гидравлических машин.
Потенциальной энергией положения (высота столба жидкости), и кинетической энергией потока жидкости обычно пренебрегают.
Основным преимуществом объемных гидравлических передач являются малые габариты и удельная масса. Так, например, объемный гидравлический насос при частоте вращения рабочего вала 2500— 3000 об/мин и давлении 20—25 МПа имеет удельную массу 0,2— 0,3 кг/кВт. Теоретически в качестве машин объемной гидропередачи можно использовать объемные гидравлические насосы и моторы разнообразной конструкции — поршневые, лопастные, винтовые и зубчатые. Однако при использовании объемной гидропередачи в качестве бесступенчатой трансмиссии одним из основных требований, предъявляемых к ним, является необходимость обеспечения максимально возможного КПД. Из всех возможных типов конструкций наилучшие показатели в этом отношении имеют поршневые гидромашины, поэтому именно они чаще всего применяются как в качестве насоса, так и в качестве мотора объемных гидропередач, используемых в качестве бесступенчатой передачи автомобиля.
Все многообразие поршневых гидромашин можно разделить на две основные группы: радиально-поршневые и аксиально-поршневые.
Радиально-поршневые машины в свою очередь можно также разделить на две группы: радиально-поршневые машины однократного действия и радиально-поршневые машины многократного действия. Радиально-поршневая машина однократного действия состоит из статора и ротора цилиндрической формы, расположенных таким образом, что их центры имеют относительное смещение (е). Один из этих элементов может быть остановлен, другой может вращаться, при этом вращающийся элемент соединен либо с валом двигателя (насос), либо с валом трансмиссии (мотор). Во внутреннем элементе радиально расположены цилиндры, в которых помещены поршни.
Радиально-поршневая машина многократного действия представляет собой сочетание концентрично расположенных статора и ротора. Наружное кольцо имеет профилированную рабочую поверхность, представляющую собой равномерно чередующиеся выступы, описанные чаще всего параболической зависимостью. Во внутреннем блоке расположены цилиндры и вставленные в них поршни.
В гидромашинах многократного действия условия работы поршней ухудшены вследствие больших тангенциальных составляющих сил давления жидкости, поэтому в большинстве конструкций для улучшения условий работы поршни снабжены шарико- или роликоподшипниковыми головками. Аксиально-поршневыми называют объемные гидромашины, у которых рабочие камеры вращаются относительно оси ротора, а оси поршней или плунжеров параллельны оси ротора. Аксиально-поршневые машины можно разделить на два класса: — машины с наклонным блоком цилиндров. У таких машин оси ведущего звена и вращения ротора пересекаются;
— машины с наклонным упорным диском. У таких машин ось ведущего звена совпадает с осью блока цилиндров.
Электрические передачи. Электрическая передача, используемая в качестве бесступенчатого трансформатора крутящего момента, состоит из генератора, якорь которого вращается двигателем внутреннего сгорания, и тягового электродвигателя, якорь которого связан с валом трансмиссии автомобиля. Электрический ток, снимаемый с обмоток генератора, подается на обмотки тягового электродвигателя. Возможен вариант применения так называемых мотор-колес, когда якорь электродвигателя связан непосредственно со ступицей ведущего колеса или с входным элементом колесного редуктора, встроенного также в ступицу колеса. В случае применения генератора постоянного тока и сериесного (с последовательным возбуждением) электродвигателя электротрансмиссия обладает внутренним автоматизмом.
Автоматизм работы электрической трансмиссии можно объяснить следующими факторами. При постоянном режиме работы двигателя внутреннего сгорания работа генератора описывается его внешней характеристикой, представляющей зависимость напряжения от тока.
Импульсные передачи. По способу регулирования импульсные передачи можно разделить на две группы: импульсные передачи с переменной амплитудой колебаний и инерционно-импульсные. Первые требуют внешнего автоматического управления, вторые обладают внутренним автоматизмом. Импульсная передача с переменной амплитудой колебаний относится к передачам, требующим внешнего автоматического управления. В импульсных передачах с переменной амплитудой колебаний вращение ведущего вала преобразуется в колебательное движение с переменной амплитудой звена, связанного с выходным валом. Кроме того, такие передачи могут служить источником высокочастотных крутильных колебаний в трансмиссии, что также отрицательно сказывается на эксплуатационных качествах автомобиля. Инерционно-импульсные передачи относятся к числу передач с внутренним автоматизмом. Принцип работы такой передачи можно пояснить следующим примером: имеется ряд колеблющихся масс (маятников, маховиков или поступательно движущихся грузов), которые связаны с входным и выходным валами передачи таким образом, что при вращении валов с разными угловыми скоростями массы колеблются с амплитудой, зависящей от частоты вращения ведущего вала и от разницы частот вращения ведущего и ведомого валов. Цикл колебания каждой массы имеет четыре фазы. В первой фазе масса ускоряется в одном направлении, накапливая при этом энергию, поступающую от ведущего вала. Во второй фазе масса замедляется и при этом отдает накопленную энергию выходному валу. В третьей фазе масса снова ускоряется, но уже в противоположном направлении, а в четвертой фазе еще раз отдает накопленную энергию, но, поскольку масса движется в противоположном направлении, в конструкции должно быть предусмотрено устройство реверсирования усилия, прикладываемого на ведомый элемент. Чем больше разница частот вращения входного и выходного валов передачи, тем больше значение ускорения и замедления масс, а следовательно, и инерционная добавка момента, прикладываемого к выходному валу. По мере уравнивания частот вращения валов инерционная добавка уменьшается, таким образом передача автоматически, без внешнего воздействия, уменьшает передаточное число по мере разгона выходного вала. Конструкции инерционно-импульсных передач можно разделить на две категории: передачи с неуравновешенными массами, совершающими колебательные движения, и передачи с вращающимися неуравновешенными массами.
Фрикционные передачи. Все многообразие фрикционных передач можно с определенной долей условности разделить на две основные группы: фрикционные передачи с непосредственным контактом и фрикционные передачи с гибкой связью. Особенностью всех типов фрикционных передач является необходимость прижатия одного фрикционного элемента к другому со значительной силой. Это обуславливает большое давление на опоры, что увеличивает потери в подшипниках и уменьшает срок службы основных рабочих деталей. Условие работы фрикционной передачи выражается неравенством: m/k>1 где m — коэффициент трения; к— коэффициент тяги, равный отношению реализуемой касательной силы к нормальной силе в контакте. Для обеспечения наименьшего нагружения контакта и подшипников передачи желательно, чтобы отношение т/к в регулируемом диапазоне оставалось постоянным, следовательно, прижатие фрикционных элементов должно изменяться автоматически в функции передаваемого передачей усилия (крутящего момента). Автоматическое изменение прижатия может осуществляться либо специальным промежуточным элементом под действием активных или реактивных сил, либо специальным нажимным устройством, в основе которого лежит принцип разложения активной силы на составляющие с помощью клинового механизма. В современных системах управления фрикционными передачами с использованием микропроцессора оптимальное усилие прижатия задается программой микропроцессора. Отличительной особенностью фрикционных бесступенчатых передач является скольжение в контакте. Чем меньше изменяется относительное скольжение в контакте во всем диапазоне регулирования, тем более благоприятными будут условия работы фрикционных элементов. Фрикционные передачи с гибкой связью -представляют собой варьирование известной бесступенчатой передачи — клиноременного вариатора.