logo
Общ курс транспорта / Литература / Учебное пособие Мейлер

5.2. Организация управления транспортной системой

Государственное руководство транспортной системой РФ, а именно гражданской авиацией, морским, речным, автомобильным транспортом и дорожным хозяйством осуществляет Министерство транспорта. В системе государственного управления отраслями транспортного комплекса, возглавляемый Министерством транспорта РФ, образованы Федеральная авиационная служба России (ФАС России), Федеральная служба морского флота России (Росморфлот), Федеральная служба речного флота России (Росречфлот), Федеральная автомобильно-дорожная служба России (ФАДС России).

Железные дороги являются единственным видов транспорта, на который не распространяется юрисдикция Министерства транспорта. Российские железные дороги по – прежнему управляются Министерством путей сообщения РФ (вся инфраструктура), и РАО «Российские железные дороги» (перевозки). Министерство транспорта, в отличие от существовавших ранее транспортных министерств, на распоряжаются собственностью транспортных предприятий и не планирует их хозяйственную деятельность. Однако, правительством, на Министерство транспорта возложены важные государственные задачи. К их числу относится:

В соответствии с возложенными на него задачами Министерство транспорта выполняет следующие функции:

На морском транспорте, начиная с 1993 г., учреждены морские администрации портов (МАП), призванные осуществлять государственное регулирование деятельности компаний – судовладельцев, портов, ремонтных заводов и других предприятий, действующих на их территории. Поскольку морские порты являются, как правило, транспортными узлами и взаимодействуют с сухопутными видами транспорта, в 2004 году часть функций МАП передана ФГУП «Росморпорт» и его филиалам. Они представляют собой координирующие органы по согласованию совместной работы всех предприятий транспортного узла.

На железнодорожном транспорте в основном сохранена вертикаль­ная структура управления: МПС - дороги - отделения дорог со струк­турными единицами, т. е. линейными предприятиями (локомотивными и вагонными депо, станциями, дистанциями, участками и др.). Хотя МПС и сохраняет некоторые оперативно-распорядительные функции, в его ведении находится инфраструктура, железные дороги в лице РАО «Российские железные дороги» получили большую самостоятельность в решении хозяйственных,коммерческих и управленческих вопросов.

На автомобильном транспорте осуществление функций государственного регулирования делегируется региональным органам управления транспортом, создаваемым администрациями регионов.

Объективной тенденцией совершенствования управления транс­портной системой должны быть децентрализация и делегирование власт­ных и управленческих функций центра регионам.

При этом, однако, центральные органы управления транспортом должны всегда сохранять за собой инициативу в подготовке изменений в системе управления и принятия окончательных решений принципиального характера, а также постоянно контролировать состояние транспортной сис­темы.

Существующая система управления транспортной деятельностью в большинстве регионов России не соответствует новым политическим, эко­номическим и социальным условиям, не учитывает повышения самостоя­тельности территорий. Появилась объективная необходимость ее коренно­го изменения.

Структура органов управления транспортом региона, соответствую­щая распространенной мировой практике, включает в себя:

Регионам могут делегироваться следующие функции центральных органов управления транспортной системой: