logo
Титул

4.5 Планирование эксплуатационных расходов отделения дороги

План эксплуатационных расходов определяет средства, необходимые для выполнения заданного объема работы отделения дороги.

В зависимости от отношения к производственному процессу расходы по обычным видам деятельности делятся на непосредственно вызываемые этим процессом (производственные) и общехозяйственные, т.е. по обслуживанию производства и управлению. В свою очередь расходы непосредственно вызванные процессом производства подразделяются на специфические (прямые производственные) общепроизводственные расходы.

Эксплуатационные расходы планируются по статьям Номенклатуры доходов и расходов по основным видам деятельности ОАО «РЖД», а в составе статей – по элементам затрат: фонд оплаты труда; отчисления на социальные нужды, материальные затраты, в т.ч.: материалы, топливо, электроэнергия, прочие материальные затраты; амортизация; прочие расходы. По данным элементам осуществляется как планирование расходов, так и учет фактических затрат. Примерная структура эксплуатационных затрат отделения дороги по элементам затрат приведена в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Структура эксплуатационных расходов по элементам затрат отделения дороги, %

Элементы затрат

Структура эксплуатационных затрат отделения дороги

С электровозной

тягой

С тепловозной

тягой

Всего расходов

в том числе затраты на оплату труда

100%

35,1

100%

26,0

Отчисления на социальные нужды

8,7

6,4

Топливо

4,2

13,0

Электроэнергия

15,1

7,9

Материалы

7,3

8,9

Прочие материальные затраты

7,2

13

Амортизационные отчисления

17,4

21,1

Прочие

5,1

3,7

При определении плановых расходов отделения дороги следует иметь в виду, что они формируются как структурными подразделениями, входящими в состав отделения дороги, так и собственно отделением дороги.

Порядок и особенности планирования расходов в структурных подразделениях различных отраслей железнодорожного хозяйства будет представлен в соответствующих главах. В этой главе будет рассмотрена система планирования расходов, возникающих непосредственно в отделении дороги.

В расходы по элементу «Затраты на оплату труда» включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с регионом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми и коллективными договорами. В плане эти расходы отражаются в соответствии с их величиной, определенной в плане по труду.

По элементу «отчисления на социальные нужды» определяются расходы по начислению единого социального налога в соответствии с главой 24 «Единый социальный налог» Налогового Кодекса Российской Федерации и страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях, установленных Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Размер этого вида отчислений в настоящее время определяется на уровне 26,4% от затрат на оплату труда.

Элемент «материальные затраты» состоит из следующих групп:

К затратам на материалы относятся расходы на приобретение материалов (включая инструменты, приспособления, инвентарь, спецодежду), а также объекты основных средств стоимостью не более 10000 рублей за книги, брошюры и т.п. издания, списываемые на затраты на производство по мере отпуска их в эксплуатацию.

В составе затрат на топливо отражается стоимость приобретенного топлива всех видов, расходуемого на технологические цели, отопление зданий, топливо для работы кранов, тягачей, автомобилей, электростанций и другого оборудования восстановительных поездов.

Затраты на топливо для отопления производственных помещений определяют исходя из объема помещения, продолжительности отопительного сезона, средней разницы температур внутри и снаружи здания за отопительный сезон, нормы расхода условного топлива и его стоимости. При разработке годового плана принимают укрупненную норму расхода топлива на 1000 м3 здания.

Затраты на топливо для отопления зданий

где - объем здания по наружному обмеру, м3; - продолжительность отопительного сезона, сут;,- разность между внутренней расчетной и средней наружной температурой за отопительный период,°C;- удельный расход топлива на отопление, кг/1000 м3 град в сутки; - цена 1 кг топлива, руб.

Затраты на топливо для работы машин и механизмов определяется продолжительностью их работы в течение года, мощностью двигателя и нормой потребления топлива за один час работы.

В составе затрат на электроэнергию отражается стоимость потребляемой электроэнергии, расходуемой на освещение помещений, территорий станции и другие производственные и хозяйственные нужды отделения дороги.

Затраты на электроэнергию для прочих нужд в основном связаны с расходами на освещение территорий станций, включая служебно-технические помещения.

Затраты на электроэнергию для освещения

где - площадь освещаемой поверхности, м2; - удельная мощность освещения, Вт/м2; - осветительный период за год, ч;- коэффициент, учитывающий уровень потребления электроэнергии;- цена 1 кВтч электроэнергии, руб.

Затраты на электроэнергию для производственных целей

где - суммарная мощность оборудования или устройства, кВт;- время работы оборудования или устройств за год, ч;- коэффициент загрузки оборудования;- коэффициент, учитывающий потери электроэнергии в сети;- цена 1 кВтч электроэнергии, руб.

В составе прочих материальных затрат отражаются расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемыми сторонними организациями, а также стоимость воды и покупных видов энергии (тепловой, сжатого воздуха, холода и др. кроме электроэнергии).

По элементу «амортизация» отражается сумма амортизации основных средств и нематериальных активов, начисляемой в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 утвержденным приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26ц, Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов ПБУ 14/2000, утвержденным приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 91н. Амортизационные отчисления на отделении дороги планируются в составе общепроизводственных затрат и определяются в установленном проценте от балансовой стоимости основных средств.

По элементу «прочие затраты» отделение дороги отражает расходы, не включенные в другие элементы затрат; так, в состав прочих включаются отделением дороги затраты на аренду машин и механизмов и др.

По результатам расчета плановых расходов, непосредственно отделения дороги и расходов, запланированных его структурными подразделениями планируется сводный бюджет затрат по форме, представленной в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Наименование показателя

Факт соотв. периода прошлого года

План текущего периода

% плана к факту соотв. периода прошлого года

Факт текущего периода

+/- Факт текущего периода к плану

% факт текущего периода к плану

%, факт к соотв. Факту прошлого года

СРЕДНИЕ УДЕЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ

X

X

X

X

X

X

X

цена топлива для тяги

0,00

0,0%

0,00

0,00

0,0%

0,0%

цена электроэнергии для тяги поездов (коп/квт-ч)

0,00

0,0%

0,00

0,00

0,0%

0,0%

среднемесячная базовая зарплата на перевозках (руб/чел)

0,0%

0

0,0%

0,0%

РАЗДЕЛ 1: ЗАТРАТЫ НА ПЕРЕВОЗКИ

0,000

0,000

0,0%

0,000

0,000

0,0%

0,0%

Амортизационные отчисления

0,0%

0,000

0,0%

0,0%

Затраты на оплату труда

0,000

0,0%

0,000

0,000

0,0%

0,0%

фонд заработной платы списочного состава

0,0%

0,000

0,0%

0,0%

фонд заработной платы несписочного состава

0,0%

0,000

0,0%

0,0%

выплаты из мотивационного бюджета

0,000

0,0%

0,000

0,0%

0,0%

выплаты социального характера в пользу работника

0,0%

0,000

0,0%

0,0%

добровольное медицинское страхование

0,0%

0,000

0,0%

0,0%

негосударственное пенсионное страхование

0,0%

0,000

0,0%

0,0%

Отчисления на социальные нужды

0,000

0,0%

0,000

0,0%

0,0%

Материальные затраты

0,000

0,000

0,0%

0,000

0,000

0,0%

0,0%

материалы

0,0%

0,000

0,0%

0,0%

топливо

0,000

0,000

0,0%

0,000

0,000

0,0%

0,0%

на тягу поездов

0,000

0,0%

0,000

0,0%

0,0%

прочие нужды

0,0%

0,000

0,0%

0,0%

электроэнергия

0,000

0,000

0,0%

0,000

0,000

0,0%

0,0%

на тягу поездов

0,000

0,0%

0,000

0,0%

0,0%

прочие нужды

0,0%

0,000

0,0%

0,0%

прочие материальные затраты

0,0%

0,000

0,0%

0,0%

Прочие затраты, в т.ч.

0,0%

0,000

0,0%

0,0%

арендные и лизинговые платежи

0,0%

0,000

0,0%

0,0%

добровольное и обязательное страхование имущества и ответственности за причинение вреда

0,0%

0,000

0,0%

0,0%

охрана объектов железнодорожного транспорта

0,0%

0,000

0,0%

0,0%

Затраты на перевозки по видам эксплуатации

текущая эксплуатация

0,000

0,000

0,0%

0,000

0,000

0,0%

0,0%

капитальный ремонт основных средств

0,0%

0,000

0,0%

0,0%

СЕБЕСТОИМОСТЬ ПЕРЕВОЗОК

X

X

X

X

X

X

X

всего (коп/10 прив. ткм)

0

0

0,0%

0

0

0,0%

0,0%

без амортизации (коп/10 прив. ткм)

0

0

0,0%

0

0

0,0%

0,0%

без амортизации и капремонта (руб/10 прив. ткм)

0

0

0,0%

0

0

0,0%

0,0%

Здесь же рассчитывается себестоимость продукции отделения по перевозкам в рублях на 10 приведенных тонно-километров. Причем, рассчитывается себестоимость, как в целом по всем понесенным затратам, отнесенным к приведенному грузообороту, так и без учета амортизационных отчислений.