logo
Титул

4.1 Характеристика, задачи и организационная структура отделения дороги

Отделение железной дороги является структурным подразделением железной дороги-филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги», в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами РФ, ОАО «РЖД», железных дорог.

Отделения являются структурными подразделениями железных дорог без права юридического лица и наделяются имуществом для ведения своей хозяйственной деятельности. В составе железных дорог отделения организуют эксплуатационную работу для обеспечения перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа с соблюдением требований безопасности движения поездов, экологической безопасности, сохранности перевозимых грузов и безопасности пассажирских перевозок.

Отделения дорог организуют работу станций, эксплуатационных локомотивных и вагонных депо, промывочно-пропарочных станций, пунктов подготовки вагонов под погрузку, дистанций пути, сигнализации, информатизации и связи, электроснабжения, гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения, в части ремонта, текущего содержания, технического обслуживания, эксплуатации железнодорожных путей, зданий, сооружений, подвижного состава, устройств, железнодорожных переездов, а также установок, машин, механизмов, оборудования, технических и транспортных средств в соответствии с установленными нормативами и заключенными договорами (рис. 3.1).

На отделения дорог возлагаются задачи по организации работы диспетчерского аппарата по управлению местной работой, находящегося в составе отдела перевозок, железнодорожных станций, в части формирования, расформирования, приема, отправления, пропуска поездов, погрузки, выгрузки, сортировки, приема к перевозке и выдачи грузов в вагонах и контейнерах, уборки, подачи вагонов под погрузочно-разгрузочные операции, переадресовки грузов, контроля за очисткой вагонов после выгрузки, выполнения других грузовых и коммерческих операций при перевозке грузов и др.

На отделения дорог возложена организация работы локомотивных и вагонных депо для обеспечения в пути следования текущего содержания и технического обслуживания подвижного состава всех форм собственности в соответствии с установленными нормами и заключенными договорами, а также обеспечение локомотивами и локомотивными бригадами в соответствии с утвержденным графиком движения поездов.

Протяженность отделений дороги составляет от 500 до 2000 км. Численность работников отделения дороги, занятых на эксплуатационной работе, в среднем – 9-12 тыс. человек. Более половины этого контингента приходится на долю работников локомотивных бригад, рабочих по текущему содержанию пути, техническому обслуживанию и ремонту локомотивов и вагонов. В структуре текущих расходов отделений дороги наибольший удельный вес занимает фонд оплаты труда, на долю которого приходится около 35% и амортизационные отчисления – около 20%.

4.2 Планирование объема перевозок грузов и пассажиров

Грузовые перевозки. При разработке годового плана грузовых перевозок отделения дороги определяются следующие показатели:

- отправление грузов, тыс. т;

- прибытие грузов, тыс. т;

- грузооборот в эксплуатационных ткм;

- вагоно-км груженых и порожних вагонов, млн.;

- тонно-км брутто, млн.

Разработка проекта плана в отделениях дорог начинается с установления размеров отправления и прибытия грузов по станциям и участкам, входящим в состав отделения. Размеры отправления грузов со станций и отделения дороги в целом определяются на основании материалов изучения экономики района тяготения станций и отделения и заявок грузоотправителей. При планировании необходимо учитывать изменения, происходящие в экономике страны, а именно: ввод в действие новых и расширение действующих предприятий, изменения в специализации предприятий, развитие конкурирующих видов транспорта и др.

Экономическое обследование районов тяготения производится по грузам основных отраслей экономики, а также по наиболее характерным для данного отделения грузам. При этом изучаются транспортные связи по ввозу и вывозу продукции, а также сеть всех видов транспорта, обслуживающих данный район с оценкой перспектив их развития.

Для отделений дорог характерна концентрация погрузки и выгрузки на сравнительно небольшом числе станций. Поэтому показатели годового плана по отправлению рассчитывают в первую очередь по решающему ядру станций. Такой метод позволяет более целенаправленно вести изучение экономики района тяготения, повышать контроль за выполнением погрузки, а так же обеспечивать эффективное использование всех видов ресурсов.

При определении объема перевозочной работы отделения в целом отдельно планируют перевозки в местном сообщении. Объем перевозок в местном сообщении в вагонах рассчитывают на основе заявок грузоотправителей и анализа динамики перевозок в местном сообщении.

Величину прибытия грузов в тоннах на станции отделения определяют на основе анализа отчетных данных и планируемых изменений в поступлении грузов в адрес основных грузополучателей.

Одновременно с планированием объема отправления и прибытия грузов в тоннах рассчитывают объем погрузки и выгрузки в вагонах. Для этого используют среднюю статическую нагрузку на физический вагон. Средняя статическая нагрузка по отделению определяется делением количества отправленных грузов в тоннах на количество погруженных вагонов в целом по отделению. Она выражается следующей формулой:

,

где - статическая нагрузка вагона, т/вагон;- количество погруженных тонн;- количество погруженных вагонов.

Статическая нагрузка определяется как по родам грузов, так и средняя, определяемая структурой отправления грузов, вагонного парка и техническими нормами загрузки.

Величина средней статической нагрузки зависит от структуры грузооборота, т.е. от соотношения в грузообороте тяжеловесных и легковесных грузов, состава вагонного парка (наличие большегрузных вагонов), выполнение технических норм загрузки вагонов.

Среднюю статическую нагрузку можно также определить из выражения

,

где - удельный вес груза в общем объеме отправления;- статическая нагрузка вагона по родам грузов, т/вагон;- род груза.

Статическая нагрузка, помимо того, что характеризует использование вагонного парка в момент погрузки, служит также основой для перевода грузопотока в вагонопоток.