logo
Общ курс транспорта / Литература / Учебное пособие Мейлер

4.5. Показатели качества грузовых перевозок

Под качеством транспортного обслуживания клиентуры по грузовым перевозкам обычно подразумевают полноту, скорость, своевременность или равномерность доставки и сохранность гру­зов, безопасность перевозок, а также комплексность, доступ­ность и культуру обслуживания потребителей транспортных ус­луг. При этом, в отличие от пассажирских перевозок, мероприя­тия по обеспечению качества перевозок грузов направлены не только на объект или предмет перевозки, но и на их собственни­ков, т. е. грузовладельцев.

Основными показателями качества транспортного обслужива­ния грузовладельцев являются:

, (29)

где ,-соответственно фактический объем перевозок и согла­сованный плановый спрос на перевозки грузов за период t. В настоящее время значение этого показателя составляет по ориентировочным расчетам примерно 0,90-0,94. Достаточно точно его определить довольно сложно. В процессе производства по вине грузовладельцев бывают случаи непредъявления груза по плану погрузки из-за технологических сбоев, непоступления сырья, неплатежей или по другим причинам. Одновременно возможен и сверхплановый спрос на перевозки.

, (30)

где - фактическое количество поставок продукции, доставленных с соблюдением установленного нормативного интервала за определенный период времени t, побщобщее количество поставок за этот же период.

В этой формуле вместо числа поставок можно использовать их объем в тоннах с учетом тех же условий ритмичности перево­зок. По экспертным оценкам значение этого показателя состав­ляет примерно 0,75-0,78.

На предприятиях транспорта определяют показатель регуляр­ности перевозок грузов:

(31)

где Pмакс — максимальный объем перевозок грузов за определенный срок (например, за месяц) в течение анализируемого периода (например за год); Рср - средний объем перевозок за такой же срок (годовой объем перевозки, деленный на 12 мес.).

Этот показатель характеризует как качество работы транспор­та, так и равномерность производства и предъявления грузов к перевозке и в значительной мере зависит от рода перевозимой продукции. Так, по продукции непрерывного производства и по­требленияКрег = 0,85 - 0,90, а по сезонным грузам, например посельхозпродукции, 0,47 - 0,50.

, (32)

где - фактический объем перевозок грузов, доставленных с соблюдением нормативных сроков доставки;- общий объем перевозок грузов.

По расчетам специалистов, среднее значение показателя Кдостсоставляет 0,80 – 0,82. Ускорение доставки грузов и соблюдение установленных сроков доставки имеют большое экономическое значение, так как оказывают прямое влияние на величину оборотных средств грузовладельцев. За превышение сроков доставки транспорт выплачивает большие штрафы.

, (33)

где - общий объем перевозок грузов,- потери грузов при погрузке, выгрузке, транспортировке в том же периоде времени.

В потери грузов при транспортировке включаются только потери сверх установленных норм естественной убыли по родам грузов на всех видах транспорта. Причинами потерь грузов являются недостатки в подготовке груза и подвижного состава к перевозкам, нарушения в технологии грузовых работ и перевозок, хищения, аварии, порча грузов в процессе транспортировки. Транспорт выплачивает грузовладельцам значительные суммы штрафов за несохранность грузов. По экспертным оценкам, среднее значение данного показателя по всем видам транспорта составляет 0,70 – 0,75.

Приведенные показатели качества транспортного обслуживания численно находятся в диапазоне от 0 до 1 и могут быть определены по видам и предприятиям транспорта, родам грузов и отдельным направлениям перевозок, регионам и грузовладельцам. Каждый из этих показателей имеет большое самостоятельное значение. Однако для обобщенной оценки качества обслуживания тем или иным видом транспорта требуется единый, комплексный показатель. Более того, разнонаправленность приведенных показателей при отсут­ствии общего измерителя представляет значительные трудности в объективной оценке работы транспортных предприятий.

Однако для комплексной оценки можно рассчитать совокупность рассмотренных выше показателей, как

Кобщ = ус + ритм +дост Кдост+сохр Ксохр, (34)

где ус, ритм, дост, сохр - рейтинговые коэффициенты, учитывающие потре­бительские оценки отдельных показателей транспортного обслужива­ния и их взаимовлияние (определяются опросом и методом экспертных оценок).

Общий уровень качества транспортного обслуживания, как и каждый из составляющих его показателей, оценивается в диапа­зоне от 0 до 1. Наивысший уровень качества обслуживания кли­ентуры будет при Кобщ= 1,0. Достижение такого "идеала" на практи­ке весьма сложно и требует больших материальных и финансо­вых затрат. При ориентировочных значениях коэффициентов ус = 0,40, ритм = 0,15, дост = 0,20, сохр = 0,25 и приведенных выше примерных средних значениях рассмотренных показателей качества общий уровень качества транспортного обслуживания грузовладельцев Кобщ = 0,82. Таким образом, запросы потребителей по качеству транспорт­ного обслуживания удовлетворяются на 80 - 82%.