13. Управление производством то и ремонта автомобилей
Под управлением производством понимается совокупность действий и распоряжений, направленных на поддержание и улучшение работы производства.
Ошибочные распоряжения в сфере управления производством обычно больше влияют на производственные процессы ТО и ремонта автомобилей, чем недостатки в технологии производства.
От качества управления производством зависит эффективность использования производственно-технической базы АТП, расход запасных частей и материалов, работа ремонтных рабочих.
Организация управления базируется на принципах полно единоначалия и на чётком разграничении функций между руководителями, производственными подразделениями и ремонтными рабочими.
Система организации управления должна быть понятна всему производственному персоналу.
Качество управления производством зависит от квалификации инженерно-технических работников (ИТР), которые непосредственно осуществляют руководство работой производственных подразделений АТП.
Качество управления проверяется в конечном счёте величинами простоев автомобилей и затрат на ТО и ремонт подвижного состава автомобильного транспорта.
Организация управления производством зависит от:
-размера АТП, следовательно, и от производственной программы по ТО и ремонту автомобилей;
-применяемой организации труда ремонтных рабочих;
-структуры производственно-технической базы (ПТБ) АТП.
Общее руководство производством ТО и ремонта автомобилей в АТП осуществляет главный инженер, который обычно является первым заместителем руководителя (директора) АТП.
Главному инженеру подчиняются административно все инженерно-технические работники (ИТР), прямо или косвенно связанные с производством ТО и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта (автомобиль, прицеп, полуприцеп).
Рисунок 48. Организационно-структурная схема управления производством ТО и ремонта автомобилей
Большинство АТП Республики Башкортостан работают по указанной выше (рис.48) схеме.
В указанной на рис.48 схеме отделы: ПТО или ТО (производственно-технический отдел или технический отдел), ОГМ (отдел главного механика), ОМТС (отдел материально-технического снабжения), ОТ и ТБ (охрана труда и техника безопасности) КТП (контрольно-технический пункт), ОТК (отдел технического контроля)ОБД (отдел безопасности движения)-имеют деловую производственную связь с начальником производства, начальниками смен, бригадирами ремонтных рабочих.
В настоящее время в связи с «рыночными» условиями работы автотранспорта количество исполнителей в отделах сокращено до минимума, в некоторых АТП сокращены начальники отделов, остались только исполнители работ.
Таким образом вся работа в отделах ведётся оставленными работниками (исполнителями работ), при чём один исполнитель может совмещать работу нескольких отделов или дополнительно выполнять работу сокращённых (уволенных из АТП) работников.
Исполнители работ (техники или инженеры) ПТО (производственно-технический отдел), выполняют такую работу, как:
-планирование ТО автомобилей;
-учёт, обработка, анализ информации по ТО и ремонту автомобилей, прицепов, полуприцепов;
-учёт подвижного состава (автомобили, прицепы, полуприцепы);
-разработка новых технологий ТО и ремонта автомобилей;
-разработка (конструирование) новых приспособлений, оргтехоснастки;
-учёт ТСМ (топливно-смазочных материалов), шин, аккумуляторных батарей;
-организация рационализации и изобретательства среди коллектива водителей и ремонтных рабочих АТП.
Вся техническая документация, принятая в АТП по ТО и ремонту автомобилей оформляется, обрабатывается, анализируется исполнителями работ ПТО или ТО (технический отдел). В своей работе они должны применять компьютеры, в которых, в частности, будет находиться вся информация по каждому автомобилю, прицепу и полуприцепу. С использованием компьютеров должно производиться планирование ТО, т.е. постановка автомобилей в ТО-1 и ТО-2, согласно утверждённых в АТП их периодичностей или пробегов автомобилей соответственно до ТО-1 и ТО-2.
Исполнители работ отдела главного механика (ОГМ) во главе с начальником отдела (а это – главный механик) должны выполнять:
-ТО и ремонт технологического оборудования (гаражного оборудования), применяемого при ТО и ремонте автомобилей;
-ремонт зданий, сооружений и помещений производственно-технической базы, административных и бытовых корпусов АТП;
-изготавливать нестандартное оборудование, новую организационно-технологическую оснастку для производства ТО и ремонта автомобилей на хорошем техническом уровне;
-устанавливать новое оборудование, закупленное АТП или приобретённое централизованно через вышестоящую организацию. Обучить работе на нём ремрабочих;
-составлять заявки на новое оборудование для вышестоящей организации;
-оформлять необходимую документацию на списание старого оборудования;
-поддерживать во всех помещениях АТП необходимые условия труда по освещению, отоплению, вентиляции, водоснабжению, канализации.
Начальник отдела материально-технического снабжения (ОМТС) или инженер (техник) по снабжению осуществляет работу на основе планов материально-технического снабжения (месячного, квартального, годового), в которых определяется ассортимент и количество материальных ресурсов АТП
ОМТС совместно с ИТР технической службы АТП разрабатывает перечень запасных частей и материалов, контролируемых по минимальному запасу, отсутствие которых на складах АТП может значительно снизить выпуск автомобилей на линию и увеличить время ожидания ремонта.
Организационно структура ОМТС может быть представлена следующей схемой (рис.49):
Рисунок 49. Организационная схема структуры ОМТС технической службы АТП
Промежуточный (оборотный) склад является одним из подразделений комплекса или участка подготовки производства и может не входить в состав центрального (основного) склада ОМТС.
Промежуточный склад должен иметь два помещения: одно для отремонтированных деталей, узлов, механизмов и агрегатов, другое (второе помещение смежное с первым)-для узлов, механизмов и агрегатов, снятых с автомобиля, и подлежащих ремонту в производственных цехах АТП или на специализированных ремонтных предприятиях.
Склад топлива совместно с пунктом заправки могут иметь крупные АТП, в которых не менее 300 ед. автомобилей.
Согласно схеме (рис.48) управления производством ТО и ремонта технический контроль за техническим состоянием автомобилей должен осуществлять ОТК (отдел технического контроля).
Начальник ОТК, назначаемый в АТП с количеством автомобилей 100 ед. и более, непосредственно должен подчиняться директору АТП и иметь оперативную и деловую производственную связь со всеми производственными подразделениями АТП и их руководителями.
Техническое состояние автомобилей в первую очередь зависит от качества технических воздействий (ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР), которым подвергается автомобиль в АТП.
Контроль за качеством технических воздействий, а также проверку технического состояния автомобилей при выпуске на линию и возврате с линии осуществляет ОТК.
Это его основные функции. Эффективное их решение зависит от рациональной технологии контроля, квалификации персонала ОТК, используемой в работе диагностической аппаратуры и специального инструмента.
ОТК должен контролировать соблюдение технологического процесса при ремонте агрегатов и узлов автомобилей в таких цехах, как например, моторный, агрегатный, кузовной, малярный. Работы здесь должны выполняться в соответствии с заданными объёмами, технологическими картами, стандартами и техническими условиями (ТУ).
ОТК должен иметь следующую организационно-структурную схему (рис.50):
Рисунок 50. Организационно-структурная схема ОТК
В службе главного инженера штатным расписанием обычно предусматривается должность инженера или старшего инженера по охране труда и техники безопасности (ОТ и ТБ на схеме рис.48).
Для проведения учебно-воспитательной и массово-пропагандистской работы в АТП могут создаваться кабинет или уголок по технике безопасности, оснащённые макетами действующего оборудования, инструментом (исправным и для наглядности неисправным), плакатами, наглядными пособиями и т.п. Работа кабинета должна строиться по учебному плану, разработанному на текущий год в соответствии с обязательствами, предусмотренными коллективным договором по вопросам безопасности труда.
Здесь же разбираются происшедшие на АТП несчастные случаи.
В настоящее время почти в каждом АТП имеется специальное подразделение – отдел безопасности движения (ОБД). Старший инженер или инженер возглавляет этот отдел и непосредственно подчиняется зам. директора по эксплуатации, а через него и директору АТП.
Основная задача ОБД состоит в проведении комплекса мероприятий, направленных на предупреждение ДТП (дорожно-транспортных происшествий) и аварий на автомобильном транспорте, основными причинами которых являются:
-недисциплинированность водителей и пешеходов;
-превышение скоростного режима;
-недооценка требований безопасности;
-техническая неисправность автомобиля;
-отсутствие достаточной и чёткой дорожной информации;
-плохое состояние дорог;
-употребление водителями алкогольных и наркотических средств;
-переутомление водителя;
-ослабление борьбы с нарушителями дисциплины, с пьянством, лихачеством;
-низкий уровень воспитательной и учебной работы с водительским составом.
Ст. инженер или инженер БД осуществляет свою работу через специальный класс (кабинет) по БД (безопасности движения), который организуется в АТП.
Для инженерно-технических работников (ИТР) АТП должны быть разработаны должностные инструкции, в которых применительно к конкретным условиям каждого АТП детализируются общие положения, обязанности, права и ответственность каждого работника.
Пример: должностная инструкция начальника смены технической службы АТП
Общие положения
Начальник смены обеспечивает непосредственное управление процессами ТО и ремонта автомобилей
Начальник смены непосредственно подчиняется начальнику производства
Начальник смены назначается и смещается руководителем (директором) АТП по представлению начальника производства через главного инженера
Обязанности
В обязанности начальника смены входит:
2.1 Административное управление работой всех подразделений ТО и ремонта подвижного состава АТП
2.2 Обеспечение своевременной постановки автомобиля на посты ТО и ремонта, а также эффективного использования ремонтных рабочих, запасных частей, материалов и других ресурсов
2.3 Обеспечение своевременной выдачи заданий рабочим непосредственно через бригадиров
2.4 Обеспечение своевременного выполнения работ по ТО и ремонту подвижного состава
2.5 Контроль времени выполнения заданий ремонтными рабочими
2.6 Передача указанной промежуточному (оборотному) складу о выдаче деталей, узлов, механизмов, агрегатов, отремонтированных производственными цехами АТП
2.7 Учёт незавершённого производства по производственным участкам (бригадам ремонтных рабочих)
2.8 Контроль подготовки производства по автомобилям, запланированным в ТО-2
2.9 Информация о нарушениях, отклонениях, возникших в технологических процессах ТО и ремонта подвижного состава начальнику производства, главному механику, начальнику отдела снабжения, если необходима их помощь для устранения этих нарушений
2.10 Подготовка и передача смены при 2-х и 3- х сменной работе зон ТО и ремонта автомобилей
3. Права
Начальник смены имеет право:
3.1 Давать указания, связанные с управлением процессами ТО и ремонта подвижного состава, всему персоналу производственных подразделений АТП
3.2 Давать указания промежуточному (оборотному) складу о выдаче отремонтированных деталей, узлов, механизмов и агрегатов
3.3 Требовать от начальников колонн (отрядов) своевременной постановки подвижного состава в ТО и ремонт
3.4 Представлять к поощрению отличившихся ремонтных рабочих и их бригадиров
3.5 Не принимать в ТО и ремонт автомобили без соответствующей технической документации
3.6 Не принимать смену у сдающего её начальника смены без должного оформления документа на передачу смены
4. Ответственность
Начальник смены несёт ответственность за:
Своевременное выполнение ТО и ремонта подвижного состава с учётом обеспечения количества автомобилей в незавершённом производстве в пределах норматива, принятого в АТП
Полную и эффективную загрузку оборудования, рабочих, а также постов ТО и ремонта
Эффективное использование запасных частей и материалов
Правильное оформление всей необходимой документации, применяемой при ТО и ремонта подвижного состава
Качественное выполнение всех работ бригадирами и ремонтными рабочими своей смены.
- От автора
- Введение
- Типы предприятий автомобильного транспорта
- Структура атп и его производственно-технической базы
- Организация производства то и ремонта автомобилей
- Организация производства отдельных видов то и ремонта автомобилей
- Организация производства ежедневного технического обслуживания (ео)
- 4.2 Организация производства то-1 автомобилей
- 4.3 Организация производства то-2 автомобилей
- 4.4 Организация производства тр автомобилей
- По ремонту и замене двигателя и его систем, эл. Оборудования автомобиля
- Организация диагностирования автомобилей.
- Организация подготовки производства
- Организация ремонта узлов и агрегатов, снятых с автомобилей
- Организация труда ремонтных рабочих
- Организация рабочих мест
- Организация работы по проведению аттестации рабочих мест
- Организация производственных процессов то и ремонта автомобилей в атп
- 11.1 Организация производственного процесса ремонта агрегатов, снятых с автомобиля
- 11.2 Производственный процесс ремонта приборов топливной аппаратуры и электрооборудования автомобилей.
- 11.3 Производственный процесс ремонта и зарядки аккумуляторных батарей.
- 11.4 Организация производственного процесса ремонта колёс и шин.
- 11.5 Организация производственного процесса на участке кузовных работ
- 11.6 Организация производственного процесса в медницком цехе
- 12. Организация технологических процессов то и ремонта автомобилей в атп
- 13. Управление производством то и ремонта автомобилей
- 14. Управление производственными процессами то и ремонта автомобилей
- 15. Учёт то и ремонта автомобилей
- 16. Контроль качества то и ремонта автомобилей
- 17. Основы организации производства и труда при то и ремонте автобусов в упап№3 гуп «Башавтотранс»
- Список литературы
- Содержание От автора ……………………………………………………………………………………………… ..3