logo
Общ курс транспорта / Литература / Учебное пособие Мейлер

3.4. Перевозочный процесс

Технология перевозочных процессов(ПП) определяется их структурой, а потребность в них – грузовыми и пассажирскими потоками. Организующим началом перевозочной работы является планирование перевозок, а ее объем и качество транспортного обслуживания оценивания – показателями работы транспорта. Перевозки – основная функция транспорта, заключающаяся в перемещении грузов и пассажиров в пространстве. В соответствии с этим различаютгрузовые и пассажирские перевозки.

Перевозка грузов (пассажиров) одним видом транспорта без пересадок или перегрузок в пути называется перевозкой в прямом сообщении, перевозка несколькими видами транспорта –перевозкой в смешанном сообщении. Перевозка одним видом транспорта с пересадкой пассажиров или перевалкой грузов в пути называетсяперевозкой с пересадкой (перевалкой).

Основная масса перевозок в смешанном сообщении осуществляется двумя или тремя видами транспорта, редко четырьмя и более. В противном случае, имеет значение не только число видов транспорта, участвующих в перевозке, но и их сменяемость (чередование).

ПП в прямом сообщениивключает три непременных элемента:

В состав НО обычно входят: подача подвижного состава под погрузку, грузовая операция (погрузка), уборка загруженного подвижного состава с грузового фронта (склада), документальное оформление перевозки, формирование транспортной единицы (железнодорожного состава, речного состава, автопоезда и пр.) и некоторые другие операции.

Пможет быть простым, когда совершается одной и той же транспортной единицей (поездом, автопоездом, судном и пр.), и сложным, когдаПосуществляется в нескольких транспортных единицах с переформированием их в пути следования (или пересадкой пассажиров).

КО включает расформирование транспортной единицы, подачу подвижного состава под выгрузку, грузовую операцию (выгрузку), документальное оформление, при необходимости хранение груза на складе и др.

При перевозке грузов в смешанном сообщении резко увеличивается число элементов перевозочного процесса. Так, при участии в перевозке двух видов транспорта – автомобильного (А) и железнодорожного (Ж) по схеме А – Ж – Аперевозочный процесс будет включать как минимум семь элементов:Н – П(А) – Н/К – П(Ж) – Н/К – П(А) – К.

Здесь Н/К– совмещенная начально–конечная операция при перегрузке непосредственно из автомобиля в вагон и обратно по так называемомупрямому варианту, т.е. без выгрузки в слад и хранения груза на складе с соответствующим оформлением. Если груз складируется(С), то при этом число элементов перевозочного процесса еще более увеличивается:Н – П(А) – К(С) – Н(С) – П(Ж) – К(С) – Н(С) – П(А) – К.

Сопоставление схем перевозочного процесса и технико-экономическое сравнение позволяет выбрать наиболее рациональный вариант перевозки. С одной стороны, желательно осуществлять перевозку в прямом сообщении из-за меньшего количества грузовых операций, которые являются наиболее дорогими и трудоемкими, а также способствует дополнительным потерям груза.

Однако, когда прямое сообщение значительно удлиняет путь следования или выполняется в условиях серьезных осложнений транспортной обстановки на данном виде транспорта, а также при большой стоимости перевозки на основном виде транспорта, предпочтение может быть отдано смешанным перевозкам. В связи с этим более подробно остановимся на сущности смешанных перевозок.

З.5. Сущность смешанных перевозок

Смешанным перевозкам присущи некоторые осо­бенности:

На сегодняшний день существует обширная тер­минология в сфере смешанных перевозок, которая нуждается в систематизации и унификации. В настоя­щее время еще не приняты всеми единые междуна­родные документы, однозначно определяющие зна­чение специальных терминов, используемых при перевозках грузов. Используемая терминология выглядит следующим образом.

Интермодальные перевозки(intermodaltransportation) – междувидовые перевозки, при которых грузы перевозятся «от двери до двери» двумя или более видами транспорта под единым руководством по единому документу.

Как пример, перевозка укрупненной грузовой единицы (УГЕ), контейнера или пакета. В этом случае перевозка производится по взаимоувязанному между участвующими в перевозке видами транспорта расписанию движения. Контроль осуществляется сторонним экспедитором (транспортная организация, экспедиторская компания), который заключает контракт с грузовладельцем и каждым перевозчиком (по виду транспорта). Экспедитор берет на себя полную ответственность за выполнение условий контракта на перевозку, выбор оптимального варианта (маршрута) транспортного процесса, контроль выполнения и формирования документов. Таким образом, находящийся в УГЕ груз не перегружается при перевалке между различными видами транспорта. Такая форма организации транспортного процесса обеспечивает его высокую надежность. При этом обеспечивается гарантия качества перевозки, сохранность груза и снижение затрат за счет непрерывности движения. Примерная схема интермодальной перевозки показана на рис.2.

При этом подразумевается, что интермодальная перевоз­ка — это последовательная перевозка грузов несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице или транспортном средстве без перегрузки самого груза при его перевалке на дру­гой вид транспорта.

Комбинированными перевозками (combinedtransportation)обычно счита­ются интермодальные перевозки, в рамках которых большая часть рейса приходится на железнодорож­ный, внутренний водный или морской транспорт и любой первоначальный и/или конечный отрезок пути, на котором используется автомобильный транспорт, является максимально коротким. Таким образом, ком­бинированная перевозка в отличие от интермодаль­ной представляет собой перевозку грузов в одном и том же грузовом месте или транспортном средстве путем комбинации автомобильного, железнодорож­ного и внутреннего водного или морского транспорта, по одному транспортному документу.

АТ

ВТ

ЖТ

АТ

ГП

ГО

Э

ГО – грузоотправитель; АТ – автомобильный транспорт; ВТ - водный транспорт; ЖТ - железнодорожный транспорт; ГП – грузополучатель;

Э - экспедитор

Рисунок 2. - Схема интермодальной перевозки

Мультимодальные перевозки(multimodaltransportation) – многовидовые перевозки, при которых в роли экспедитора выступает организация, представляющая один из видов транспорта, а взаимодействующие с этим экспедитором организации, представляющие другие виды транспорта, являются клиентами. В этом случае устраняется многозвенная система ответственности каждого участника транспортного процесса. Например, судоходная компания (водный транспорт) имеет в своей структуре экспедиторское подразделение (ВТ-Э), которому поручено организовать транспортный процесс. Примерная схема мультимодальной перевозки показана на рис.3.

Трансмодальные перевозки(transmodaltransportation) – система перевозок грузов и пассажиров различными видами транспорта с перегрузкой или пересадкой по единым проездным документам, что существенно упрощает процедуру перегрузок и оформления, т.е. это поточный непрерывный транспортный процесс. Однако, в этом случае, организация перевозки осуществляется грузоотправителем или грузополучателем или пассажиром самостоятельно, и каждый перевозчик несет ответственность за свою часть процесса.

АТ

ВТ-Э

ЖТ

АТ

ГП

ГО

Рисунок 3. - Схема мультимодальной перевозки

Амодальные перевозки(amodaltransportation) – это организация системы определенных маршрутов, реализуемых различными видами транспорта из одного диспетчерского пункта, где производится взвешивание и оформление перевозочных документов.

Смешанные перевозки грузов сочетают различ­ные виды транспорта. В зависимости от видов транс­порта, участвующего в прямом смешанном сообще­нии, перевозки подразделяют на: прямые водные (река-море), железнодорожно-водные (морские и речные), железнодорожно-автомобильные, железнодорожно-водно-автомобильные, водно-автомобиль­ные, воздушно-автомобильные и другие.

Например, контрейлерная перевозка (rail intermodal, piggyback) - это комбинированная железнодорожно-автомобильная перевозка, при которой перевозится трейлер, полуприцеп или съемный кузов безводителя или тягача на железнодорожной платформе.

Безвагонная (роудрейлерная или бимодальная) перевозка (Bimodal Road Railers) — «перевозка грузов в специализированных транспортных средствах». Смысл этого — организация комбинированной железнодорожно-автомобильной перевозки без железно­дорожной платформы.Роудрейлер— это обычныйавтомобильный полуприцеп, снабженный парой стальных железнодорожных колес, который может двигаться как по железной дороге, так и по шоссе.

В развитых странах мира считают, что главное не конкуренция между видами транспорта на транспортном рынке, а организация интер- или мультимодальных, а в некоторых странах даже амодальных (с единственным диспетчерским центром) перевозок. И разнообразие форм собственности на транспортные ресурсы не является помехой такому взаимодействию. Лучшее тому подтверждение – создание общетранспортных инфраструктур типа Еврокарго, Интерконтейнер, Трансфрахт, которые, строго говоря, тоже являются своего рода естественными монополистами.

Строительство тоннеля под проливом Ла-Манш и Байкало-Амурской магистрали могли осилить только крупные олигополии, основанные на общенациональных интересах. Вот почему во многих странах мира основные транспортные коммуникации (железные дороги, автомагистрали, часть инфраструктуры морского флота и гражданской авиации) находятся в государственной собственности. Это вызвано спецификой технологических процессов на транспорте, их важной инфраструктурной ролью в государстве и особенностями получения экономического эффекта (выгоды) от крупных фондоемких производств, обеспечивающих общенациональные интересы.