6.3. Транспортный комплекс Калининградской области
Калининградская область является западным форпостом Российской Федерации, расположенным в центре Европы на юго-восточном побережье Балтийского моря. Экономико-географическое положение Калининградской области имеет определенные преимущества, которые можно сформулировать следующими положениями:
близостью к рынкам стран Западной и Восточной Европы;
близостью к трансъевропейским транспортным коридорам и другим европейским коммуникациям;
наличием на территории области незамерзающего портового комплекса;
развитой сетью железных дорог как широкой (российской), так и западноевропейской колеи и наличием соответствующих железнодорожных станций перегрузки.
Развитие транспортного комплекса области предусматривается двумя Федеральными целевыми программами, которые взаимно дополняют друг друга:
Федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России»;
Федеральной целевой программой развития Калининградской области до 2010 года.
Калининградская область выполняет функции сопредельной территории между основной частью России и странами Западной Европы и представляет собою торгово-экономические ворота страны. Расстояние по суше, в частности до Варшавы – 400 км, Берлина – 600 км, Стокгольма – 650 км, Копенгагена – 680 км. В сложившейся ситуации в транспортно-технологическом аспекте Калининградская область по ряду параметров интегрируется в европейскую транспортную систему. Акцентирование реальной интеграции транспортной системы Калининградской области в транспортную систему ЕС определяется главными положениями Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Российской Федерации и ЕС. Проводимая работа дает нам возможность привлечь грузы, перевозимые между Европой и Россией, а также по транссибирской магистрали из стран Азии в Европу, и грузов коридора "Север - Юг", следующих из портов Каспийского моря в страны Скандинавии и Северной Европы. Договорами между Правительствами Российской Федерации, Польши и Литвы о пунктах пропуска через государственную границу на территории Калининградской области установлено 27 пунктов пропуска. В настоящее время обустроено (по временной схеме или постоянной) и функционирует 24 пункта пропуска. Из них на российско-польском участке Государственной границы: 4 автодорожных, 3 железнодорожных. На российско–литовском участке Государственной границы: 4 автодорожных, 4 железнодорожных. В морских (речных) портах Калининграда и области - 7 пунктов пропуска. А также 2 авиационных пункта пропуска.
Железнодорожные пути Калининградской области имеют выходы в сопредельные государства: Литву и Польшу, что позволяет доставлять грузы из стран Европы непосредственно до калининградских предприятий и отправлять далее в Россию. С декабря 2003 года открыто железнодорожное сообщение между Калининградом и Берлином, ОАО «РЖД» взят на обслуживание поезд Калининград-Гдыня, ранее обслуживаемый польскими железными дорогами. За короткий срок этот маршрут стал популярным у пассажиров. Совместно с польскими и чешскими железными дорогами прорабатываются вопросы открытия нового международного маршрута Калининград-Прага. На протяжении ряда лет большой популярностью у немецких туристов пользуются железнодорожные туристические поездки в Калининград. Совместно с немецкими коллегами при участии польских, литовских и латвийских железных дорог планируется организовать курсирование туристического поезда немецких железных дорог испанской фирмы «Тальго» по маршруту Берлин-Калининград-Рига-Санкт-Петербург-Вильнюс-Калининград-Берлин. Отличительной особенностью данного поезда является технология автоматического изменения ширины колеи. Сейчас специалисты российских железных дорог прорабатывают технические вопросы пропуска поезда с установкой переводного устройства на Калининградской железной дороге. Железнодорожные перевозки осуществляет Калининградская железная дорога – филиал РАО «Российские железные дороги». Для обеспечения возрастающего грузопотока в/из области Федеральной целевой программой предусмотрено строительство пограничной железнодорожной станции Чернышевское на российско-литовском участке границы с пропускной способностью до 30 млн. тонн грузов в год.
Внутренние водные пути Калининградской области географически и исторически естественным образом являются частью общей сети внутренних водных путей южной и юго-западной части стран Балтийского региона. Всего около 600 км водных путей, которые могут быть использованы для судоходства. При общей площади региона 15,1 тыс. кв. км, плотность сети водных путей составляет около 40 км на 1000 кв. километров территории, что почти в 10 раз больше среднероссийского показателя. По территории региона проходит международный путь Е-70, связывающий внутренние водные пути Западной Европы и России.
Развитие экономики Калининградской области в связи с уникальным географическим положением субъекта Российской Федерации в значительной степени зависит от качества связи этой анклавной территории с регионами России, а также от возможности реализации внешнеэкономических связей для обеспечения приграничного сотрудничества и торговли. Важная роль при этом отводится автомобильным дорогам области. Протяженность автомобильных дорог общего пользования в Калининградской области составляет 4603 км, в том числе федерального значения – 203,8 км. Из 4345 км автомобильных дорог территориального значения 1200 км дорог составляет опорную транспортную сеть области, обеспечивают как областные, так и международные связи. Плотность дорог общего пользования составляет 202 км на 1000 кв. км территории. По территории области проходят два ответвления трансъевропейских транспортных коридора:
коридор № 1-А «Рига – Калининград - Гданьск» (164 км)
коридор № 9-Д «Киев – Минск – Вильнюс - Калининград» (142,4 км.)
Первоочередными задачами развития дорог Калининградской области являются модернизация и реконструкция федеральных и основных территориальных дорог в составе международных транспортных коридоров, строительство обходов населенных пунктов, развитие автодорог, ведущих к международным пограничным переходам. Предусмотрена реконструкция и строительство автодороги «Калининград – Черняховск - Нестеров», обходе г. Гвардейска, Черняховска, пос. Чернышевское, завершение реконструкции автомобильной дороги «Калининград - Мамоново – госграница Республики Польша, строительство обхода г. Советска с новым мостовым переходом через реку Неман.
В целевые программы включены следующие важные транспортные магистрали области:
Южный обход г. Калининграда (2002-2010 гг.) – как составляющая транспортного коридора 1-А и продолжение дороги Эльблонг -Калининград;
Обход г. Багратионовска (2002-2005 гг.) – подъезд к международному автомобильному пункту пропуска Багратионовск - Безледы (Польша);
Продолжение реконструкции автодороги (Гусев - Голдап), ведущей к пункту пропуска (Польша) (2006-2008 гг.);
Реконструкция автодороги «Калининград - Светлогорск», ведущей к курорту федерального значения.
Совершенствование автомагистралей Калининградской области позволит обеспечить современную автомобильную связь области со странами Европы, особенно с Польшей, Германией, странами Скандинавии, будут способствовать увеличению грузопотоков в область, дальнейшему развитию туризма, что в целом имеет важное значение для экономики области. Перевозку пассажиров автомобильным транспортом в Калининградской области осуществляют 17 автотранспортных предприятий, обслуживающих 120 маршрутов (16 из них - частные, имеют 99% подвижного состава, 1 – муниципальное), с которыми департаментом (комитетом) развития транспортного комплекса администрации области заключены договоры на пассажирские перевозки. На балансе состоит более 350 автобусов.
Большое внимание уделяется развитию воздушного транспорта, способного с высокой регулярностью и надежностью осуществлять грузопассажирские перевозки из анклава на основную территорию Российской Федерации и в страны Европы. В связи с введением Польшей и Литвой визового режима в 2003 году произошло резкое увеличение пассажиропотока на воздушном транспорте до 500 тысяч пассажиров (почти на 90% по сравнению с 2002 годом). В ближайшей перспективе планируется превратить аэропорт «Калининград» в аэропорт – хаб, где будут стыковаться рейсы из крупнейших городов России и стран СНГ на города стран Европы. На калининградском рынке воздушных перевозок успешно работают российские авиакомпании: ГТК «Россия», ФГУАП «Пулково», ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии», «Красноярские авиалинии», ОАО «Калининградавиа», «Авиалинии Кубани»; белорусские авиакомпании: «Белавиа», «Гомельавиа» и «Рубистар»; иностранные авиакомпании: «ЛОТ» (Польша), «ДАТ» (Дания). Предусмотрена реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта, строительство нового перрона и рулежных дорожек, замена объектов средств посадки, навигации и управления воздушным движением, светосигнального оборудования. Кроме этого, будет проведена реконструкция аэровокзального комплекса, что позволит повысить его пропускную способность и улучшить качество обслуживания авиапассажиров. Завершение работ по реконструкции предусмотрено в 2007 году.
Порт Калининград расположен в юго-восточной части Балтийского моря, является единственным незамерзающим портом России на Балтийском море. Имеет выгодное географическое положение. Расстояние до столиц близлежащих государств: Вильнюса, Риги, Варшавы, Берлина, Копенгагена и Стокгольма составляет от 400 до 650 км, до крупнейших иностранных портов на Балтике – 400-700 км. С морем порт соединяется Калининградским морским каналом длиной 43,0 км, шириной 50-80 м., глубиной 9-10,5 м. По нему могут проходить суда длиной до 170,0 м., осадкой – 8,0 м., грузоподъемностью до 20,0 тыс. тонн. Порт Калининград имеет около 17 км причальных линий. Калининградский порт связан линейным судоходством с портами стран Балтии, Голландии, Англии, Германии, Дании. Осуществляются регулярные заходы круизных пассажирских судов, а также пассажирские морские перевозки туристов из портов Польши (Эльблонг, Фромборк, Гданьск, Гдыня). С 2002 года функционирует грузопассажирская линия Калининград (Балтийск) – Санкт-Петербург для обеспечения транспортной связи Калининградской области с остальной частью России.
В порту Калининград осуществляют перевалку грузов стивидорные компании:
ОАО «Калининградский морской торговый порт». Занимается перегрузкой и хранением генеральных, навалочных, наливных и контейнерных внешнеторговых грузов. Складские площади открытых складов - 270 тыс. м2, крытых складов - 60 тыс. м2, склады-холодильники, обеспечивающие глубокую заморозку грузов, емкости для жидких удобрений, портальные краны грузоподъемностью от 6 до 50 т, машины напольного транспорта грузоподъемностью от 1 до 42 т позволяют производить грузовые операции с любыми видами грузов. Длина причальных линий составляет 2577 м, фактическая мощность – 5,7 млн. т. в год. Для увеличения перегрузочной способности контейнерного терминала с 50000 TEU до 150000 TEU в год вIполугодии 2004 года выполнены работы по его реконструкции (покрытие грузовых площадок) и приобретению нового перегрузочного оборудования (электрический портальный кран грузоподъемностью 50 тонн)
ФГУП «Калининградский морской рыбный порт». Специализация - перегрузка и хранение скоропортящихся грузов, жидких и навалочных удобрений. Имеет холодильники на 27 тыс. т. Площадь крытых складов составляет 60 тыс. м2, открытых площадок - 80 тыс. м2. Терминал по перевалке жидких грузов (удобрений) имеет емкостный парк на 32000 м3единовременного хранения со скоростью погрузки 8000 т/сутки. Терминал по перегрузке минеральных удобрений с крытым складом на 15000 тонн со скоростью погрузки 3000 т/сутки. Комплекс по упаковке минеральных удобрений со складом на 6000 тонн. Длина причальных линий - 2195 м, причалы оборудованы 35 портальными кранами грузоподъемностью от 3 до 32 тонн. Фактическая мощность 2 млн. т. в год.
ЗАО «Калининградский речной порт». Специализирован на перегрузке и хранении навалочных и генеральных грузов, не требующих крытого хранения. Имеются два грузовых района: в Калининграде (Балтийский грузовой район) и в г. Светлом. Суммарная проектная мощность двух районов – более 1 млн. т. в год.
ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть». Специализируется на перегрузке нефти и нефтепродуктов. Проектная мощность терминала составляет 5 млн. т/год. Длина причальной линии - 429,5 м. До конца 2005 года с учетом расширения и углубления Калининградского морского канала предусматривается довести возможности терминала до 6 млн. т. в год.
ОАО «Портовый элеватор». Элеватор осуществляет перевалку, хранение, очистку зерновых и масличных культур. В состав входят 2 отдельных корпуса общей ёмкостью единовременного хранения 46 тыс. т. Оснащен транспортным оборудованием производительностью 175 т/час, электронными весами. Суточная производительность по погрузке судов до 3000 тонн. Фактическая мощность 0,8 млн. т. в год. Длина причального фронта – 439 м.
ЗАО «Терминал ГМБ». Терминал может переваливать все виды минеральных удобрений насыпью, имеет оборудование для фасовки удобрений. Располагает крытым складом емкостью до 15000 тонн. Производительность погрузки судна – 3000 т/сутки, на рейдовом причале - 2000 тонн. Проектная мощность терминала – 0,8 млн. т. в год. Возможна погрузка на суда грузоподъемностью до 25000 тонн, в т.ч.: 20000 тонн на причале Ро-Ро-1, догрузка на рейдовом причале ПК № 40. Длина причала РО-РО-1 - 172,8 м, ПК № 40 - 205 м.
ФГУП «Калининградская портовая нефтебаза». Специализация терминала - перегрузка и хранение нефти и нефтепродуктов. Имеется парк емкостей на 35 тыс. т единовременного хранения. Скорость погрузки - 8000 т/сутки. Длина причалов – 333 м, годовая мощность – 2,5 млн. т. в год.
ЗАО «Балтийская нефтеперевалочная компания». Терминал по перевалке нефтепродуктов на полуострове Восточный, проектные возможности которого в 2003 году были доведены до 1,5 млн. тонн грузов в год. Разработана «Генеральная схема развития портопункта Восточный», включающая в себя: железнодорожный паромный терминал, контейнерный терминал, комплекс перегрузки металлов, нефтеналивной комплекс, проектной мощностью 8,2 млн. тонн в год. В настоящее время в связи с отсутствием возможности исполнить требования Минобороны России по компенсационным мероприятиям на полуострове Восточный пункт пропуска на пункте Восточный г. Балтийска прекратил свое функционирование.
Общие проектные возможности портовых терминалов составляют около 20 миллионов тонн различных грузов в год.
Интенсивно происходит развитие морских перегрузочных комплексов в г. Балтийск Калининградской области. В сентябре 2002 года в бассейне №3 начато строительство грузопассажирского автомобильного паромного терминала. Первый этап морского сообщения - грузопассажирский автомобильный паромный терминал введен в эксплуатацию 26 июня 2003 года, в том числе причал для приема паромов и судов типа РО-РО, объекты морского пункта пропуска через государственную границу и другие сооружения. Для достижения проектных глубин на акватории 3-го бассейна выполнены дноуглубительные работы и установлено навигационное оборудование. С начала 2003 года начата регулярная работа на терминале по приему грузопассажирских паромов типа «ТрансЛюбека» и «Финляндия». В 2004 г. паромная линия продлена до портов Финляндии. С октября 2004 г. работает новая контейнерная линия BalticContainerLineБремерхафен – Гамбург – Щецин – Гдыня – Калининград – Клайпеда с частотой до 2 раз в неделю. Эта линия имеет логистическое сопряжение с океанскими контейнерными линиями. За 2003 год и первую половину 2004 года грузооборот терминала составил 76,0 тыс. тонн. Как вторая очередь развития грузопассажирского автомобильного паромного терминала в 2004 году начато строительство грузового причала № 1 длиной 205 м, на котором возможно обеспечить переработку не менее 1,0 млн. тонн генеральных и контейнерных грузов в год. Планируется начать строительство причала № 3 в северной части бассейна для грузопассажирских паромов на линии «Польша (Гданьск, Гдыня, Эльблонг) – Балтийск». Создание данных линий позволит повысить эффективность работы терминала и улучшит загрузку судов линии «Санкт-Петербург – Калининград» за счет привлечения польских грузов. Начата деятельность паромной линии компании «StenaLine» по маршруту Балтийск – Карлскруна (Швеция). В ближайшем будущем планируется ввод в эксплуатацию железнодорожного паромного комплекса - декабрь 2005 года. Для обеспечения безопасности мореплавания и организации подходов к грузопассажирскому и железнодорожному паромным терминалам в г. Балтийске ведется строительство системы управления движением судов и модернизация подходного канала (углубление до 10,5 м, увеличение поворотных радиусов) для приема грузопассажирских паромов типа «Мукран – 3».
Список использованных источников
Большая энциклопедия транспорта. В 8 томах/ под ред. В. П. Калявина; Академия транспорта. – М. – Спб. – Вост. банк. комм. инф.
Единая транспортная система: Учебник для ВУЗов/ под ред. В.Г. Галабурды. – М.: Транспорт, 1996. – 295 с.
Аксенов И.Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы. – М.: ТЕИС, 2000. – 216 с.
Транспортная логистика: Учебник для транспортных вузов. / Под общей редакцией Л.Б. Миротина. – М.: Изд-во «Экзамен», 2002. – 512 с.
Журнал Транспортное право
Бюллетень транспортной информации – Информационно-практический журнал
- Общий курс транспорта
- 240100 «Организация перевозок и управление на транспорте» и
- Содержание
- 1. Понятие о транспорте
- 1.1. Транспорт и его составляющие
- 1.2. Единая транспортная система
- 1.3. Транспортный рынок
- 1.4. Структурно – функциональная характеристика транспорта
- 1.5. Факторы использования различных видов транспорта
- 1.6. Отличительные особенности транспорта как отрасли
- 1.7. Технико-экономические особенности транспорта
- 1.8. Сферы использования различных видов транспорта
- 2. Транспортная техника
- 2.1. Классификация транспортных средств
- 2.2. Состав транспортного средства
- 2.3. Техническая характеристика транспортного средства.
- 2.4. Транспортно-технологические комплексы
- 3. Транспортные потоки и перевозки
- 3.1. Транспортное пространство
- 3.2. Планирование транспортных потоков и перевозок
- 3.3. Управление движением транспортных потоков
- 3.4. Перевозочный процесс
- 4. Показатели работы транспорта
- 4.1. Группы показателей работы транспорта
- 4.2. Основные показатели работы транспорта
- 4.3. Показатели транспортной обеспеченности и доступности
- 4.4. Показатели качества пассажирских перевозок
- 4.5. Показатели качества грузовых перевозок
- 4.6. Показатели экономической безопасности функционирования транспорта
- 5. Принципы управления транспортом в современных условиях
- 5.1. Задачи управления транспортом
- 5.2. Организация управления транспортной системой
- 5.3. Взаимодействие и конкуренция видов транспорта
- 6. Современное состояние и перспективы развития
- 6.1. Место транспорта России в мировой транспортной системе
- 6.2. Перспективы развития транспорта России
- 6.3. Транспортный комплекс Калининградской области