5. 6. Лабораторная работа № 20 диагностирование рулевого управления
Цель и содержание работы. Техническое состояние деталей и соединений рулевого управления, особенно его привода и усилителя, оказывает большое влияние на условия труда водителя; на утомляемость, надежность и безопасность движения, легкость управления и устойчивость автомобиля.
Содержание работы: изучение технологического оборудования, диагностических параметров и технических условий, измерение суммарного люфта и усилия на ободе рулевого колеса, регулировка рулевого механизма, испытание гидроусилителя руля Цель работы — научить учащихся практическим навыкам в диагностировании и регулировке управления автомобиля, а также освоить основные методы и приемы при испытании гидроусилителя.
Контрольно-диагностическое оборудование. Оборудование рабочего места: прибор для проверки рулевого управления К187 или К402; прибор для проверки гидроусилителя К405 или установка модели К465М; грузовой автомобиль с ходовыми качествами; набор инструмента и приспособлений.
Прибор К187 (рис. 76) или К402 предназначен для проверки технического состояния рулевого управления автомобилей по суммарному люфту и общей силе трения. Тип прибора — переносной, ручной. Прибор состоит из динамометра1 со шкалой и люфто-мера 2, который крепится на рулевом колесе, а его стрелка 6 — на рулевой колонке при помощи захвата 4 и кронштейнов 5, 3.
Прибор К405 (рис. 77) предназначен для проверки технического состояния гидроусилителя автомобилей ЗИЛ без их снятия. Тип — переносной, гидроэлектрический. На приборе установлены: жидкостный манометр 2, дистанционный термометр 6, объемный счетчик жидкости 4, электроимпульсный тахометр 5, сигнальная лампа /, а также внутри корпуса 3 имеются нагрузочный клапан и реверсивный золотник. Прибор подключается к гидросистеме усилителя, к проводу прерывателя и к «массе» автомобиля. Проверка производится по следующим параметрам: частота вращения коленчатого вала двигателя, давление и производительность насоса усилителя, температура масла, момент начала и полного открытия золотника усилителя.
Установка К465М (рис. 78) предназначена для проверки гидравлических систем рулевого управления непосредственно на автомобилях ЗИЛ, ГАЗ, КамАЗ. Тип установки — передвижная, гидравлическая. Состоит из тележки и блока приборов, аналогичных К405.
Меры безопасности: запрещается работать с приборами для проверки систем гидроусилителя руля при нарушении герметичности в соединениях высокого давления, а включение и отключение приборов производить только при неработающем двигателе; запрещается проверять уровень жидкости в бачке насоса гидроусилителя при работающем двигателе.
Состав и порядок выполнения работы. 1. Проверка технического состояния рулевого управления прибором К187 или К402 по люфту и потерям на трение производится в последовательности операций.
Установить передние колеса в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой.
Осмотреть крепление деталей рулевого привода и механизма, соединения шлангов гидроусилителя и натяжение ремня гидронасоса. При необходимости устранить неисправность.
Закрепить стрелку 6 прибора К187 (рис. 76) на рулевой колонке, а люфтомер 2 на рулевом колесе.
Прикладывая усилие на рукоятку люфто-мера не более 10 Н (1 кгс), повернуть рулевое колесо влево от момента, пока оно не станет превышать этого значения, и установить стрелку 6 на ноль шкалы, а затем повернуть рулевое колесо таким же образом вправо и определить люфт по шкале в градусах.
Люфт рулевого колеса измеряется без вывешивания колес. При этом автомобиль должен быть установлен на ровной горизонтальной площадке, а давление воздуха в шинах соответствовать норме. При наличии гидроусилителя руля люфт проверяется при работающем двигателе на средней частоте вращения коленчатого вала.
Потери на трение в рулевом управлении определяются по шкале динамометра 1 при поворачивании рулевого колеса из одного крайнего положения в другое. При этом передние колеса вывешивают и устанавливают в положение для движения по прямой. При наличии гидроусилителя руля силу трения измеряют при опущенных колесах и работающем двигателе на средней частоте вращения коленчатого вала.
Полученные данные сверить с нормативными значениями (см. табл. 5.1) и произвести техническое заключение.
2. Проверка работоспособности гидроусилителя рулевого управления установкой К465М производится в последовательности операций.
Проверить уровень масла в бачке насоса гидроусилителя. При необходимости долить масло до нормы по установленным меткам и произвести прокачку гидросистемы при работающем двигателе на холостом ходу путем полного двух – трехкратного поворота рулевого колеса при установившемся уровне масла в бачке насоса.
Подключить установку к гидравлической системе руля согласно схеме (рис. 79) с помощью четырех шлангов 3, 13, 16, 18 с обратными клапанами 2, 14, 15, 17.
Запустить, прогреть двигатель и установить малую частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу, проверить герметичность в соединениях гидросистем установки и усилителя руля.
Включить краном 9 подачу масла к счетчику 8 и на средней частоте измерить производительность насоса гидроусилителя.
Закрыть краны 9 и 12, проверить по манометру 4 создаваемое насосом гидроусилителя давление на малых и средних частотах в течение не более 15 с при температуре масла 65—75oС, контролируемой термометром 7.
Полученные данные сверить с нормативными значениями (см. табл. 5. 1) и произвести техническое заключение.
3. Проверка и регулировка рулевого механизма производится в последовательности операций:
поставить передние колеса в положение движения по прямой;
отсоединить продольную рулевую тягу от сошки;
покачивая сошку рукой, определить индикатором люфт на ее конце (допустимый 0,3 мм).
Отвернуть колпачковую гайку 1 (рис. 80, а) и снять стопорную шайбу 2. Вращать ключом 3 регулировочный винт 4 по часовой стрелке до устранения люфта, а усилие на ободе колеса по динамометру довести до 16-25 Н ГАЗ-5312 или до 24-27 Н ГАЗ-3102.
Установить детали на место и снова проверить свободный ход рулевого колеса и потери на трение.
На автомобилях ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ усилие на ободе рулевого колеса измеряется при отсоединенной продольной рулевой тяге с помощью динамометра в трех положениях:
первое – рулевое колесо повернуто более чем на два оборота от среднего положения; усилие при этом должно быть 5,5—13,5 Н (0,55—1,35 кгс);
второе — рулевое колесо повернуто на 3/4 — 1 оборот от среднего положения; усилие 23 Н;
третье – рулевое колесо проходит среднее положение, усилие должно быть на 8,0—12,5 Н больше усилия при втором положении, но не превышать 28 Н.
Регулировку надо начинать с установки усилия на ободе рулевого колеса в третьем положении вращением регулировочного винта 5 (рис. 80, б) при отпущенной контргайке.
После установки деталей на место необходимо проверить суммарный люфт на ободе рулевого колеса и потери на трение и застопорить винт 5 контргайкой с моментом 40—45 Н*м.
Результаты измерений необходимо записать в накопительную карту и оформить отчет по лабораторной работе согласно содержанию.
- 1.5. Лабораторная работа № 1 контрольный осмотр карбюраторного двигателя
- 1.6. Лабораторая работа № 2 контрольный осмотр дизельного двигателя
- Технические данные сида-107 «атлас»
- 1.7. Лабораторная работа № 3 диагностирование систем охлаждения и смазки двигателя
- 1.8. Лабораторная работа № 4
- 1.9. Лабораторная работа № 5 диагностирование цилиндропоршневой группы двигателя
- 2.4. Лабораторная работа № 6 диагностирование карбюратора
- 2.5. Лабораторная работа № 7 диагностирование топливных насосов карбюраторных двигателей
- 2.6. Лабораторная работа № 8 диагностирование форсунок
- 2.7. Лабораторная работа № 9 диагностирование топливного насоса высокого давления
- 2.8. Лабораторная работа № 10 диагностирование топливной аппаратуры газобаллонных автомобилей
- Контрольные вопросы
- 3.4 Лаборатрная работа №11 диагностирование источников тока и системы зажигания
- 3.5. Лабораторная работа № 12 установка момента зажигания на двигателе
- 3.6. Лабораторная работа № 13 поиск и устранение неисправностей в электрооборудовании автомобиля
- 4.3. Лабораторная работа № 14 диагностирование агрегатов трансмиссии
- 4. 4. Лабораторная работа № 15 диагностирование шкворневых соединений и подшипников ступиц колес
- 4. 5. Лабораторная работа № 16 контроль углов установки передних колес переносными приборами
- 4. 6. Лабораторная работа № 17 контроль углов установки передних колес легковых автомобилей на стенде
- 4. 7. Лабораторная работа № 18 балансировка колес. Демонтаж и монтаж шин
- Состав и порядок выполнения работы.
- 8. Контрольные вопросы
- 5. 5. Лабораторная работа № 19 диагностирование внешних световых приборов
- 5. 6. Лабораторная работа № 20 диагностирование рулевого управления
- 5. 7. Лабораторная работа № 21 диагностирование тормозной системы
- 5. 8. Лабораторная работа № 22 общее диагностирование автомобиля по определению тягово-экономических показателей
- Контрольные вопросы