logo
учебное пособие Гевло

15. Учёт то и ремонта автомобилей

В любом АТП должна быть принята система производственного учёта ТО и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта (автомобили различного типа и назначения, прицепы, полуприцепы).

Различные системы и формы производственного учёта, применяемые в настоящее время в АТП, обусловлены различными методами или формами организации и управления производством ТО и ремонта автомобилей.

Различные системы и формы производственного учёта ТО и ремонта автомобилей должны дать ответ на следующие вопросы:

-где и когда выполнялись ТО и ремонт каждого автомобиля;

-каковы действительные причины возникновения отказов и неисправностей автомобилей;

-каково содержание выполненной работы по ТО и ремонту каждого автомобиля;

-кто выполнял ту или иную работу по ТО и ремонту каждого автомобиля

-какого количество затраченного труда, запасных частей, материалов и средств на каждый автомобиль и по каждому производственному подразделению в отдельности

Основным документом, в котором можно получить ответы на все эти поставленные вопросы, является «Листок учёта ТО и ремонта автомобиля» (в дальнейшем «Листок учёта»).

«Листок учёта» был впервые предложен агрегатно-участковой системой организации и управления производством ТО и ремонта автомобилей

Информация, содержащаяся в «Листке учёта» может эффективно использоваться для целей управления производственными процессами ТО и ремонта автомобилей.

В зависимости от способа последующей обработки, содержащейся в «Листке учёта» информации, могут применяться различные варианты «Листков учёта».

Прежде всего, «Листок учета» может и должен использоваться при оформлении постановки автомобиля на ТР.

«Листок учёта», во-первых, может оформляться дежурным механиком КТП, с передачей его начальнику смены для выполнения, записанных в «Листке учёта» работ.

«Листок учёта», во-вторых, может оформляться непосредственно начальником смены при передаче с КТП через средства связи информации о техническом состоянии прибывшего в АТП автомобиля.

Начальник смены, имея «Листки учёта» с информацией о предстоящих ремонтных работах, записывает в каждый «Листок учёта» дату и время их получения и далее заносит всю информацию с «Листков учёта» в «Оперативный сменный (суточный) план» (в дальнейшем «Оперативный план»).

При заполнении «Оперативного плана» первые строки отводятся для незавершенного производства, т.е. автомобилей, по которым начаты работы в предыдущие сутки и не окончены к началу следующих суток.

Автомобили, поступающие на ТО-2 и ремонтные работы в течение суток, заносятся в «Оперативный план» по мере поступления «Листков учёта» с КТП или оформления их начальником смены.

«Оперативный план» содержит всю информацию для принятия решений по обеспечению подготовки производства, своевременного и качественного выполнения ТО-2 и ремонта автомобилей.

После окончания ТО-2 или ремонтных работ, произведённых по автомобилю и получения подтверждения об их приёмке персоналом ОТК, начальник смены отмечает в «Оперативном плане» дату и время окончания работ, и автомобиль поступает в распоряжение службы эксплуатации АТП для направления его на выполнение транспортной работы.

Все фактически выполненные работы по ремонту автомобиля должны быть записаны на оборотной стороне «Листка учёта» (имеет лицевую и оборотную стороны), при этом отмечаются все выданные для ремонта автомобиля отремонтированные или новые детали, узлы, механизмы, агрегаты.

Полностью оформленный «Листок учёта» передаётся в технический отдел АТП для последующей обработки и анализа.

Вся содержащаяся в «Листках учёта» информация о ремонте автомобиля переносится в «Лицевую карточку автомобиля» (в дальнейшем «Лицевая карточка»).

«Лицевую карточку» нужно отнести ко второму после «Листка учёта» документу при организации ТО и ремонта автомобилей в АТП.

«Лицевая карточка» прежде всего предназначена для:

-планирования ТО автомобилей;

-учёта и анализа выполненного ТО и ремонта каждого автомобилей;

-корректирования плана ТО по всему подвижному составу АТП в течение месяца с учётом фактического пробега и простоев в ремонте.

Для планирования ТО на лицевой стороне «Лицевой карточки» делаются отметки о ежедневных пробегах и простоях автомобилей, Сведения о ежедневных пробегах поступают в техническую службу из службы эксплуатации АТП. Ежедневные пробеги записываются в «Лицевых карточках» нарастающим итогом по дням и месяцам года. В конце года в «Лицевой карточке» таким образом отражается пробег автомобиля за год.

«Лицевая карточка» выписывается (заводится) на каждый автомобиль, стоящий на балансе АТП.

«Лицевая карточка» является документом, по которому ежедневно выписывается другой документ ТО и ремонта автомобилей под названием «Суточный план-отчёт ТО автомобилей» (в дальнейшем «План-отчёт»).

«План-отчёт» служит для постановки и снятия автомобилей с ТО. «План-отчёт» выписывается техническим отделом на основании «Лицевых карточек» и передаётся начальнику смены и далее бригадирам специализированных бригад ремонтных рабочих для производства работ ТО-1 и ТО-2, по перечисленным в «Плане-отчёте» автомобилям.

При выполнении ТО-1 и ТО-2 могут быть выполнены работы по сопутствующему ТР, но в объёме не более 20% от объёмов ТО-1 или ТО-2 (§2.33, стр.35 «Положение-84»)

По окончании работ ТО-1 и ТО-2 «План-отчёт» подписывает руководитель бригады и представитель ОТК.

Далее «План-отчёт» передаётся в технический отдел для внесения в «Лицевую карточку» записи о выполнении по автомобилю ТО-1 или ТО-2.

На оборотной стороне «Лицевой карточки» делается отметка о замене на автомобиле основных его агрегатов (двигатель, коробка передач, рулевое управление, передний мост, задний мост, отдельно - редуктор заднего моста), при этом указываются:

-дата снятия агрегата ;

-дата постановки агрегата;

-пробег автомобиля в км;

-кратко техническая характеристика агрегата.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что основными техническими документами учёта ТО и ремонта автомобилей являются следующие:

-«Листок учёта для ремонта автомобилей»;

-«Лицевая карточка автомобиля» (годовая на каждый автомобиль АТП);

-«План-отчёт ТО» на выполнение ТО-1 и ТО-2 совместно с сопутствующими работами ТР.

В некоторых АТП "Листок учёта" называется «Ремонтный листок».

Кроме указанных выше 3-х основных технических документов для учёта ремонта снятых с автомобиля агрегатов или узлов, механизмов служит «Контрольный талон», в котором указываются:

-причина неисправности агрегата (узла, механизма);

-дата и время начала и окончания работы;

-фамилия исполнителя работы;

-выданные на ремонт запчасти и материалы;

-кратко содержание работы (фактически выполненные работы).

«Контрольный талон» оформляется совместно с "Листком учёта", когда на автомобиле требуется замена агрегата или узла, механизма на новые или заранее отремонтированные.

«Контрольный талон» подклеивается к "Листку учёта" и вместе с ним передаётся на обработку в технический отдел АТП.

Формы основной технической документации для учёта ТО и ремонта автомобилей могут быть различны в разных регионах РФ, в которых расположены АТП.

Учёт ТО и ремонта автомобилей, как одна из функций управления производством, должен постоянно совершенствоваться вместе с совершенствованием управления производством ТО и ремонта автомобилей.

Ручной способ учёта и обработки информации о ТО и ремонте автомобилей может являться тормозом в совершенствовании управления производством ТО и ремонта автомобилей.

В настоящее время всё больше внедряется в АТП механизация учёта и обработки информации о ТО и ремонте автомобилей.

Механизация учёта и обработки информации о ТО и ремонте автомобилей, а также прицепов и полуприцепов, может и должна осуществляться с использованием ЭВМ (компьютеров).