3.Тяговая подстанция.
Тяговая подстанция (ТП) - электрическая подстанция, предназначенная для питания транспортных средств на электрической тяге через контактную сеть. От ТП получают питание и другие потребители.
Тяговые подстанции различают по следующим признакам:
▪ обслуживаемой системе электрической тяги:
переменного тока 25 или 2*25 кВ, постоянного тока 3,3 кВ и стыковые (переменного - постоянного тока);
▪ значению питающего напряжения - 6, 10, 35, 110 и 220 кВ;
▪ схеме присоединения к сети внешнего электроснабжения - опорные, промежуточные и концевые (тупиковые);
▪ системе управления: телеуправляемые и не телеуправляемые;
▪ способу обслуживания: без дежурного персонала, с дежурством на дому и постоянным дежурным персоналом;
▪ типу: станционные и передвижные.
Тяговые подстанции постоянного тока различают по типу и способу трансформации. На ТП постоянного тока при питающем напряжении 35 кВ и ниже устанавливают трансформаторы, которые в зависимости от схемы преобразователя понижают напряжение до 1,52 -3,79 кВ (одна ступень трансформации). Если же на шины ТП подается питающее напряжение 110 кВ и выше, его с помощью специальных трансформаторов понижают до 10 кВ (реже до 35 кВ), а затем, используя дополнительные трансформаторы, - до уровня, соответствующего схеме преобразователя (две ступени трансформации).
Тяговые подстанции дорог постоянного и переменного тока значительно различаются по устройству. Однако и те и другие должны отвечать следующим требованиям: обеспечивать надежность электроснабжения локомотивов, быть по возможности несложными, безопасными в обслуживании. Желательно также, чтобы расходы на их монтаж и эксплуатацию были невелики.
Познакомимся с устройством типовой тяговой подстанции постоянного тока (Рис.6). На ней установлено два силовых трансформатора 77 и Т2 . Каждый из трансформаторов соединен со своим выпрямителем. В, собранным по трехфазной мостовой схеме. Катоды выпрямителей быстродействующими выключателями БВ и разъединителями Р соединены с шиной «+» распределительного устройства РУ постоянного тока. Аноды выпрямителей соединены разъединителями с шиной «—». Рис.8
Шина «+ », или, как еще ее называют, главная шина, соединена фидерами с контактной сетью. В фидер для защиты подстанций от коротких замыканий в контактной сети включены быстродействующий выключатель БВ$ и два разъединителя Рф. Отключив эти разъединители, можно производить в безопасных условиях ревизию или осмотр быстродействующего выключателя. Защита от коротких замыканий должна действовать избирательно (селективно) и не отключать контактную сеть в тяжелых рабочих режимах, например при одновременном пуске нескольких единиц электроподвижного состава, резком колебании нагрузок, связанных с перегруппировкой тяговых двигателей.
На подстанциях дорог переменного тока используют силовые трансформаторы различных типов с разными схемами соединения их обмоток в зависимости от величины нагрузок и условий электроснабжения тяговой подстанции. В случае питания тяговой подстанции от двух линий электропередачи (ЛЭП) первичные обмотки трансформаторов 77 и Т2 (Рис 7) присоединяют к разным ЛЭП.
В случае необходимости эти обмотки можно подключить к одной и той же ЛЭП, применив перемычку. Две фазы вторичных обмоток трансформаторов, например А и С, соединены с шинами тяговой подстанции.
Шины высоковольтными выключателями ВВ и фидерами соединены с контактными подвесками путей I и II двухпутного участка. Третья фаза (в нашем примере В) соединена с рельсами. Более или менее равномерная нагрузка фаз обеспечивается благодаря подключению контактной подвески 1 к фазам Л и С.
Рис.9
Опорная тяговая подстанция - ТП, получающая питание от сети внешнего электроснабжения по трем или более линиям электропередачи напряжением 110 (150) или 220 кВ.
Промежуточная тяговая подстанция - ТП, получающая питание от сети внешнего электроснабжения и осуществляющая питание тяговой сети электрифицированной железной дороги между опорными ТП. Существуют два типа промежуточных ТП - на ответвлениях и транзитные. Тяговая подстанция на ответвлениях получает питание по двум линиям электропередачи 110 или 220 кВ. Концевая (тупиковая) тяговая подстанция получает питание по двум радиальным линиям электропередачи 110 или 220 кВ от другой (тяговой или районной) подстанции. Опорные подстанции получают питание сразу по нескольким. В каждую ВЛ при подходе ее к опорной подстанции (на вводе) врезаны выключатели, оборудованные устройствами релейной защиты.
Аккумуляторные батареи. На тяговых подстанциях в качестве источника оперативного постоянного тока используют, как правило, свинцово-кислотные аккумуляторные батареи.
Основные конструктивные элементы свинцово - кислотного аккумулятора - положительные и отрицательные пластины, электролит, сепараторы и сосуд из кислотоупорного материала. К системе сборных шин комплектных распределительных устройств (КРУН) обычно подключают следующие фидеры: обдува понижающих трансформаторов; передвижного масляного хозяйства, дистанций контактной сети и другие. На зажимах приемников электрической энергии допускаются отклонения напряжения в пределах 5% номинального. Опыт эксплуатации показывает, что на вводах тяговых подстанций эти отклонения достигают - 15 и +5%. В связи с этим отечественная промышленность выпускает трансформаторы снабженные устройствами для регулирования напряжения.
Заземляющие устройства. Заземляющими называют устройства, служащие для создания надежного пути тока через землю.
Главной частью заземляющего устройства является искусственный заземлитель, представляющий собой систему неизолированных проводников, обычно стальных, погруженных в землю. При возможности параллельно искусственному заземлению присоединяют естественные заземлители-рельсы подъездного пути, металлические оболочки силовых кабелей, водопроводные и другие металлические коммуникации, находящиеся на территории тяговой подстанции. Искусственный и естественный заземлители образуют собственно заземлитель, с помощью которого и обеспечивается контакт с землей и вывод тока в землю.
Шины — неизолированные проводники распределительных устройств. Шины должны обладать необходимой электрической проводимостью и достаточной механической прочностью. Первое требование вытекает из необходимости обеспечения малых потерь энергии, второе диктуется необходимостью обеспечения механической устойчивости к действию сил, возникающих при коротком замыкании. Шины бывают медные, алюминиевые, стальные. Медные шины имеют малое удельное электрическое сопротивление и достаточную механическую прочность. Они применяются в мощных электроустановках с большими токами. Алюминий обладает большим, чем медь, удельным электрическим сопротивлением и меньшей механической прочностью. Стальные шины имеют большое удельное сопротивление, но по механической прочности они превосходят медные и алюминиевые. Наибольшее применение получили алюминиевые шины.
Кабелями называются проводники тока, изолированные между собой и от земли бумажной, пластмассовой или резиновой изоляцией и помещенные в свинцовую, алюминиевую, полихлорвиниловую или резиновую оболочку. Оболочка служит гидроизоляцией жил. В целях предохранения от механических повреждений гидроизолирующей оболочки кабель покрывают броней. Броню покрывают асфальтированным жгутом.
Высоковольтные выключатели — основные аппараты для включения и отключения высоковольтных цепей переменного тока при нормальном и аварийном (КЗ) режимах.
При размыкании цепи, по которой протекает ток большой мощности, возникает дуговой разряд, пагубно влияющий на работу выключателя, приводящий к потерям энергии, КЗ между фазами, а также не позволяющий надежно разомкнуть цепь. По роду дугогасящей среды выключатели подразделяют на масляные, воздушные, газогенерирующие, вакуумные и элегазовые. Выключатели различают также по следующим признакам: по числу фаз — одно, двух и трехфазные; месту установки — для внутренней и наружной; способу управления—с ручным или дистанционным приводом; времени отключения — быстродействующие (до 0,08с), ускоренного действия (до 0,12с), небыстродействующие (до 0,25 с).
Масляные выключатели, как и другие высоковольтные выключатели, предназначены для включения и отключения высоковольтных цепей. Они получили большое применение в электроустановках благодаря простым и достаточно эффективным дугогасительным свойствам трансформаторного масла. Масляные выключатели подразделяют на многообъемные и малообъемные. В многообъемных выключателях масло служит дугогасительной и изолирующей средой, в малообъемных — только дугогасительной средой.
В воздушных выключателях дугу гасят сжатым воздухом, подаваемым к выключателям по воздухопроводам от центральной компрессорной установки. Для отключения выключателя в любой момент времени в резервуаре имеется необходимый запас сжатого воздуха.
Вакуумные выключатели представляют собой герметизированные камеры, из которых откачан воздух. Процесс гашения дуги выглядит так. При расхождении контактов уменьшается площадь их соприкосновения, что приводит к резкому повышению температуры контактируемых поверхностей. Между этими поверхностями образуется мостик из расплавленного металла, который очень быстро нагревается и испаряется. В среде паров металла загорается дуга. Глубокий вакуум способствует быстрой диффузии заряженных частиц в окружающее пространство, не ионизируя его.
Разъединителями называют аппараты, применяемые в установках напряжением свыше 1 кВ и предназначенные для размыкания и замыкания предварительно обесточенных электрических цепей. Создавая видимый разрыв цепи, разъединители обеспечивают безопасность работы персонала, производящего осмотр или ремонт отключенной части электроустановки. Разъединители не имеют устройств для гашения дуги и поэтому не допускают отключения ими цепи под нагрузкой, так как это приводит к возникновению устойчивой дуги, вызывающей КЗ между фазами.
Разъединители изготовляют однополюсными и трехполюсными, для наружной и внутренней установок.
Трансформаторы тока (ТТ.) применяют в установках напряжением до 1 кВ и выше. Они относятся к измерительным трансформаторам и предназначены для расширения предела измерения измерительных приборов, а в высоковольтных цепях, кроме того, — для изоляции приборов и реле от высокого напряжения. Для измерения токов с применением ТТ, имеющих различные коэффициенты трансформации, амперметры, счетчики, реле и прочие приборы изготовляют с токовыми обмотками, рассчитанными на одинаковый и небольшой ток. Поэтому облегчается их конструкции и повышается чувствительность. ТТ изготовляют с расчетом получить во вторичной обмотке ток 5 или 1 А при номинальном токе и первичной обмотке.
Трансформаторы напряжения (ТН) применяют для измерения напряжения в электроустановках напряжением свыше 1 кВ. Они предназначены для изоляции цепей обмоток вольтметров, реле, счетчиков и др. приборов от сети первичного напряжения и понижения первичного напряжения до величины, удобной для питания приборов.
По величине погрешности в процентах ТН делят на четыре класса точности: 0,2; 0,5; 1 и 3. Один и тот же ТН может работать в различных классах точности. Высшему классу точности соответствует наименьшая нагрузка вторичной обмотки, с повышением нагрузки класс точности снижается. Высший класс точности ТН является номинальным, а нагрузка вторичной обмотки, при которой погрешность его не превышает установленной для этого класса точности, называется номинальной мощностью.
Электромагнитные реле. Релейная защита какого-либо элемента электроустановки состоит из комплекта различных реле, соединенных по определенной схеме. Каждое реле имеет два органа: воспринимающий и исполнительный. Первый воспринимает изменение контролируемого параметра, а второй действует или на отключение выключателя. У электромагнитных реле воспринимающим органом служит обмотка, а исполнительным — контакты.
К электромагнитным реле относятся: основные — реле тока и напряжения, вспомогательные — реле времени и промежуточные, а также указательные реле.
Реле тока мгновенного действия, работа которых основана на электромагнитном принципе, имеют наибольшее применение в системах защит от токов КЗ.
На якорь реле действуют два момента — тормозной и вращающий. Тормозной момент создается пружиной и его величина зависит от положения указателя на шкале, т.е. натяжения пружины: при повороте указателя влево момент уменьшается, вправо — увеличивается. Вращающий момент, воздействуя на якорь, стремится всегда повернуть и поставить его вдоль оси полюсов. При нормальном режиме работы защищаемого элемента вращающий момент, создаваемый рабочим током, меньше тормозного момента, и якорь находится в крайнем левом положении, а подвижной контакт замыкает неподвижные контакты. Протекающий по обмоткам реле ток аварийного режима создает вращающий момент, который больше тормозного момента. В этом случае якорь притягивается к электромагниту и подвижной контакт замыкает неподвижные контакты, предварительно разомкнув контакты.
Реле напряжения имеют схожее с токовыми устройство. Отличие реле напряжения от реле тока состоит в том, что первое имеет обмотки с большим числом витков из проводников малого сечения и подключается к сети или ТН как вольтметр, а у второго — обмотки с малым числом витков, но большого сечения и оно подключается как амперметр.
Реле времени предназначены для создания определенной выдержки времени, чтобы обеспечить избирательное действие защит. Эти реле работают на постоянном и переменном токе.
Промежуточные реле, предназначенные для размножения контактов основного реле при необходимости одновременного замыкания нескольких цепей и увеличения отключающей способности основного реле.
- Отчёт по ознакомительной практике
- Задание на ознакомительную практику
- Содержание
- Введение
- 1.Способы выработки электрической энергии. Новочеркасская грэс.
- 2.Структура дистанций электроснабжения.
- Структура дистанции
- 3.Тяговая подстанция.
- 4.Контактная сеть.
- Поддерживающие и фиксирующие устройства
- Опоры контактной сети
- 4.Классификация тяговых подстанций.
- Заключение