6.1. Место транспорта России в мировой транспортной системе
Значение транспорта в экономике любого государства объективно характеризуется такими показателями, как доля транспортам валовом внутреннем продукте, основных фондах, капитальных вложениях и некоторыми другими.
Доля грузового транспорта и связи в валовом внутреннем продукте (ВВП) России составляет примерно 8%, в то время как в развитых странах с рыночной экономикой от 9 до 12%. Низкий вклад транспорта России в ВВП во многом объясняется недостаточно рациональным использованием имеющихся на транспорте ресурсов и неразвитостью сферы нетранспортных услуг. Нерациональная структурная и инвестиционная политика, отставание в развитии транспортного сервиса привели к тому, что доля доходов, получаемых от предоставления услуг, не связанных с перевозкой, составляет от 5 до 20% по разным видам транспорта (в развитых странах она превышает 25 - 30%).
Транспорт относится к числу наиболее капиталоемких отраслей экономики. В развитых странах ежегодные капиталовложения в, инфраструктурные отрасли, крупнейшей из которых является транспорт, составляют, примерно 20%. При этом в эти отрасли идет около половины государственных инвестиций. В России доля транспорта в инвестициях в народное хозяйство длительное время была стабильной и составляла 13%.
Следует отметить еще такой важный показатель, как транспортная подвижность населения, измеряемая числом пассажиро-км, приходящихся на одного жителя страны в год. Спад экономике, значительный рост пассажирских тарифов, падение уровня жизни большей части населения России сказались на транспортной подвижности населения. Этот показатель составил 3,5 тыс. пассажиро-км во внегородском сообщении год на одного жителя. Таким образом, транспортная подвижность в России ниже, чем в развитых странах в два-три раза. Опасность этой тенденции состоит в том, что снижается мобильность трудовых ресурсов, и в результате создаются серьезные трудности для формирующейся рыночной экономики.
Мировая транспортная сеть развита неравномерно по странам и континентам. Наиболее густая транспортная сеть ной Европе и Северной Америке, наименее развитая в Африке и некоторых странах Азии. Общая протяженность мировой транспортной сети всех видов транспорта (без морских линий) составляет более 31 млн. км, в том числе 25 млн. км наземных путей сообщения (без воздушных линий). Протяженность мировых путей сообщения по видам транспорта распределяется следующим образом; 86% - автомобильные дороги, 7% - железные дороги, 4% - трубопроводы и 3% - судоходные речные пути, включая каналы, озера водохранилища.Место различных видов транспорта Российской Федерации в мировой транспортной системе можно определить из следующих сопоставлений.
Железнодорожный транспорт. Общая протяженность мировой железнодорожной сети составляет 1,2 млн. км. Эксплуатационная длина магистральных железных дорог России равна 87 тысяч километров, что составляет примерно 7% протяженности железных дорог мира. Они выполняют 35% мирового грузооборота и почти 18% мирового пассажирооборота. Только США располагают более протяженной, чем Россия, сетью железных дорог - 188 тыс. км. Однако по показателю «густота транспортной сети» Россия находится далеко позади экономически развитых стран. В России этот показатель составляет 5,1 км/1000 км2 территории, что в 4 - 15 раз меньше, чем, например, в США, Франции, Нидерландах, Германии, и в 5 - 7 раз меньше, чем, например, на Украине или в Белоруссии.
Доля электрифицированных дорог в России составляет 45% протяженности сети, тогда как этот показатель в мировой транспортной системе колеблется в очень широком диапазоне — от 0,1- 0,9% в Канаде и США до 80—90% и более в таких странах, как Люксембург и Швейцария. 42% российских железных дорог — двух- и многопутные, как в Германии и Франции. В то же время в Канаде и Финляндии таких дорог всего 5—8%.
Железнодорожный транспорт в России является ведущим в транспортной системе с точки зрения выполняемой перевозочной работы. На его долю приходилось порядка 50% внутреннего грузооборота страны. Столь же значительна доля этого вида транспорта в таких странах, как Чехия (65%), Польша (51%), Украина (75%), а также Швейцария (42%), Австрия (40%), Швеция (35%). В транспортной системе США на долю железнодорожного транспорта приходится 30% грузооборота. Значительно меньше доля железных дорог в перевозочной работе в таких странах, как, Дания (13%), Норвегия (12%), Италия (10%), Нидерланды (4%).
Автомобильный транспорт. В России этим видом транспорта выполняется более 86% всего объема перевозок грузов внутри страны и более половины всех перевозок пассажиров. При этом важное место занимает автомобильный транспорт общего пользования. Еще выше доля перевозок грузов автомобилями в транспортных системах Австрии (почти 100%), Болгарии (92%), Дании и Финляндии (по 93%), Ирландии (96%) и некоторых других стран. Значительно меньшую долю занимает автомобильный транспорт в грузообороте России (во внутренних грузовых перевозках — примерно 9%). В некоторых странах Европы на автомобильныйтранспорт приходится основная часть транспортной работы внутри страны. К ним относятся Австрия (32%), Польша (37%), Нидерланды (46%), Франция (59%), Финляндия (68%), Дания (72%), Великобритания (83%), Ирландия (90%). В США автомобильный транспорт выполняет примерно 25% грузовой работы.
Важное место в России занимает автомобильный транспорт общего пользования и пассажирский. Им перевозится в девять раз больше пассажиров, чем железнодорожным, речным и авиационным вместе взятыми. Главным образом, это перевозки автобусами в городском и пригородном сообщениях. В последние годы в транспортной системе России наблюдается рост пассажирооборота индивидуальных легковых автомобилей. По пассажирообороту автомобильный транспорт уступает только железнодорожному, который, как известно, перевозит пассажиров в среднем на значительно большие расстояния, чем автотранспорт.
Что касается развитых стран Европы, то и здесь доля автомобильного транспорта во внутренних пассажирских перевозках во многих странах значительна. Так, автомобильным транспортом общего пользования выполняются в Дании 56% пассажиро-км, в Германии 48%, в Швеции 50%, в Финляндии 64%. Наиболее низкое значение имеет этот показатель в США — всего 10% (основная доля — более 80% — приходится на воздушныйтранспорт). Однако необходимо подчеркнуть, что с учетом индивидуальных автомобилей в большинстве развитых западных стран преобладающая часть пассажирооборота (88—92%) приходится именно на автомобильный транспорт (88% в США, по 89% в Дании и Норвегии, 91% в Германии и 92% в Финляндии). Крайне осложняет положение дел с автомобильными перевозками и в целом экономическое и социальное развитие России слабое развитие автодорожной сети и ее неудовлетворительное состояние. Занимая территорию около 17 млн. км2, Российская Федерация располагает всего 463 тыс. км автодорог общего пользования с твердым покрытием, или 27 км дорог на 1000 км2 территории. Эти показатели по сравнению с другими странами приведены в таблице 5.
Таблица 5- Показатели автодорожной транспортной сети
-
Страна
Протяженность сети
автодорог,
тыс. км
Густота автодорожной сети, территории км/1000 км2
Россия
750
45
Белоруссия
50
241
Канада
880
88
Чехия
74
579
Франция
900
1645
Германия
501
1404
Италия
305
1013
Латвия
65
991
Нидерланды
105
2574
Швейцария
71
1719
Украина
255
422
США
6259
668
Великобритания
387
1568
Япония
1100
3257
Как было отмечено выше, в странах Западной Европы меняются приоритеты инвестиционной политики в пользу более экологически благоприятных, чем автомобильный, видов транспорта. Тем не менее продолжается развитие и совершенствование системы трансъевропейских и национальных автомагистралей. В США транспортная политика в области наземного транспорта направлена, прежде всего на дальнейшее развитие автомобильных дорог, и, в частности, на строительство междуштатных дорог. Поэтому программа развития транспортной системы до 1997 г. предоставляет на развитие автомобильных дорог 80% предусмотренных на развитие транспорта средств. Большое внимание в этой программе уделяется новым транспортным технологиям, в частности предусмотрено выделение значительных средств на развитие системы автоматического, управления автотранспортными средствами на магистралях.
Внутренний водный транспорт. В работе транспортной системы Российской Федерации он составляет относительно небольшую долю (3,7% в грузообороте и 1,3% в объеме перевозок грузов), но имеет особенно большое значение для обеспечения транспортно-экономических связей в северных и восточных районах страны. Россия имеет 84 тысячи километров внутренних водных путей. Страной, площадь которой сравнима с Россией и в которой внутренний водный транспорт занимает важное место в транспортной системе, являются США. Протяженность водных путей США 40,8 тыс. км, что составляет 40% аналогичного показателя в России. При этом по внутренним водным путям ежегодно перевозится 700 млн. т различных грузов, что почти в три раза больше, чем в России.
Трубопроводный транспорт. Доля трубопроводного транспорта в транспортной системе России значительна. Это объясняется большим экспортным потенциалом нефте- и газодобывающей отрасли. Доля нефте - и нефтепродуктопроводного транспорта в грузообороте составляет около 30%, а в объеме перевозок примерно 3%.
Воздушный транспорт. Роль этого вида транспорта в пассажирских перевозках в России значительна, что объясняется большими расстояниями и недостаточной развитостью инфраструктуры некоторых районов страны, особенно на востоке. Транспортная сеть - 800 тысяч километров авиалиний. В большинстве развитых западных стран, кроме США, воздушный транспорт не имеет такого значения во внутренних перевозках, как в России, где на долю воздушного транспорта приходится около 30% всех междугородных пассажирских перевозок (в США 17%).
- Общий курс транспорта
- 240100 «Организация перевозок и управление на транспорте» и
- Содержание
- 1. Понятие о транспорте
- 1.1. Транспорт и его составляющие
- 1.2. Единая транспортная система
- 1.3. Транспортный рынок
- 1.4. Структурно – функциональная характеристика транспорта
- 1.5. Факторы использования различных видов транспорта
- 1.6. Отличительные особенности транспорта как отрасли
- 1.7. Технико-экономические особенности транспорта
- 1.8. Сферы использования различных видов транспорта
- 2. Транспортная техника
- 2.1. Классификация транспортных средств
- 2.2. Состав транспортного средства
- 2.3. Техническая характеристика транспортного средства.
- 2.4. Транспортно-технологические комплексы
- 3. Транспортные потоки и перевозки
- 3.1. Транспортное пространство
- 3.2. Планирование транспортных потоков и перевозок
- 3.3. Управление движением транспортных потоков
- 3.4. Перевозочный процесс
- 4. Показатели работы транспорта
- 4.1. Группы показателей работы транспорта
- 4.2. Основные показатели работы транспорта
- 4.3. Показатели транспортной обеспеченности и доступности
- 4.4. Показатели качества пассажирских перевозок
- 4.5. Показатели качества грузовых перевозок
- 4.6. Показатели экономической безопасности функционирования транспорта
- 5. Принципы управления транспортом в современных условиях
- 5.1. Задачи управления транспортом
- 5.2. Организация управления транспортной системой
- 5.3. Взаимодействие и конкуренция видов транспорта
- 6. Современное состояние и перспективы развития
- 6.1. Место транспорта России в мировой транспортной системе
- 6.2. Перспективы развития транспорта России
- 6.3. Транспортный комплекс Калининградской области