logo
Титул

Глава 8. Планирование производственной деятельности вагонного эксплуатационного депо

8.1 Характеристика, задачи и организационная структура вагонного депо

Вагонное хозяйство играет важную роль в осуществлении перевозочного процесса. В нем сосредоточена наиболее активная часть основных фондов железных дорог – грузовые вагоны. Вагонный парк – это перевозочные ресурсы железнодорожного транспорта, и от того, в каком техническом состоянии он находится и как используется, зависят объем и качество перевозок, доходы и прибыль железнодорожной компании. Доля вагонного хозяйства в стоимости основных фондов, общей численности эксплуатационного контингента, фонде заработной платы и эксплуатационных расходах составляет примерно 20%. Почти половина стоимости материалов, расходуемых на грузовые перевозки, приходится на техническое обслуживание и текущий ремонт вагонов.

В связи со структурной реформой ремонтные вагонные депо считаются структурными подразделениями Дирекции по ремонту грузовых вагонов, которая, в свою очередь, является структурным подразделением железной дороги-филиала ОАО «РЖД, а эксплуатационные вагонные депо – структурными подразделениями отделений железной дороги – филиала ОАО «РЖД (далее соответственно – подразделение, дирекция, дорога, ОАО «РЖД»).

Структурные подразделения непосредственно участвуют во всех видах перевозочного процесса, выполняют соответствующие своим задачам функции, технологические операции.

Основные задачи вагонного депо – обеспечение железных дорог исправным парком грузовых вагонов, отвечающих требованиям безопасности движения и сохранности перевозки грузов.

Вагонное депо выполняет работы и оказывает услуги в соответствии с планом и договорами.

К производственным функциям, выполняемым предприятиями вагонного хозяйства, относят техническое обслуживание и текущий ремонт вагонов; подготовка грузовых вагонов к перевозкам; оборудование и разоборудование грузовых вагонов для специальных перевозок.

В зависимости от характера, сложности и объема выполняемых работ вагонные депо подразделяются на группы. Группа устанавливается на основе суммы показателей работы вагонного депо, выраженных в условных единицах – баллах. Установлены три группы вагонного депо: I – свыше 350, II – от 240 до 350, III – менее 240 баллов. При исчислении баллов на пунктах комплексной подготовки изотермических и крытых вагонов количество баллов за 100 обработанных вагонов увеличивается на 50 %. Депо, имеющим пункты перестановки вагонов, общая сумма баллов увеличивается на 20 %; депо, осуществляющим эксплуатацию и ремонт рефрижераторных секций (поездов), сумма баллов увеличивается на объем этой работы в тонно– километрах. При определении количества отремонтированных в депо вагонов один вагон для перевозки автомобилей или одна цистерна для перевозки цемента приравнивается к четырем грузовым вагонам.

Для обеспечения перевозочного процесса исправным вагонным парком депо располагают значительными основными фондами.

Для технического обслуживания и текущего ремонта вагонов в поездах в ведении вагонного депо имеются пункты технического обслуживания (ПТО), расположенные на сортировочных и участковых станциях, и пунктах подготовки вагонов к перевозкам (ППВ), которые размещаются на станциях массовой погрузки, выгрузки и формирования порожних вагонов. На сети железных дорог имеются три вида ППВ – это пункты подготовки полувагонов и платформ, крытых, изотермических вагонов и цистерн.

На пунктах подготовки вагонов к перевозке текущий ремонт может выполняться как с отцепкой, так и без отцепки вагонов от состава. Вагоны, имеющие значительные повреждения, отцепляют от поездов и подают на специально выделенные пути, которые оснащены современными средствами механизации, в том числе и специальными вагоноремонтными машинами. В настоящее время более 140 пунктов подготовки полувагонов оснащены высокопроизводительными машинами «Донбасс» и другим оборудованием.

Перенесение основного объема работ по ремонту вагонов на пункты подготовки вагонов к перевозке изменяет объем и содержание работ на пунктах технического обслуживания. Они превращаются в контрольные пункты по обеспечению безопасности движения поездов. Для сокращения времени на обработку поездов на пунктах технического обслуживания внедряется многогрупповой метод обработки поездов. Производственно–хозяйственная деятельность вагонных депо заключается в восстановлении работоспособности грузовых вагонов и поддержании их в состоянии готовности выполнять перевозочный процесс при наименьших эксплуатационных расходах.

Для решения возложенных задач подразделение обеспечивает:

Работа вагонного эксплуатационного депо оценивается числом вагонов, прошедших техническое обслуживание и подготовку к перевозкам, уровнем безотказной работы вагонов при следовании их в поездах.