logo
Влияние дорожных условий на организацию перевозок

Влияние дорожных условий на безопасность движения

Безопасность движения по дорогам может быть достигнута только при условии одновременного проведения комплекса мероприятий:

ь совершенствования конструкции автомобилей и других транспортных средств;

ь содержания транспортных средств в надлежащем техническом состоянии;

ь психофизиологическом отборе, качественной подготовке и постоянном повышении квалификации водителей;

ь строгого соблюдения водителями и пешеходами правил дорожного движения;

ь обеспечения планом и продольным профилем дорог возможности движения автомобилей с высокими скоростями;

ь поддержания дорожно-эксплуатационной службой транспортных качеств дорог, путем обеспечения необходимой прочности, ровности, коэффициента сцепления покрытий, необходимых расстояний видимости и т.д.;

ь надлежащей информации водителей о дорожных условиях и правильном режиме движения путем установки дорожных знаков, издания маршрутных дорожных схем и карт, использования сети местного радиовещания и телевидения.

Статистика дорожно-транспортных происшествий учитывает количество происшествий за определенный период времени. Для сравнения относительной опасности маршрутов или отдельных участков дороги используют коэффициент относительной аварийности число происшествий на 1 млн. авт./км пробега для длинных участков дороги или на 1 млн. прошедших автомобилей для коротких участков дороги (мост, пересечение, кривая малого радиуса и т.п.).

Официальная статистика относит к числу дорожно-транспортных происшествий, вызванных дорожными условиями, сравнительно небольшой процент, полагая, что подавляющее большинство происшествий возникает в результате неправильных действий водителей. Более глубокий анализ обстоятельств возникновения дорожных происшествий показывает, что во многих из них проявлялось сопутствующее влияние дороги, осложняющей управление и вызывающей ошибки водителей.

Дорожно-транспортные происшествия чаще всего возникают в местах, где водители сталкиваются с внезапным осложнением дорожных условий, вызывающим необходимость изменения сложившегося ритма движения, чаще всего резкого снижения скорости. В этих местах в связи с неблагоприятными сочетаниями элементов плана и профиля, скользкого дорожного покрытия, ухудшением его ровности, возможностью внезапного появления пешеходов и т.п. допустима только ограниченная скорость.

В то же время, если на предшествующих участках причины для ограничения скорости отсутствуют, то водители с замедленной реакцией, ослабленным вниманием, неопытные или недисциплинированные, следующие с повышенной скоростью, не считаясь с особенностями расположенных впереди участков дороги, неожиданно сталкиваясь с необходимостью резкого снижения скорости, могут попасть в аварийную ситуацию.

Основным показателем безопасности дороги для движения является отсутствие на дороге мест, на которых происходит резкое изменение скорости движения транспортного потока на коротком участке пути, а также малый перепад скоростей на таких участках.

Исследования психофизиологических процессов, возникающих в организме водителей, показали, что проезд трудных участков дороги всегда сопровождается резким повышением их эмоциональной напряженности. Устранение опасных и неудобных для движения участков дороги обеспечивает одновременно и существенное улучшение условий труда водителей. Хотя на опасных участках в аварии попадают только единичные автомобили, на этих участках весь транспортный поток снижает скорость движения, что уменьшает эффективность использования автомобильного транспорта. Поэтому повышение безопасности движения транспорта обеспечивает одновременно снижение стоимости автомобильных перевозок, улучшение условий труда водителей и повышение комфортабельности пассажирских сообщений. Наиболее опасными на дорогах являются:

v участки резкого уменьшения на коротком протяжении дороги допускаемых скоростей движения, обеспечиваемы элементами плана и продольного профиля, преимущественно в связи с недостаточной видимостью и малыми радиусами кривых или отсутствием виражей;

v участки резкого несоответствия одного из элементов дороги скоростям движения, обеспечиваемым другими ее элементами (скользкое покрытие на кривой большого радиуса, узкий малый мост на длинном горизонтальном, прямом участке, кривая малого радиуса среди затяжного спуска и др.);

v участки, где план и продольный профиль дороги создают возможность значительного возрастания скоростей, которые могут превысить безопасные при данной ровности и шероховатости покрытия (затяжные спуски на прямых участках);

v участки, где у водителей может возникнуть неправильное представление о дальнейшем направлении дороги;

v места слияния или пересечения потоков движения на перекрестках, съездах и примыканиях, переходно-скоростных полосах;

v места, где имеется возможность неожиданного появления на дороге пешеходов и выезда транспортных средств с придорожной полосы;

v участки, где однообразность придорожного ландшафта, плана и профиля дороги способствует потере водителями легковых автомобилей контроля за скоростью или же где такое однообразие приводит к утомлению и сонливости водителей грузовых автомобилей.

Для выявления участков дороги, характеризующихся неудачными сочетаниями элементов, создающими опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также для оценки относительной опасности маршрута следует применять методы коэффициентов аварийности и коэффициента безопасности.