logo
Титул

5.1 Характеристика, задачи и организационная структура управления

На станциях начинается и завершается перевозочный процесс. Станция является структурным подразделением отделения железной дороги. По своему назначению и характеру работы станции подразделяются на грузовые, сортировочные, участковые и промежуточные.

Грузовая станция – станция, основным назначением которой является выполнение грузовой и коммерческой работы. На грузовой станции производятся: прием к перевозке, взвешивание, хранение, погрузка, выгрузка, сортировка и выдача грузов; переработка контейнеров; оформление перевозочных документов; прием, расформирование, формирование, коммерческий осмотр, техническое обслуживание и отправление грузовых поездов; информирование грузополучателей и грузоотправителей о подходе, прибытии и подаче вагонов; производство маневровой работы по подаче (уборке) вагонов на места погрузки, выгрузки вагонов, железнодорожные выставочные пути; обслуживание железнодорожных подъездных путей предприятий; транспортно-экспедиционное обслуживание.

Сортировочная станция – станция, основным назначением которой является расформирование и формирование поездов, установленное планом формирования назначений; выполнение операций по пропуску поездов без переработки и с частичной переработкой; техническое обслуживание, коммерческий осмотр составов и устранение выявленных неисправностей вагонов; смена локомотивов и локомотивных бригад.

На сортировочной станции формируются технические маршруты, следующие на большие расстояния без переработки на попутных станциях, участковые, сборные и вывозные поезда, может производиться погрузка, выгрузка грузов на местах общего пользования и железнодорожных подъездных путях.

Участковая станция – станция, основным назначением которой является формирование участковых и сборных поездов; прием, техническое обслуживание и коммерческий осмотр, отправление транзитных грузовых поездов; смена локомотивов и локомотивных бригад; погрузка, выгрузка грузов и обслуживание железнодорожных подъездных путей предприятий; прием и отправление пассажирских поездов.

Промежуточная станция – станция, основным назначением которой является прием, отправление, обгон, скрещение и пропуск грузовых и пассажирских поездов.

На промежуточной станции производятся также погрузка и выгрузка грузов на местах общего пользования и железнодорожных подъездных путях предприятия, отцепка и прицепка вагонов к сборным поездам.

Станция выполняющая, кроме своего основного назначения, работу по приему-передаче вагонов, грузов и пассажиров между сопредельными государствами в техническом и коммерческом отношениях с выполнением пограничного, таможенного, санитарно-карантинного и других видов контроля является пограничной станцией.

К основным задачам станций относятся:

Для реализации этих задач станции выполняют следующие функции:

Станция осуществляет производственно-хозяйственную деятельность в соответствии с планами и заданиями отделения железной дороги (при безотделенческой структуре – железной дороги), по объему выполняемых работ, качественным и финансово-экономическим показателям для обеспечения достижения наилучших результатов за счет совершенствования технологии, эффективного использования технических средств, трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Станция организует работу на основе технологического процесса работы станции, единого технологического процесса работы железнодорожных подъездных путей и станции примыкания или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на подъездном пути, графика движения, плана формирования поездов и установленных нормативов по отправлению вагонов, погрузке, выгрузке и простою вагонов, широкого развития внутрисменного дорожного и сетевого соревнования, внедрения передовых методов труда.

В зависимости от объема грузовых, пассажирских и технических операций и сложности работы станции подразделяются на внеклассные, I, II, III, IV, и V классов.

Классность станций определяется по сумме баллов – условных единиц (табл. 5.1.).

Таблица 5.1

Группы (классы) станций в зависимости от суммы балов

Железнодо-рожные станции

группы (классы)

ед. изм.

внеклас-сные

I класс

II класс

III класс

IV

класс

V

класс

грузовые, сортировоч-ные, промежуточ-ные, участковые

бал-лы

свыше 100

от 40 до

100 вклю-чите-льно

от 16 до 40 включи-тельно

От 7 до 16 включительно

От 1,4

до 7

включи-

тельно

1,4 и

ме-нее

пассажир-ские

баллы

свыше 80

от 30 до 80 включи-тельно

от 15 до 30 включи-тельно

15 и менее

Условные единицы (баллы) определяются в зависимости от количественных параметров показателей, характеризующих работу этих структурных подразделений (табл.5.2).

Таблица 5.2.

Показатели работы и нормативы для станций в среднем в сутки (в годовом исчислении)

Показатели, характеризующие работу станции для определения суммы баллов

Единица измерения

показателя

Количество баллов за единицу измерения показателя

I. Грузовые, сортировочные, промежуточные, участковые железнодорожные станции

Отправление и пропуск поездов в среднем в сутки (в годовом исчислении)

Поезда со сменой локомотивов или локомотивных бригад; хозяйственные, пожарные и восстановительные поезда с железнодорожной станции дислокации

10 поездов

1,0

Поезда без смены локомотивов и локомотивных бригад; специальный самоходный подвижной состав и локомотивы без вагонов

100 поездов

1,0

Отправление пригородных поездов с железнодорожной станции оборота составов в среднем в сутки (в годовом исчислении)

100 поездов

1,5

Погрузка, выгрузка вагонов в среднем в сутки (в годовом исчислении) на железнодорожных путях общего пользования (для вагонов с экспортно-импортными грузами балльная оценка показателя увеличивается в 1,2 раза)

5 вагонов

2,0

Погрузка, выгрузка вагонов в среднем в сутки (в годовом исчислении) на железнодорожных путях необщего пользования:

а) при обслуживании локомотивом, принадлежащим ОАО «РЖД»;

б) при обслуживании локомотивом, не принадлежащим ОАО «РЖД» (для вагонов с экспортно-импортными грузами балльная оценка показателя увеличивается в 1,2 раза)

10 вагонов

35 вагонов

1,0

2,0

Сортировка вагонов в среднем в сутки (в годовом исчислении):

а) с мелкими отправками;

б) со среднетоннажными контейнерами;

в) с крупнотоннажными контейнерами

2 вагона

3 вагона

5 вагонов

3,0

2,0

1,0

Переработка вагонов в среднем в сутки (в годовом исчислении):

а) на сортировочных горках (полугорках);

б) на вытяжных путях (транзитных с переработкой и местных вагонов)

50 вагонов

35 вагонов

2,0

2,0

Прицепка – отцепка вагонов к пассажирским и почтово-багажным поездам в среднем в сутки (в годовом начислении)

10 вагонов

1,0

Формирование составов пассажирских поездов в среднем в сутки (в годовом исчислении)

1 состав

1,0

Маневровая работа на железнодорожных путях вагонных депо, пунктов ремонта вагонов, промывочно-пропарочных станций в среднем в сутки (в годовом исчислении)

20 вагонов

1,0

Подготовка вагонов к перевозке людей, погрузке зерна, скоропортящихся и продовольственных грузов; санитарная обработка в среднем в сутки (в годовом исчислении)

10 вагонов

1,0

Взвешивание вагонов на вагонных весах при контрольных перевесках в среднем в сутки (в годовом исчислении)

10 вагонов

1,0

Перестановка вагонов с одной колеи на другую (1520 мм, 1435 мм, 1067 мм) в среднем в сутки (в годовом исчислении)

50 вагонов

1,0

Отправление пассажиров в среднем в сутки (в годовом исчислении):

а) в прямом и местном сообщении;

б) в пригородном сообщении

100 пассажиров

100 пассажиров

1,0

0,05

Общая площадь обслуживания:

а) вокзальных помещений (включая отдельно стоящие здания) и тоннелей;

б) платформ

100 кв.м.

1000 кв.м.

0,2

0,7

Отправление и пропуск поездов, в среднем в сутки (в годовом исчислении):

а) поездов со сменой локомотивов или локомотивных бригад; хозяйственных, пожарных и восстановительных поездов с железнодорожной станции дислокации;

б) поездов без смены локомотивов и локомотивных бригад; специального самоходного подвижного состава и локомотивов без вагонов;

в) отправление пригородных поездов с железнодорожной станции оборота составов

10 поездов

100 поездов

100 поездов

1,0

1,0

1,5

Формирование составов пассажирских поездов в среднем в сутки (в годовом исчислении)

1 состав

1,0

Прицепка – отцепка вагонов к пассажирским и почтово-багажным поездам в среднем в сутки (в годовом исчислении)

10 вагонов

1,0

Перестановка пассажирских составов на пути экипировки и отстоя в среднем в сутки (в годовом исчислении)

5 поездов

2,0

Отправление пассажиров в среднем в сутки (в годовом исчислении):

а) в прямом и местном сообщении;

б) в пригородном сообщении

100 пассажиров

100 пассажиров

1,0

0,05

Общая площадь обслуживания:

а) вокзальных помещений (включая отдельно стоящие здания) и тоннелей;

б) платформ

100 кв.м.

1000 кв.м.

0,2

0,7

Для обеспечения производственной деятельности станции наделяются производственными фондами, трудовыми и материальными ресурсами.

Оперативное планирование поездной и грузовой работы станции на сутки и смену производится на основе суточного и сменного задания отделения железной дороги, фактического положения на станции к началу планируемого периода и информации о подходе поездов и перевозимых в них грузов. Оперативный план работы станции на смену утверждается начальником станции или его заместителем и включает задания по приему, отправлению, расформированию и формированию поездов, сдаче порожних вагонов в регулировку, погрузке и выгрузке вагонов и др.

Станция осуществляет мероприятия по снижению себестоимости обработки поездов и вагонов, обеспечивая максимальную экономию в расходовании средств, материальных и энергетических ресурсов.

Производственная деятельность станций осуществляется на основе годового плана, который составляется с разбивкой по кварталам, на основе заданий отделения железной дороги.