Глава 11. Планирование производственной деятельности дистанции пути
11.1 Характеристики, задачи и организационная структура дистанции пути
Эффективность и качество перевозок грузов и пассажиров в большой степени зависят от мощности верхнего строения пути и его технического состояния. Путевое хозяйство - важнейшая составная часть железнодорожного транспорта. Планомерный рост и постоянное совершенствование технической вооруженности пути и сооружений, их техническое обслуживание, обеспечивающее безопасность и бесперебойность движения поездов, способствуют выполнению плана перевозок, улучшению эксплуатационных и экономических показателей.
Путевое хозяйство является капиталоемкой, трудоёмкой и материалоемкой отраслью железнодорожного транспорта. Оно составляет в основных фондах 54 %, в эксплуатационном контингенте около 20 %, в эксплуатационных расходах свыше 20 %.
Поддержание устройств пути в надлежащем техническом и эксплуатационном состоянии достигается проведением комплекса основных путевых работ. Перечень работ, выполняемых в дистанциях пути включает текущее содержание пути и одиночную смену материалов верхнего строения пути.
Применяемые на отечественных железных дорогах способы и технические средства выполнения путевых ремонтных работ всегда были направлены на обеспечение выполнения их по объему, структуре и качеству с наименьшими помехами движению поездов. Поэтому и в современных условиях наблюдается общая тенденция - ускоренная механизация и автоматизация всех видов ремонтов пути и его текущего содержания в целях постоянного роста производительности труда.
Особенно дорогим и трудоемким на отечественных железных дорогах продолжает оставаться текущее содержание пути. На него приходится примерно 2/3 общих расходов по всем видам ремонта и содержанию пути и около 50% контингента работников, связанных с ремонтом и эксплуатацией пути. На планово-предупредительные ремонты приходится примерно лишь 1/3 общих расходов.
Создание и внедрение комплекса путевых машин позволит в будущем организовать механизированные комплексы для ремонта и содержания пути и инженерных сооружений; системы диагностики состояния пути и инженерных сооружений; обосновать технические решения по системе ведения путевого хозяйства на основе ресурсосберегающих технологий, включая вопросы нормативной базы и улучшения условий труда; разработать комплексы технических средств для восстановления и увеличения сроков службы материалов верхнего строения пути и стрелочных переводов; малообслуживаемые конструкции пути и стрелочных переводов, включая участки с созданием инженерных сооружений из новых конструкционных материалов на основе современных технических решений для интенсивного движения поездов со скоростями до 200 км/ч; осуществить технико-экономическое обоснование решений по восстановлению ресурса действующих инженерных сооружений; разработать комплекс технических средств для эффективной защиты и очистки перегонов и станций от снега и других засорителей в целях повышения экологической безопасности работ в путевом хозяйстве.
Полная реализация вышеуказанных приоритетных направлений позволит уменьшить объемы ремонтных работ не менее чем на 30% и соответственно сократить трудоемкость текущего содержания пути.
В обеспечении безопасности и надежности движения поездов большую роль играет проведение комплекса работ по текущему содержанию пути.
На отечественных железных дорогах планирование осуществляется в двух видах: перспективное - на 5-6 лет на основе нормативов и анализа динамики изменения технического состояния пути и условий эксплуатации с целью более рационального использования трудовых и финансовых ресурсов; текущее - на предстоящий год, исходя из фактического состояния пути, что устанавливается при осмотрах и проверке диагностическими средствами.
Применение механизированных комплексов на планово-предупредительных работах текущего содержания пути на 17% снижает трудоемкость работ и уменьшает вероятность появления непредвиденных неисправностей пути. Опыт эксплуатации и выполненные исследования показывают, что в бесстыковом пути одиночный выход рельсов в дефектные в 2-3 раза меньше, чем в звеньевом. Кроме того, существенно (до 15%) снижается основное удельное сопротивление движению поездов. Эти два фактора обусловливают эффективность бесстыкового пути как конструкции, снижающей затраты на его содержание.
Система ведения путевого хозяйства определяет принципы, технические параметры и нормативы по эксплуатации железнодорожного пути, исходя из условий обеспечения безопасности движения поездов с установленными скоростями и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Система ведения путевого хозяйства основана на классификации путей в зависимости от грузонапряженности и скоростей движения поездов - главных факторов, влияющих на перевозочный процесс и работу пути. Такая классификация позволила устанавливать дифференцированные технические условия и нормативы на укладку новых и старогодних материалов верхнего строения пути, виды и периодичности ремонта пути.
Задачами текущего содержания являются поддержание пути в исправном состоянии в пределах установленных норм и обеспечение длительных сроков службы всех его элементов. Проведение работ по текущему содержанию возлагается на дистанцию пути. Дистанции выполняют также работы по сплошной и одиночной смене элементов верхнего строения пути.
Дистанция пути входит в состав отделения дороги и имеет статус структурного подразделения ОАО «РЖД», выполняет работы и оказывает услуги в соответствии с планом и договорами.
Основными задачами дистанции пути являются:
- содержание всех элементов железнодорожного пути (земляного полотна, верхнего строения, искусственных и других сооружений пути) в состоянии, обеспечивающем безопасное, бесперебойное движение поездов с установленными для данного участка скоростями;
- своевременное выполнение предупредительных работ и устранение причин, вызывающих неисправности пути, земляного полотна и искусственных сооружений;
- оздоровление и усиление путевого хозяйства, приемка объектов в эксплуатацию после их ремонта;
- обеспечение безопасного движения поездов и автогужевого транспорта на переездах;
- проведение работ по снего- и водоборьбе;
-установка путевых и сигнальных знаков и уход за ними;
-внедрение новейших достижений науки, техники, передового опыта, максимальное использование производственных мощностей, машин, механизмов, повышение уровня механизации путевых работ;
- улучшение условий труда, организации рабочих мест и соблюдение требований, правил и норм по технике безопасности и производственной санитарии;
- экономное расходование материальных и топливно энергетических ресурсов, повышение производительности труда, эффективности производства и на этой основе - обеспечение роста благосостояния всего коллектива.
Дистанции пути распределяются на группы в зависимости от характера и сложности обслуживаемых устройств: I- группа - свыше 760, II - свыше 600 до 760, III - свыше 450 до 600 и IV группа - до 450 баллов. Группа устанавливается по сумме показателей работы дистанции пути, выраженных в условных единицах - баллах (табл. 11.1).
Таблица 11.1
Показатели, характеризующие работу структурного подразделения дистанции пути для определения суммы баллов
Показатели, характеризующие работу структурного подразделения для определения суммы баллов | Единица измерения показателя | Количество баллов за единицу измерения показателя (коэффициент) |
Приведенная длина железнодорожного пути при средней грузонапряженности главных путей дистанции (в тонно - км брутто на l км пути в год): а) до 25 млн. т- км брутто; б) свыше 25 до 40 млн. т-км брутто; в) свыше 40 до 55 млн, т-км брутто; г) свыше 55 до 70 млн. т-км брутто; д) свыше 70 до 90 млн. т-км брутто; е) свыше 90 до 110 млн. т-км брутто; ж) свыше 110 до 130 млн. т-км брутто; з) свыше 130 млн. т-км брутто | км км км км км км км км | 1,2 1,8 2,0 2,2 2,4 2,6 2,8 3,0 |
Протяженность кривых участков главных железнодорожных путей радиусом 650м и менее | 1км | 0,3 |
Протяженность участков железнодорожного пути со скоростью движения пассажирских поездов: a) свыше 120 до 140 км/час; | км | 0,15 |
б) свыше 140 до 160 км/час; | км | 0,3 |
в) свыше 160 км/час | км | 0,5 |
Наличие железнодорожных станций: |
|
|
a) грузовых внеклассных; | 1 станция | 15 |
б) сортировочных внеклассных и I класса c | 1 станция | 35 |
механизированной (автоматической) горкой; в) сортировочных и пассажирских внеклассных и I класса | 1 станция | 25 |
Искусственные сооружения: |
|
|
a) мосты, виадуки, путепроводы;* | 100м | 1,8 |
б) тоннели железнодорожные; | 100м | 1,5 |
в) пешеходные мосты и тоннели; | 100м | 1,0 |
r) трубы, лотки поперечные, галереи, акведуки. | 100м | 0,5 |
*Длина мостов и железнодорожных путепроводов для многопутных участков учитывается по каждому железнодорожному пути отдельно. |
|
|
Земляное полотно: a) кюветы, нагорные и водоотводные канавы, лотки продольные, канализация на станционных железнодорожных путях; б) дренажи, прорези, штольни; в) одевающие стены (6 кв. м. приравнивается к 1 пог. м. протяженности), подпорные стены, бунны, волноломы, траверсы, r) деформирующиеся участки земляного полотна (сплавы, осадки, водоразмывы, обвалы, оползни» сели, наледи, карсты); д) волноотбойные стены, противолавинные сооружения (сетки, дамбы) | км км
км км км | 0,1 0,3
1,3 0,6 1,7 |
Снегозаносимые и пескозаносимые участки железнодорожного пути, ограждаемые: a) постоянными заборами; б) переносными щитами | 1 км развернутой длины забора 1км пути | 0,2 0,3 |
Объем ремонтно-строительных работ, выполняемых дистанцией пути (применяются коэффициенты относительной трудоемкости) | 1 привед. км | 1,0 |
Протяженность железнодорожного пути со сложным профилем линии: А) уклон 8,1-15 О/оо Б) улон 15,1-25 О/оо |
Км км
|
0,5 1,0 |
За показатели работы принимаются приведенная длина и средняя грузонапряженность главного пути. Приведенную длину пути дистанции определяют по формуле:
,где
–длина первого пути, км;
- длина второго (третьего и т.д.) главного пути, км;
- длина станционного пути, км;
- количество стрелочных переводов, компл.;
- протяжение искусственных сооружений (мостов, тоннелей, труб и др.), пог. м.
Средняя грузонапряженность главных путей дистанции:
где ,, …,- грузонапряженность отдельных участков пути, млн. т-км брутто/год
- протяженность соответствующих участков пути, км.
Материально-техническую базу дистанции пути составляют основные фонды, закрепленные за ней отделением дороги. Структура основных фондов дистанции пути характеризуется следующими данными (табл. 11.2).
Таблица 11.2
- Москва 2008
- Глава 1. Система планирования и бюджетирования производственной деятельности в структурных подразделениях железнодорожного транспорта
- 1.1 Объект и предмет планирования на предприятиях железнодорожного транспорта
- Железная дорога-филиал оао«ржд»
- Отделения железной дороги
- Глава 2. Планирование труда и заработной платы
- 2.1 Показатели плана
- 2.2 Тарифная система оплаты труда
- Тарифная сетка
- 2.3 Оплата труда руководителей и специалистов
- 2.4 Формы и системы оплаты труда
- 2.6 Выплаты стимулирующего характера
- 2.7 Материальное поощрение
- Глава 3. Группировка расходов железных дорог по основным видам деятельности
- 3.1 Принципы построения Номенклатуры доходов и расходов по видам деятельности оао «ржд»
- Производственные подразделения
- Расходы на материалы
- Расходы на топливо и электроэнергию
- Амортизационные отчисления
- Глава 4. Планирование производственной деятельности отделения дороги
- 4.1 Характеристика, задачи и организационная структура отделения дороги
- Определение планового грузооборота отделения дороги
- Планирование работы вагонов
- Расчет простоя вагонов под грузовой операцией
- Расчет простоя вагона на технических станциях
- 4.5 Планирование эксплуатационных расходов отделения дороги
- 4.6 Экономические взаимоотношения отделения дороги с транспортными и сторонними предприятиями и организациями
- Глава 5. Планирование производственной деятельности станций
- 5.1 Характеристика, задачи и организационная структура управления
- 5.2 Планирование показателей объема и качества работы
- 5.3 Планирование труда и заработной платы
- Производительность труда определяется отношением приведенных вагонов к среднесписочной численности работников станции
- 5.4 Планирование эксплуатационных расходов
- Глава 6. Планирование производственной деятельности локомотивного депо
- 6.1 Характеристика и задачи локомотивного депо
- Техническое обслуживание
- 6.3 Планирование эксплуатационной работы и программы ремонта локомотивов
- 6.4 Планирование программы технического обслуживания и ремонта локомотивов
- 6.5 Планирование качественных показателей
- 6.6 Планирование труда и заработной платы
- 6.7 Расчет численности и фонда оплаты труда локомотивных бригад
- 6.8 Планирование расходов локомотивного депо
- 6.9 Определение себестоимости продукции в локомотивном депо
- Глава 7. Планирование производственной деятельности дирекции по ремонту грузовых вагонов
- Глава 8. Планирование производственной деятельности вагонного эксплуатационного депо
- 8.2 Виды деятельности вагонного эксплуатационного депо
- 8.3 Содержание и порядок составления плана вагонного эксплуатационного депо
- 8.4 Планирование показателей работы вагонного эксплуатационного депо
- 8.5 Планирование качественных показателей работы вагонного эксплуатационного депо
- 8.6 Планирование труда и заработной платы
- 8.7 Планирование расходов вагонного эксплуатационного депо
- Глава 9. Планирование производственной деятельности дирекции по обслуживанию пассажиров в дальнем следовании и дирекции железнодорожных вокзалов
- 9.1 Характеристика и задачи дирекции по обслуживанию пассажиров
- 9.2 Планирование показателей объема работы по эксплуатации и текущему ремонту подвижного состава
- 9.3 Планирование показателей качества
- 9.4 Планирование труда и заработной платы
- 9.6 Характеристика, задачи и организационная структура управления в дирекции железнодорожных вокзалов
- 9.7 Планирование производственной деятельности железнодорожных вокзалов
- Глава 10. Планирование производственной деятельности Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении
- 10.3 Планирование труда и заработной платы
- Потребность локомотивных бригад составит
- 10.4 Планирование эксплуатационных расходов
- 10.5 Определение себестоимости продукции
- Глава 11. Планирование производственной деятельности дистанции пути
- Структура основных фондов дистанции пути
- Структура эксплуатационных расходов
- 11.4 Планирование труда и заработной платы
- Расчетная численность монтеров составит
- 11.4 Планирование эксплуатационных расходов в дистанции пути
- Глава 12. Планирование производственной деятельности дистанции сигнализации, централизации и блокировки
- Классификация и балльная оценка отказов
- 12.3 Планирование труда и заработной платы
- Глава 13. Планирование производственной деятельности региональных центров связи
- Глава 14. Планирование производственной деятельности дистанции электроснабжения
- Нормы оценки состояния контактной сети в баллах
- 14.3 Планирование труда и заработной платы