logo
Устройство автоматической системы регулирования температуры охлаждающей жидкости

1.4 Техническое обслуживание

На верхнем корпусе привода вентилятора имеется кран управления вентилятором (рис. 4), представляющий собой цилиндрический золотник, который имеет два положения, за счет чего обеспечиваются два режима работы гидромуфты привода вентилятора.

Рис. 4. Положения рукояток крана ручного управления приводом вентилятора: 1 - включен через терморегулятор; II -- включен постоянно.

Положение 1 -- включен через терморегулятор -- вентилятор включен в систему автоматического регулирования; при этом масло в гидромуфту подается через терморегулятор, и вентилятор работает с плавно изменяющейся частотой вращения в зависимости от температуры охлаждающей жидкости.

Положение 1 -- включен через терморегулятор -- вентилятор включен в систему автоматического регулирования; при этом масло в гидромуфту подается через терморегулятор, и вентилятор работает с плавно изменяющейся частотой вращения в зависимости от температуры охлаждающей жидкости.

Положение 2 -- включен постоянно -- вентилятор включен для постоянной работы; при этом рабочая полость гидромуфты сообщается с главной масляной магистралью дизеля и вентилятор работает, имея номинальную частоту вращения, что необходимо при неисправности в системе автоматического регулирования, не связанной с приводом вентилятора (вышел из строя терморегулятор, повреждены масляные трубопроводы и т. п.), при снижении температуры охлаждающей жидкости перед остановкой дизеля (после охлаждения дизеля рукоятку крана следует установить в положение для работы с терморегулятором). Положения рукоятки крана управления вентилятором показаны на рис. 5.

Во время эксплуатации возможно не выключение вентилятора при значительном снижении температуры охлаждающей жидкости, что может быть вызвано засорением масло сбрасывающего отверстия в колпаке гидромуфты, заклиниванием клапана терморегулятора в открытом положении. Для устранения причины не выключения вентилятора следует прочистить масло сбрасывающее отверстие, проработав некоторое время при положении рукоятки крана включен постоянно, затем при положении включен через терморегулятор Если после нескольких попыток устранить засорение таким образом не удается, маслосбрасывающее отверстие необходимо прочистить при остановленном дизеле, для чего:

1) расконтрить и отвернуть пробку 2 (рис. 6) на крышке 5;

2) провертывая коленчатый вал по ходу, подвести отверстие, а колпака 6 гидромуфты против смотрового отверстия;

Рис. 5 Схема автоматического регулирования температуры охлаждающей жидкости:

1 -- терморегулятор; 2, 3, 4, 5, 6 -- рукава; 7 -- кран управления приводом вентилятора; 8 -- гидромуфта; а -- путь масла при питании гидромуфты через терморегулятор; ь-- ь масла при постоянно включенном вентиляторе.

3) проволокой диаметром 1,8мм прочистить маслосбрасывающее отверстие. После окончания прочистки пробку 2 установить на место, обратить внимание на наличие уплотнительного кольца 3 и законтрить проволокой 4. Если после прочистки масло сбрасывающего отверстия режим работы вентилятора при значительном снижении температуры охлаждающей жидкости не изменится, произошло заклинивание клапана; в этом случае заменить терморегулятор, который при эксплуатации обслуживанию и ремонту не подлежит. Не допускаются отложения накипи на баллоне датчика терморегулятора, которая может привести к изменению основных параметров его.

Рис. 6. Размещение масло сбрасывающего отверстия: 1 -- часть корпуса привода вентилятора верхнего; 2 --пробка; 3 -- кольцо уплотнительное; 4 --проволока; 5 -- крышка корпуса; 6 -- колпак; 7 -- колесо турбинное; 8 -- колесо насосное; а -- отверстие маслосбрасывающее.