logo
учебное пособие Гевло

16. Контроль качества то и ремонта автомобилей

Повышение качества ТО и ремонта автомобилей является одним из резервов повышения уровня их работоспособности.

Качество ТО и ремонта закладывается в процессе производства работ и оценивается, прежде всего при эксплуатации автомобилей, т.е. при работе их на линии.

Продолжительность безотказной работы автомобилей на линии может служить основным объективным показателем качества работ ТО и ремонта.

Надо иметь ввиду, что качество ТО и ремонта прежде всего влияет на:

-уровень затрат на ТО и ремонт автомобилей;

-величину простоев автомобилей;

-безопасность движения автомобилей;

Организация эффективного контроля качества ТО и ремонта автомобилей является для АТП сложной задачей, так как при ТО и ремонте автомобилей выполняется множество различных по содержанию и незначительных по трудоёмкости работ и контроль их качества требует много времени.

Качество выполнения многих работ ТО и ремонта автомобилей объективно можно оценить лишь путём наблюдений в процессе их производства. Такие наблюдения особо трудоёмки и проведение их в достаточном количестве невозможно, так как объектом оценки качества работ ТО и ремонта автомобилей является бригада или группа ремонтных рабочих и реже конкретные исполнители работ.

Основные функции контроля качества ТО и ремонта автомобилей возлагается в АТП на отдел технического контроля (ОТК), штат которого зависит от размера и режима работы АТП (см. рис. 50, стр.105).

Контрольные функции должны осуществлять мастера и бригадиры ремонтных рабочих, а также водители автомобилей, которые заинтересованы в длительной работе «своего» автомобиля.

Как правило, контроль качества ТО и ремонта непосредственно связан с контролем технического состояния автомобилей, который обязательно должен производиться как при выпуске автомобилей на линию, так и при возвращении их с линии.

Технический контроль или контроль технического состояния автомобилей в АТП осуществляется на контрольно-техническом пункте (КТП), дежурные механики которого должны быть административно подчинены начальнику ОТК.

Основной формой ежедневного контроля технического состояния автомобилей следует считать проверку автомобилей после возврата с линии.

Контроль технического состояния автомобилей перед выпуском на линию предусматривает:

-во-первых, контроль за качеством ТО и ремонта, если только при обнаружении неисправного хотя бы одного автомобиля привлекается внимание всех производственных подразделений АТП, связанных с ТО или ремонтом неисправного узла

-во-вторых, контроль за техническим состоянием конкретно тех механизмов и узлов автомобиля, неисправность которых может привести к дорожно-транспортному происшествию (ДТП)

Контроль технического состояния автомобилей при возврате с линии предусматривает более тщательный осмотр автомобиля сверху и снизу для обнаружения неисправностей по всем его агрегатам, узлам, механизмам и системам. Обнаруженные неисправности должны быть устранены на постах ТО и ТР в межсменное время, что позволит на следующий день выехать автомобилю на линию.

Объективно при минимальных затратах оценить техническое состояние автомобиля возможно на специальном контрольном посту или посту диагностирования.

Такие посты (пост) должны создаваться в АТП.

Контроль качества ремонта, а вместе с ним и технического состояния автомобилей, в большой степени зависит от наличия контрольного оборудования, поэтому ремонтные зоны (посты ТР) в первую очередь необходимо оснащать оборудованием для контроля тормозной системы и рулевого управления.

В зонах ТО-1 и ТО-2 качественное выполнение осмотровых, крепёжных, контрольно-регулеровочных и смазочных работ является обязательным условием для улучшения технического состояния автомобилей.

При контроле качества работ в зонах ТО-1 и ТО-2 основное внимание должно уделяться контролю технического состояния ножного и ручного тормозов, рулевого управления, шкворневых сочленений и системы освещения. Здесь тоже должны применяться средства диагностирования или инструментального контроля.

Контроль технического состояния автомобилей, а следовательно, и контроль за качеством ТО и ремонта этих автомобилей осуществляется также и на автомобильных дорогах Государственной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД). Однако, такой контроль недостаточно эффективен, так как проводиться нерегулярно и без применения контрольно-измерительных приборов.

Поэтому для улучшения контроля технического состояния автомобилей на автомобильных дорогах необходимо создание сети специальных постов, оснащённых контрольно-измерительным оборудованием. В эту сеть специальных постов могут входить как стационарные посты, так и передвижные, оборудованные на базе автобусов малой вместимости или микроавтобусов.

ГИБДД кроме ежедневного контроля за работой автомобилей на автомобильных дорогах проводит один раз в год технический осмотр всех находящихся на учёте автомобилей. Однако этот осмотр не гарантирует исправного технического состояния автомобилей в течение всего года.

Для обеспечения исправного и работоспособного состояния автомобилей необходим повседневный эффективный контроль качества ТО и ремонта автомобилей со стороны работников АТП.