6.2. Перспективы развития транспорта России
История свидетельствует о том, что смена столетий это, как правило, время динамичное, сложное и во многом противоречивое. Предсказать его особенности нелегко. Однако почти нет сомнений, что ключевыми факторами мирового развития будут глобальная интеграция экономик и дальнейшее развитие научно-технического прогресса.
В этих условиях увеличение объемов перевозок пассажиров и грузов неизбежно превысит рост мирового производства. На этом сходится большинство прогнозов. Но есть и качественный аспект, более важный, чем простой количественный рост. Уже сегодня многие жители Земли благодаря глобальным телекоммуникациям имеют неограниченные возможности для прямого общения, для доступа к информационным ресурсам, для развития бизнеса. Это порождает желание людей столь же быстро и свободно путешествовать, усиливает стремление бизнеса столь же быстро и беспрепятственно обмениваться товарами.
Чем больше роль телекоммуникаций в повседневной жизни, тем острее общество воспринимает любые ограничения, связанные с перевозками пассажиров и физическим распределением товаров. Именно этот фактор, а не само по себе возрастание объемов мировой торговли станет главным вызовом, на который в начале нового века предстоит ответить транспорту. Нельзя допустить, чтобы транспортные проблемы стали тормозом мирового развития, препятствием глобальной интеграции или ограничили реализацию важнейших прав человека.
Рост евроазиатских экономических связей - это одна из объективных тенденций мирового развития, несмотря на проблемы, с которыми встретился сегодня ряд стран Азии. С начала 80-х годов до середины 90-х доля евроазиатских торгово-экономических связей в мировой торговле выросла в полтора раза и продолжает увеличиваться. Инфраструктура не должна сдерживать развитие этого важнейшего звена глобальной экономики и препятствовать реализации права населения гигантского субконтинента на свободное перемещение и обмен товарами.
Территория Российской Федерации - это и естественная граница, и естественный мост между Европой и Азией. Через нее проходят кратчайшие коммуникации между европейскими странами и странами Центральной Азии, Среднего Востока, северной части Азиатско-тихоокеанского региона.
Уникальны и масштабы российской транспортной сети. На этой сети действует 43 морских порта и более 2 тысяч речных причалов, более 4 тысяч железнодорожных станций, 756 аэропортов. Она стыкуется с транспортными системами тринадцати европейских и азиатских стран и имеет выходы на основные мировые морские пути.
Однако, география и экономика транспорта - это разные дисциплины. Грузовладельцы и перевозчики не столько считают километры, измеренные по карте, сколько сравнивают гарантированную скорость доставки по различным маршрутам и ее стоимость. Они также учитывают фактор надежности и стабильности при использовании того или иного транспортного коридора.
Существуют и другие критерии эффективности транспортной системы - экологические, социально-экономические, культурные и так далее. Эти вопросы постоянно обсуждаются на конференциях, проводимых под эгидой ООН, ЕС, на различных региональных форумах.
С учетом сказанного, вклад России в создание евроазиатской транспортной системы 21 века зависит от того, как удастся использовать возможности, которые дала природа и труд многих поколений россиян, сможем ли создать на российской территории экономичную, высокотехнологичную и экологически чистую систему транспортных коммуникаций, эффективно интегрировать ее в мировую транспортную систему.
Это - серьезная, исторически значимая задача. Развитие инфраструктуры, в том числе транспорта, является в настоящее время одним из приоритетов экономической политики Российской Федерации.
Необходимо создание качественно новой системы транспортных связей. И некоторые черты этой новой системы в Евразии угадываются уже сегодня.
Во-первых, в этой системе значительно возрастет роль сухопутных транспортных коридоров. К концу 20 века возможности повышения скорости и снижения себестоимости на традиционных евроазиатских судоходных линиях оказались практически исчерпанными. Причинами уже стали и могут стать перегруженность портов, небезграничная пропускная способность Суэцкого канала и качественный порог, достигнутый в совершенствовании линейных судов - контейнеровозов.
Между тем возможности скоростного железнодорожного транспорта, дополненные системой автомобильных магистралей и внутренних водных путей, мультимодальных логистических центров и средств телематики, еще только начинают раскрываться. Реализация этих возможностей наверняка станет одной из фундаментальных задач.
Вторая отличительная особенность межконтинентальных транспортных систем будущего - это особая роль воздушного транспорта. Растущая мобильность жителей Евразии, несомненно, резко увеличит спрос на пассажирские авиаперевозки. Наряду с этим, дальнейшее развитие электронной торговли потребует от авиации опережающего роста перевозок грузов, для которых критическим фактором является скорость доставки.
В обозримом будущем авиации предстоит освоить, если говорить о стоимости, до 7 % грузов, перевозимых сейчас другими видами транспорта. При этом следует ожидать роста рыночной доли экспресс-перевозчиков. Но потенциал авиации можно будет реализовать только на основе использования оптимальных воздушных коридоров и опережающего развития наземной инфраструктуры - аэропортов и систем управления воздушным движением.
И, наконец, третья особенность транспортной системы будущего - концентрация транспортных потоков, рост контейнерных перевозок по интермодальным транспортным коридорам.
Эти коридоры должны стать основой единой глобальной транспортной сети 21 века. Создание этой сети станет, очевидно, главной задачей евроазиатской транспортной политики. Азия сохраняет высокие темпы экономического роста. Ее транспортная сеть активно развивается и перестраивается. Одним из императивов этого процесса является поиск оптимальных соединений с европейской транспортной системой.
В Западной и Центральной Европе, где коммуникации исторически более развиты, формирование базовой системы транспортных коридоров уже в основном завершилось. Проблема заключается в том, чтобы связать транспортные системы двух субконтинентов оптимальными транспортными коридорами. Одной из ключевых тем при этом был вопрос об использовании национальных транспортных коммуникаций тех или иных стран. Географическое положение России и уровень развития ее транспортной инфраструктуры позволяют ей внести в решение этой проблемы весьма существенный вклад.
При разработке национальной системы транспортных коридоров нельзя игнорировать объективный фактор конкуренции. Естественно, что каждая страна стремится привлечь транзитные грузопотоки ради получения устойчивых доходов и инвестиций. В октябре 2000 года Правительство Российской Федерации одобрило концепцию Государственной транспортной политики России. Это неотъемлемая составная часть государственной политики структурных реформ и развития экономики.
Разрабатывая основы национальной транспортной политики, исходили из того, что российская экономика миновала период гиперинфляции. Наметилась стабилизация, есть отдельные признаки роста. Ожидается неизбежное возрастание спроса на услуги транспорта, при этом международные перевозки, в том числе транзит, будут расти ускоренными темпами.
Учитывая эти факторы, базовыми приоритетами нашей транспортной политики можно считать:
ускоренную интеграцию транспортного комплекса в мировую транспортную систему,
повышение эффективности международных транспортных связей, обеспечение эффективного транзита через российскую территорию,
гармонизацию правового режима транспорта с нормами международного транспортного права,
развитие мультимодальных и контейнерных перевозок.
К бесспорным приоритетам также относится развитие в России современных информационных технологий сопровождения транспортных процессов, включая возможности космических навигационных систем ГЛОНАСС и GPS, кабельные оптико-волоконные линии связи вдоль железных дорог и тому подобные системы информатизации, без которых эффективный транспортный бизнес становится невозможным.
Все эти приоритеты тесно взаимосвязаны с концепцией транспортных коридоров.
В сегодняшним понимании, транспортной коридоры - это, прежде всего, зоны развития транспортных коммуникаций, которые планируются с учетом и существующих и прогнозируемых грузопотоков. Основу этих коммуникаций составляют базовые сети железнодорожных и автомобильных магистралей, связанная с ними система мультимодальных терминалов, средства информационного обмена и контроля.
Правовой режим коридоров должен быть разумно сбалансирован между различными видами транспорта с акцентом на интермодальность и на использование наиболее экологичных транспортных систем соседних стран.
Существует идея транспортных зон, в развитии которых определяющую роль играет морской транспорт. Россия обладает уникальными водными коммуникациями, использование которых значительно повысит эффективность евроазиатских транспортных коридоров.
Практическую реализацию концепции международных транспортных коридоров, мы основываем на интеллектуальном и рациональном подходе. Это означает приоритет максимального использования существующих транспортных систем за счет их модернизации, ликвидации узких мест и добавлении недостающих звеньев.
Но базовый принцип заключается в том, что ни одна страна сегодня не может быть монополистом в получении транзитной ренты. Исходя из этого принципа, оптимальной считается такая система коридоров, которая обеспечит гармонизацию интересов всех участников евроазиатского транспортного развития. Россия выступает на рынке транзитных перевозок не столько как агрессивный конкурент, сколько как партнер, предлагающий транспортному сообществу транзитные ресурсы, отвечающие вызовам нового века. Кроме того, этой уникальной транспортной системе, безусловно, предстоит сыграть одну из главных ролей в обеспечении перспективного социального и экономического развития огромных российских территорий.
Разумеется, практические потребности торговли, как и естественные национальные интересы, могут потребовать в отдельных случаях и создание новых элементов транспортно-логистической системы.
Концепции, намеченные в рамках «критской» системы международных транспортных коридоров на российской территории, нуждаются в дальнейшем естественном развитии. Логика исторических реальностей транспортного освоения евроазиатского континента, а также взвешенная оценка транспортного потенциала России, подсказали более точное решение. Предложения России по уточнению «критской» системы коридоров были обсуждены и одобрены на общеевропейской конференции по транспорту в Хельсинки. Эти предложения направлены, прежде всего, на максимальное использование потенциала российских транспортных сетей как для транзитных грузов между Европой и Азией, так и для обеспечения растущей российской внешней торговли. В частности, признано перспективным развитие коридора №9. который на территории России проходит от границы с Финляндией через С-Петербург на Москву и далее к границе с Украиной и Белоруссией.
Теперь в состав коридора вошли также направления на юг от Москвы до Новороссийска и Астрахани. Таким образом, в состав этой коммуникации включаются железные дороги и автомагистрали южного направления, водный путь по Волго-Донскому каналу, а также морские порты на Черноморском, Азовском и Каспийском побережье. Коридор №2 продлевается на восток от Москвы до Нижнего Новгорода. В его состав помимо железных дорог и автомагистралей войдет система действующих и проектируемых терминальных комплексов в Смоленске, в Вязьме, в Московском регионе, в Нижнем Новгороде. Выход к Нижнему Новгороду означает возможность более эффективной стыковки через Астрахань и Волжский путь с транспортными системами среднеазиатских стран СНГ. Роль этих государств на континенте постоянно возрастает, и развитие евроазиатской транспортной системы должно основываться на сотрудничестве и координации с этими странами.
Если говорить о сухопутных коридорах, то таким ресурсом является, безусловно, Транссибирский контейнерный мост - естественное продолжение коридора №2 на Восток. Использование этой коммуникации, которая способна обеспечить при евроазиатских перевозках в 1,5 раза меньше транзитное время, чем морские пути, чрезвычайно привлекательна. Его основа - Транссибирская железнодорожная магистраль. Она представляет собой как бы стержень коридора, использование которого позволяет обеспечить выход на крупнейшие сырьевые источники Сибири и Дальнего Востока и на 8 тысяч километров сократить путь между Европой и Азией и сэкономить 8-10 суток транзитного времени. Сегодня транзитная транссибирская транспортная система используется не более чем на одну треть своей провозной способности.
По при всей важности железнодорожной магистрали, Транссиб -это нечто большее. В перспективе - это универсальный коридор широтногонаправления, значимый не только для Евразии. В принципе, он способен принять на себя даже часть товарообмена между США и ЕС! Вот почему первоочередное внимание уделяется комплексному развитию этого коридора. Реконструируются морские терминалы в портах Санкт-Петербург и Восточный. В полосе коридора и на подходах к нему опережающими темпами развивается автодорожная сеть. Совершенствуется инфраструктура интермодальных перевозок. На всем протяжении Транссиба уже в основном создана и действует система информационных коммуникаций, основанных на оптико-волоконных линиях связи. Все шаги по комплексному развитию потенциала Транссиба продиктованы не абстрактными теоретическими рассуждениями, а реальной картиной и внутренней логикой развития международных экономических связей.
Еще один пример действия этой логики - создание международного транспортного коридора «Север-Юг».
Южная ветвь этого коридора идет из региона Персидского залива, Индии через Иран. Его российская часть начинается паромными линиями на Каспии и продолжается либо переходом на железнодорожную сеть, либо доставкой судами река-море по единой глубоководной системе внутренних водных путей России напрямую потребителям Европы и Средней Азии. Развиваются коммуникации в полосе этого коридора, совершенствуются внутренние водные пути, увеличивается число паромов и строится новый порт Оля на Каспии. Это направление - оптимальное в смысле меридионального соединения Северной и Центральной Европы, Средней Азии и Индии. Его использование почти втрое сокращает путь следования и экономит оператору до шестисот долларов в расчете на один контейнер. Такая возможность обязательно должна быть востребована торговлей! Точно так же, видимо, рассуждали в Иране и в Казахстане, развивая порты Энзели, Амирабад и Актау. Той же логики придерживаются и индийские партнеры. В результате за короткий срок был подготовлен и подписандоговор о развитии международного транспортного коридора «Север-Юг». Новое направление по Волго-Донскому каналу является естественным продолжением «критских» коридоров южного и юго-восточного региона Европы, выходящих на побережье Черного моря. Использование его для международных перевозок станет началом поэтапного открытия ряда внутренних водных путей России для пропуска судов под иностранным флагом.
Нет сомнений, что вся инфраструктура, созданная вокруг Каспия, станет естественной частью этого коридора. Нужно сказать, что Европа, в лице Европейской Экономической Комиссии ООН, сделала важный конструктивный шаг навстречу нашим инициативам. Одобрены предложения России о продлении важнейших линий международных комбинированных перевозок:
от Москвы до Екатеринбурга - в полосе европейского коридора номер2-это естественный выход на Транссиб;
от Москвы до Новороссийска и Астрахани в полосе 9 европейского коридора - это интеграция с коридором "Север - Юг".
Логика развития экономических связей определит в конечном итоге и позитивное решение вопроса об официальном продлении европейского коридора номер 2 от Москвы до Нижнего Новгорода, и конструктивное развитие переговоров с ЕС о поэтапном взаимном открытии внутренних водных путей. Работая над развитием транспортных коридоров, Россия взаимодействует с Белоруссией, Литвой, Украиной, Эстонией, Латвией, Казахстаном, Ираном, Индией, Монголией, Китаем, другими странами. Только такой подход можно считать конструктивным с точки зрения приоритетов интеграции и стабилизации.
В 2000 году в Нью-Йорке состоялся саммит тысячелетия, где мировые лидеры определили выравнивание условий в различных регионах одной из главных задач мирового сообщества. Этот приоритет должен стать определяющим и в политике международных финансовых институтов. Развитие транспортной инфраструктуры — один из лучших путей обеспечения устойчивого регионального развития. Он представляется куда более перспективным, чем финансирование ликвидации последствий политических кризисов. Средства, выделяемые сегодня международными финансовыми институтами для развития евроазиатских коридоров, несоразмерно малы в сравнении с масштабом и значимостью решаемых задач. Невозможно переоценить роль сотрудничества с непосредственными пользователями транспортных коридоров, т.е. операторов. Именно коммерсанты, так называемые заморские купцы, были первооткрывателями и первопроходцами сегодняшних транспортных коридоров. Ведь Афанасий Никитин, совершая свое знаменитое путешествие из Твери через Персию в Индию, прошел маршрутом коридора «Север—Юг», а дорога «из варяг в греки» - это европейский коридор номер девять! Многолетний опыт и достоверная рыночная информация позволяют транспортному бизнесу безошибочно выбирать самые выгодные и надежные маршруты. Поэтому Россия в высшей степени заинтересована в постоянном сотрудничестве с российскими и иностранными транспортными операторами.
Говоря о сферах сотрудничества в развитии евроазиатской транспортной системы, нельзя забывать и о севере Евразии. В качестве самостоятельного евроазиатского транспортного коридора определена уникальная коммуникация - Северный морской путь. В суровых северных широтах не только проходит один из самых коротких путей между Европой и Азией. Здесь, вблизи Северного полярного круга, лежат и перспективные месторождения наиболее дешевых энергетических ресурсов. Пройдет немного времени - и их разработка потребует комплексного транспортного обеспечения. Поэтому Россия делает все для развития своего национального транспортного коридора — Северного морского пути. Его потенциал, несомненно, будет востребован и станет объектом эффективного многостороннего сотрудничества. На российском Севере десятилетиями создавалась мощная транспортная система, которая в буквальном смысле обеспечивала жизнь огромных северных территорий. Сегодня Россия имеет там ледокольный флот, специализированный транспортный флот, необходимые системы связи и навигационного обеспечения. Разумеется, все эти системы требуют дополнительного развития. Северный морской путь открыт для международного судоходства, объем арктических перевозок составляет сегодня порядка 4-х млн. тонн в год. Между тем, этот коридор способен обеспечить перевозки как минимум вдвое больших объемов грузов по кратчайшему расстоянию между портами Северной Европы в Северную Америку и страны азиатско-тихоокеанского региона.
Если перейти от наземных путей к воздушному пространству, то и здесь Россия способна немало предложить для взаимовыгодного сотрудничества. Воздушное пространство России является самостоятельным транзитным ресурсом. Его использование позволяет открыть кросс-полярные авиамаршруты, которые обеспечат кратчайшее расстояние перелетов из Северной Америки в Азию. Анализ, проведенный авторитетными международными экспертами, показывает, что полет по линии Нью-Йорк - Гонконг при использовании кросс-полярного маршрута экономит 4 - 5 часов полетного времени и до 20 тонн топлива. Это дает авиакомпании экономию порядка 50 тысяч долларов на один рейс, а годовая экономия при ежедневном выполнении рейса превысит 17 миллионов долларов.
Большой потенциал имеется не только в воздухе, но и на земле. Российские аэропорты гораздо менее загружены, чем крупнейшие аэропорты Западной Европы. Некоторые из них могут стать важным дополнением континентальной сети авиаузлов -хабов и обеспечить удовлетворение перспективного спроса на пассажирские и грузовые перевозки.
Тот факт, что транспортные коммуникации России могут быть эффективно интегрированы в евроазиатскую транспортную систему, основан не только на фактах транспортной и экономической географии. В российской экономике за последнее время произошел ряд важных позитивных изменений:
в российской транспортной системе происходит рост объемов деятельности, почти на 7 процентов ежегодно;
в законодательстве появляется все больше положений, непосредственно стимулирующих развитие транспортной деятельности, и в частности транзита. Например, новый пакет налоговых законов, лейтмотив которого - снижение налоговой нагрузки на реальный сектор экономики, предусматривает нулевую ставку налога на добавленную стоимость при выполнении транзитных перевозок через территорию России.
растет участие частного капитала в проектах развития инфраструктуры. Так, в рамках Балтийской трубопроводной системы в порту Приморск создается новый технологический комплекс для экспорта нефти. В порту Санкт-Петербург развернуто строительство специализированного современного экологически чистого терминала по переработке калийных удобрений мощностью до 5 миллионов тонн в год. У этих и ряда других проектов есть общая особенность. Они реализуются совместными усилиями государства и частных компаний - производителей и экспортеров.
В результате приватизации на транспорте и стимулирования развития транспортного рынка, сегодня около 80% основных фондов российского транспорта, кроме железнодорожного, находятся в негосударственном секторе экономики. Однако крупнейшие транспортные проекты континентального масштаба не могут быть успешно решены без непосредственного участия государства. Обязанностью государства является стимулирование развития рынка транспортных услуг, целевая поддержка, разумное распределение транспортных коммуникаций и минимизация всех негативных последствий воздействия транспорта на окружающую природу. Все эти функции должны быть реализованы, прежде всего, на основе современной правовой системы транспорта. Национальное транспортное законодательство России сейчас фактически создается заново. Вновь принятые правовые акты: Закон о железнодорожном транспорте, Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс. Закон о безопасности дорожного движения, а также ряд подзаконных актов, максимально приближаются к международным стандартам и законодательствам европейского сообщества, в вопросах безопасности, экологии, социальных требований и технических нормативах. Готовятся законопроекты Устава автомобильного транспорта и Кодекса внутреннего водного транспорта.
Приняты законы о присоединении России к международным конвенциям об унификации правил спасения, морских залогах и ипотеках, ареста морских судов. Новая правовая система должна решить также и те проблемы транспорта, которые лежат в таможенных налоговых сферах. Вырабатываются рациональные таможенные режимы, которые реально сократят время передвижения грузов, а также специальные таможенные процедуры, ориентированные на развитие международных интермодальных перевозок.
Успешное развитие транспортной инфраструктуры решающим образом зависит от достигнутого уровня партнерства между государством и частными инвесторами. Поэтому Россия намерена освоить соответствующиеэкономические схемы и закрепить их в российском законодательстве, следуя лучшему мировому опыту. Это классические транспортные концессии. Это различные формы аренды государственного имущества. Это сооружение и эксплуатация инфраструктурных объектов по схеме «построил - используй - передай государству».
успешная модернизация объектов транспортной инфраструктуры. Увеличивается их мощность, растет загрузка. Особенно быстро развиваются самые эффективные специализированные комплексы. Но главное заключается в том, что использование национального транзитного потенциала в сочетании с задачами мирового транспортного сообщества впервые за много лет стало одним из программных государственных приоритетов России. Эта позиция руководства страны.
Важнейшей задачей является гармонизация правовой системы с положениями международного транспортного права. За последние годы Россия присоединилась к нескольким международным конвенциям и соглашениям в области транспорта.
Очень важной своей задачей нужно считать пропаганду и разъяснение положений национальной транспортной политики России. К сожалению, многие зарубежные партнеры в последние годы рассматривали Россию как тупиковую в транспортном отношении страну, а ее коммуникации как пути, предназначенные для вывоза полезных ископаемых и ввоза на российские рынки готовой продукции. Но сегодня Россия предлагает мировому сообществу, наряду с нефтью и металлом, новый национальный продукт - экспорт транзитных транспортных услуг. Возможно гармоничное использование транспортного потенциала Российской Федерации. Чрезвычайно важно, что впервые определен перечень евроазиатских сухопутных транспортных коридоров.
Специфические особенности транспорта отражены в проекте нового налогового кодекса России. Новая налоговая система будет гораздо более прозрачной, простой, предсказуемой и менее обременительной для отечественных и иностранных операторов и грузовладельцев.
Россия имеет федеральное государственное устройство, и многие субъекты РФ по площади, населению и экономическому потенциалу не уступают крупным европейским государствам. Поэтому проблема развития транспортных коридоров, включая ее евроазиатский контекст, имеет для России важнейший региональный аспект. Планируя международные коридоры, нельзя забывать о целенаправленном социально-экономическом развитии российских территорий. Достаточно сказать, что только в зоне коридора № 9 живет и трудится 66 млн. россиян, более 40% населения нашей страны. Руководители субъектов федерации РФ понимают, что разумное планирование транспортных коридоров обеспечит экономический рост территорий, создаст новые рабочие места, оживит торговлю. Вместе с тем, они не могут допустить, чтобы развитие транспортных коридоров нанесло ущерб природе, историческому ландшафту, чтобы оно вступало в противоречие с намеченными планами регионального развития. Субъекты РФ не просто разделяют концепцию евроазиатских транспортных коридоров. Они используют все свои возможности для создания благоприятных инвестиционных условий, опережая иногда в этом вопросе федеральный центр. Они активно разрабатывают и реализуют собственные транспортные программы и проекты, которые гармонично вписываются в транспортные коридоры. Они привлекают к их реализации частный капитал, в том числе и иностранных партнеров. Такую работу активно ведут в С-Петербурге. Ленинградской области, в Новгороде, в Москве, в Астрахани, в Саратове, в Ярославле, в Калининграде и в др. городах и регионах а также в региональных ассоциациях Северо-запад, Большая Волга, Сибирское соглашение. Многие из проектных предложений подготовлены по инициативе и при участии регионов. Так, например, проект модернизации порта С-Петербург и строительство ряда новых терминалов в Ленинградской области - это составная часть, разработанная администрациями города и области, программы транспортно-технологического обеспечения транзита через прибрежные территории Финского залива.
В Нижнем Новгороде разработан комплексный проект развития и создания водно-автомобильно-железнодородного логистического терминала мощностью до 1 млн. тонн грузов в год.
В Московском регионе, где пересекаются коридоры №2 и №9 и где зарождается и поглощается не менее 40% о всех экспортно-импортных грузов России, разработана и реализуется комплексная региональная логистическая программа "Московский терминал".
В Приморском крае в сотрудничестве с отдельными провинциями Китая разрабатывается проект транспортного коридора для развития перевозок между Китаем и Россией.
Согласно имеющимся прогнозам в ближайшее десятилетие ускоренно будет нарастать объем контейнерных перевозок, в частности неизбежен также рост спроса на природные ресурсы российского Севера. Уже идет подготовка ряда международных проектов по разработке соответствующих месторождений, включая деятельность в рамках соглашения о разделе продукции. А это значит, что такие коммуникации, как Северный морской путь, как Транссибирская магистраль с ее ответвлениями, получат дополнительный стимул для своего развития. Это значит, что трансконтинентальные международные коридоры будут проходить по регионам активного освоения, по территории растущей экономики. Они будут сами способствовать этому росту, будут устойчиво функционировать, благодаря стабильной ситуации в прилегающих к ним территориям.
Один из главных приоритетов российской транспортной политики - создание условий для стабильного и эффективного финансирования транспортных проектов и программ. В ходе реформ характер инвестиционной деятельности государства на транспорте принципиально изменился. Оно отказалось от роли стратегического инвестора в инфраструктуру. Сегодня средства федерального бюджета составляют в общей сложности не более десяти процентов инвестиций в транспортный сектор. Прямое финансирование применяется лишь тогда, когда речь идет об обеспечении безопасности. В остальных случаях государство использует бюджетные средства для создания благоприятных экономических условий, для реализаций проектов, добиваясь при этом максимального повышения эффективности инвестиций. Цена решений при реализации транспортной инфраструктуры чрезвычайно высока, поэтому совершенствуется система критериев подбора проектных предложений и методологию управления проектами. Государство стимулирует и частных инвесторов и подрядчиков и других участников инвестиционного процесса, действовать на основе принятого во всем мире проектного образа мышления. Введя институт государственных гарантий, правительство рекомендовало процедуру их предоставления. При этом делается упор на применение тендерных механизмов, на создание независимой экспертизы проектной документации, иными словами, на развитие всех атрибутов стандартной системы проектного анализа и проектного менеджмента. Это позволяет опираться на реальные цифры при прогнозировании оценки и выходить на контакты с потенциальными партнерами, имея в портфеле предельно конкретные предложения
- Общий курс транспорта
- 240100 «Организация перевозок и управление на транспорте» и
- Содержание
- 1. Понятие о транспорте
- 1.1. Транспорт и его составляющие
- 1.2. Единая транспортная система
- 1.3. Транспортный рынок
- 1.4. Структурно – функциональная характеристика транспорта
- 1.5. Факторы использования различных видов транспорта
- 1.6. Отличительные особенности транспорта как отрасли
- 1.7. Технико-экономические особенности транспорта
- 1.8. Сферы использования различных видов транспорта
- 2. Транспортная техника
- 2.1. Классификация транспортных средств
- 2.2. Состав транспортного средства
- 2.3. Техническая характеристика транспортного средства.
- 2.4. Транспортно-технологические комплексы
- 3. Транспортные потоки и перевозки
- 3.1. Транспортное пространство
- 3.2. Планирование транспортных потоков и перевозок
- 3.3. Управление движением транспортных потоков
- 3.4. Перевозочный процесс
- 4. Показатели работы транспорта
- 4.1. Группы показателей работы транспорта
- 4.2. Основные показатели работы транспорта
- 4.3. Показатели транспортной обеспеченности и доступности
- 4.4. Показатели качества пассажирских перевозок
- 4.5. Показатели качества грузовых перевозок
- 4.6. Показатели экономической безопасности функционирования транспорта
- 5. Принципы управления транспортом в современных условиях
- 5.1. Задачи управления транспортом
- 5.2. Организация управления транспортной системой
- 5.3. Взаимодействие и конкуренция видов транспорта
- 6. Современное состояние и перспективы развития
- 6.1. Место транспорта России в мировой транспортной системе
- 6.2. Перспективы развития транспорта России
- 6.3. Транспортный комплекс Калининградской области