logo
конспект

19 Билет.

1. Законодательные акты в области метрологии, их назначение и цели

Законодательные основы российской метрологии определены сегодня самыми высокими актами:

Конституция Российской Федерации (статья 71, р) устанавливает, что в ведении Российской Федерации находятся стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени. Таким образом эти положения Конституции РФ закрепляют централизованное руководство основными вопросами законодательной метрологии (единицы величин, эталоны и связанные с ними другие метрологические основы).

Закон РФ "Об обеспечении единства измерений", устанавливающий правовые основы обеспечения единства измерений, регулирует отношения государственных органов управления Российской Федерации с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта и импорта средств измерений и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 года N 100 "Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг".

Для реализации положений Закона РФ " Об обеспечении единства измерений" разработаны подзаконные акты – нормативные документы по метрологии. Нормативные документы, принятые до принятия Закона и не противоречащие ему, допущены к применению.

Межгосударственные стандарты (ГОСТ)

Национальные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р)

Правила по межгосударственной стандартизации (ПМГ)

Правила по метрологии (ПР)

Руководящие документы (РД)

Рекомендации по метрологии (Р)

Рекомендации по метрологии (МИ)

2. Особенности применения схемы №3

Если имеется информация о возможности изготовителя при производстве обеспечить стабильность качества или предприятие-изготовитель зарекомендовал себя на рынке как производитель продукции высокого уровня качества, то применяется схема сертификации «3».

Сертификация серийного выпуска продукции проводится по схемам 3 и 3 "а". В отличие от остальных схем сертификация по схемам 3 и 3а является самой ответственной и трудоемкой.

Срок действия сертификата по этой схеме может быть 1, 2 и 3 года.

«Заявителем» при сертификации серии является, как правило, сам изготовитель или его доверенные лица (представительства), имеющие связь с изготовителем и доверенность от него на право проведения работ по сертификации (приблизительный текст доверенности).

Проводятся испытания образца продукции, но без изучения производства, а после выдачи сертификата соответствия - инспекционный контроль посредством испытания образца товара перед отправкой потребителю. Выбранный образец проходит исследование в аккредитованной лаборатории.

3. Особенности сертификации услуг по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом

Сертификация услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспор­том проводится по схемам 2, 3, 5.

Схема 2: оценка процесса выполнения и оказания услуг, включающая в себя проверку результатов оказания работ и услуг и инспекционный кон­троль. Схема 2 применяется, как правило, для сертификации небольших и средних предприятий (от 1 до 30 человек в сфере основного производства), в которых либо ответственность за качество и безопасность услуг возлагает­ся в полном объеме на их непосредственных исполнителей, либо имеется двух-, трехуровневая структура управления и распределения ответственно­сти за качество и безопасность оказания услуг. «Оценка оказания услуг» по схеме 2 осуществляется посредством оценки процесса оказания услуг.

Схема 3: анализ состояния производства, включающий в себя проверку результатов работ и услуг и инспекционный контроль. Схема 3 применяется в большинстве случаев для крупных предприятий (с числом занятых в сфере основного производства более 30 человек), имеющих, как правило, много­уровневую структуру управления и распределения ответственности, исполь­зующих документально оформленные процессы оказания услуг, а также располагающих организационно-техническими и кадровыми ресурсами для проектирования процесса оказания услуг.

«Оценка оказания услуг» по схеме 3 осуществляется посредством анализа состояния производства, характеризующегося возможностями исполнителя стабильно проводить весь комплекс работ, связанных с оказанием услуги, с учетом возможностей проектирования процесса оказания услуги или его от­дельных параметров.

Схема 5: оценка системы качества, включающая в себя проверку ре­зультатов работ и услуг и инспекционный контроль. Схема 5 применяется для предприятий, оказывающих услуги по перевозке пассажиров автомо­бильным транспортом, имеющих документально оформленную систему ме­неджмента качества, оценку которой проводит эксперт по сертификации систем качества в соответствии с нормативными документами.

Перечень показателей, которые могут быть подтверждены при серти­фикации, и нормативные документы, содержащие требования к услугам и методы их контроля, приведены в Приложении 3.

Отбор проверяемых маршрутов и экипажей (транспортное средство + во­дительский персонал) предприятий для проверки сертифицируемых услуг осуществляет эксперт в соответствии с методикой, утвержденной органом по сертификации. Проверка характеристик сертифицируемых услуг прово­дится на базе заявителя (исполнителя услуг) с участием эксперта.

Билет 20.

1. Международные органы стандартизации

Международная организация по стандартизации, ИСО (International Standardization Organization, ISO) — международная организация, занимающаяся выпуском стандартов. ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

Организационно в ИСО входят руководящие и рабочие органы. Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, Техническое руководящее бюро. Рабочие органы — технические Комитеты (ТК), подкомитеты, технические консультативные группы (ТКГ).

Совету ИСО подчиняется семь комитетов: ПЛАКО (техническое бюро), ПРОФКО (методическая и информационная помощь); КАСКО (комитет по оценке соответствия); ИНФКО (комитет по научно-технической информации); ДЕВКО (комитет по оказанию помощи развивающимся странам); КОПОЛКО (комитет по защите интересов потребителей); РЕМКО (комитет по стандартным образцам).

2. Законодательная база сертификации

Законодательной базой проведения сертификации продукции в России является в первую очередь Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». Отношения в области сертификации регулируются также Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства Российской Федерации. Закон «О защите прав потребителей» регулирует права потребителей на приобретение продукции и услуг надлежащего качества, безопасность их жизни и здоровья, получение информации о продукции и ее изготовителях, государственную и общественную защиту их интересов. Законом предусматривается, что реализация продукции без сертификата, подтверждающего соответствие продукции установленным требованиям, запрещается. Законом даны полномочия государственным органам управления, осуществляющим в пределах своей компетенции контроль за безопасностью продукции, направлять предписания об устранении нарушений требований по безопасности продукции, о снятии с производства и реализации такой продукции, предъявлять иски в суды к изготовителям в случае нарушения ими требований по безопасности продукции. По Закону «О защите прав потребителей» Госстандарт России, являясь национальным органом по сертификации продукции и услуг, определяет порядок их сертификации, номенклатуру, подлежащую обязательной сертификации, осуществляет контроль за правильностью проведения сертификации продукции и услуг.

Закон «О сертификации продукции и услуг» устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции и услуг в Российской Федерации. Если выделить главное, то получится, что закон определяет Госстандарт России, как орган, формирующий и реализующий государственную политику в области сертификации.

3. Цели проверки процесса предоставления услуг по перевозкам пассажиров АТ

Контроль за соблюдением правил перевозки

> Борьба с нарушениями порядка учета выполненных объемов работ

> Контроль оплаты проезда и провоза багажа

> Контроль сдачи денежной выручки

> Контроль за работой подвижного состава на линии

> Проверку билетного хозяйства и правильности оформления билетов (билетно- учетных листов)

> Контроль за соблюдением графиков движения автобусов

соблюдение предприятием-заявителем правил и порядка предоставления заказчикам необходимой и достоверной информации о пред­приятии и оказываемых им услугах (в соответствии с законодатель­ными актами и нормативными документами);

соблюдение предприятием-заявителем установленного режима рабо­ты;

• соблюдение исполнителем сертифицируемых услуг сроков исполнения услуг, оговоренных в договорах (наряд-заказах) между исполнителем и заказчиком (потребителем) услуги;

• наличие претензий заказчиков к качеству исполненных услуг.