logo
Титул

11.4 Планирование эксплуатационных расходов в дистанции пути

Экономическая эффективность работы путевого хозяйства во многом определяется затратами на текущее содержание и ремонт пути. На расходы путевого хозяйства оказывают влияние основные внутренние факторы, которые могут стать основой для принятия эффективных управленческих решений по оптимизации затрат. Классификация основных факторов, влияющих на расходы путевого хозяйства, приведена в табл. 11.16.

Таблица 11.16

Классификация основных факторов, влияющих на расходы путевого хозяйства

Группировочный

признак

Фактор

1. Условия работы,

определяемые природными и макроэкономическими факторами

1.1 Климатические условия

1.2. Уровень налогов,

относимых на себестоимость

1.3. Уровень отчислений на социальные нужды

2. Условия работы,

определяемые конъюнктурой

товарного рынка и рынка

рабочей силы

2.1. Уровень заработной платы

2.2. Цены на материальные и топливно-энергетические ресурсы

3. Условия, определяемые

конъюнктурой транспортного

рынка

3.1. Структура перевозок по видам движения (грузовое,

пассажирское)

3.2. Структура перевозок по родам груза

4. Условия работы,

определяемые технической

вооруженностью

железнодорожного транспорта

4.1. Грузонапряженность

4.2. Структура железнодорожных линий по путности

4.3. План и профиль пути (кривые и эквивалентный уклон)

4.4. Структура пути по характеристикам верхнего строения пути (тип рельсов и шпал, род балласта, доля бесстыкового пути и т.п.)

4.5. Количество и структура искусственных сооружений

4.6. Количество охраняемых и неохраняемых переездов.

4.5. Количество единиц путевой техники,

автотранспорта,структура производственных зданий

4.6. Надежность работы технических средств, в том числе пути и его обустройств

4.7. Степень физического и морального износа основных фондов.

5. Технология перевозок и обслуживания технических

средств, качество эксплуатационной работы

5.1. Скорости движения поездов

5.2. Уровень механизации путевых работ

5.3. Удельный расход трудовых ресурсов

Основные эксплуатационные расходы путевого хозяйства планируют по статьям Номенклатуры доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД»: текущее содержание пути и постоянных устройств, одиночная смена материалов верхнего строения пути, содержание искусственных сооружений, а также защитных лесонасаждений, охрана пути, переездов и искусственных сооружений, расходы по снего-, водо- и пескоборьбе, прочие работы хозяйства пути.

Эксплуатационные расходы планируют по элементам затрат: затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, материальные затраты, в т.ч. материалы, электроэнергия, топливо, прочие материальные затраты; амортизация, прочие расходы.

По статье 2101 «Текущее содержание пути и постоянных устройств» планируют затраты, связанные с содержанием земляного полотна, содержанием верхнего строения главных, станционных путей и подъездных путей, принадлежащих железной дороге, постоянных устройств на перегонах и стрелочных переводов, а также пешеходных мостов и переездов. Кроме фонда заработной платы, определяемого в плане по труду, по этой статье рассчитывают затраты на материалы, топливо, электроэнергию и прочие расходы.

Расходы на материалы для текущего содержания определяют по утвержденным РЖД нормам и действующим ценам. Затраты на топливо и смазочные материалы для машин и механизмов, применяемых на работах по текущему содержанию пути, рассчитывают по количеству механизмов, продолжительности их работы в часах, расходу топлива за 1 ч и стоимости 1 т топлива.

В прочие материальные затраты входит оплата счетов за работу путевого струга по очистке кюветов и за другие работы, выполняемые сторонними организациями.

В расходы по одиночной смене материалов верхнего строения пути (статья 2102) входят затраты на новые материалы и отремонтированные элементы верхнего строения пути, используемые при одиночной смене, а также затраты на пополнение и замену балласта. Расходы по одиночной смене материалов

верхнего строения пути исчисляют по нормам, установленным на 1 км

развернутой длины главного и станционного путей, и действующим ценам. При определении потребности в материалах из развернутой длины пути исключают те участки, на которых в планируемом году предусматриваются работы по капитальному, среднему или подъемочному ремонту, а также сплошная замена рельсов новыми и старогодными.

Пример. Протяженность главнык путей дистанции 160 км, станционных 50 км. В планируемом периоде предусмотрен средний ремонт пути на 25 км, подъемочный ремонт на 40 км и сплошная замена рельсов старогодными на 10 км пути.

При этих условиях развернутая длина пути, которую нужно учитывать в расчетах потребности:

в шпалах (160 + 50) - 25 - 40 = 145 км;

в рельсах и скреплениях (160 + 50) - 25 -40- 10 = 135 км.

Стоимость материалов исчисляют в оптовых ценах промышленности и дополнительно учитывают затраты по их транспортировке. Расходы по замене балласта определяют по цене, установленной для каждой дороги. По дистанциям эти цены дифференцируют исходя из себестоимости полученного балласта и расходов по его транспортировке.

При одиночной смене используют, как правило, старогодные рельсы. Поэтому затраты на материалы рассчитывают не по цене рельсов, а по стоимости их ремонта. Если часть рельсов при одиночной смене предполагается заменить новыми, то для определения этой части расходов используют цены на новые рельсы.

Заработную плату по статье «Одиночная смена материалов верхнего строения пути» не планируют, так как эти работы выполняют рабочие, фонд

заработной платы которых предусматривается по статье «Текущее содержание пути».

В расходах по охране пути (статья 2103), переездов и искусственных сооружений учитывают затраты на материалы для освещения сигналов на перегоне, а также ручных фонарей обходчиков и дежурных по переездам. Сумму этих расходов определяют по фактическим затратам за предыдущий год с учетом возможного их сокращения.

Расходы на материалы для содержания искусственных сооружений (статья 2104) исчисляют по нормам, установленным на текущее содержание 100 м искусственных сооружений в год, протяженности сооружений и ценам.

К прочим затратам по хозяйству пути относят оплату счетов за электроэнергию, потребляемую путевыми машинами и механизмами, а также используемую для освещения, и оплату счетов судоходного надзора за обслуживание знаков под мостами. Сумму этих расходов устанавливают на уровне фактических затрат за предыдущий период.

Расходы по снего-, водо- и пескоборьбе (статья 2106) в планах дистанции пути не предусматриваются, а планируются в составе расходов железных дорог.

По прочим работам хозяйства пути планируют расходы на содержание в чистоте пешеходных мостов на перегонах, устройств искусственной защиты от снега и песка (ремонт заборов и установка щитов и кольев), текущий ремонт снегоочистителей, очистку путей от шлака и мусора. Сумму этих расходов определяют по уровню фактических затрат по этой статье за предыдущий период.

В плане расходов дистанции пути отражают амортизационные отчисления на полное восстановление земляного полотна, искусственных сооружений, верхнего строения главных, станционных и подъездных путей. Сумму амортизационных отчислений определяют по балансовой стоимости этих основных фондов и нормам амортизации.

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы в дистанции пути планируются так же, как и в других структурных подразделениях.