2.2 Тарифная система оплаты труда
Тарифная система оплаты труда представляет собой совокупность нормативов, используемых для дифференциации и регулирования уровня заработной платы различных групп и категорий работников в зависимости от квалификации, условий, тяжести и интенсивности труда, а также особенностей производства. Социально–экономическое значение тарифной системы состоит в том, что уже на уровне тарифной ставки (оклада), гарантированных работнику, достигаются зависимость размера оплаты от степени сложности выполняемых работ, условий труда, квалификации работника, соизмерение качества труда и дифференциация оплаты труда по этому признаку.
При организации оплаты труда применяют три основных элемента тарифной системы: Единый тарифно–квалификационный справочник работ и профессий рабочих, тарифно–квалификационные характеристики служащих, тарифные сетки и стартовые (минимальные) тарифные ставки.
Единый тарифно–квалификационный справочник (ЕТКС) представляет собой сборник, содержащий тарифно–квалификационные характеристики рабочих, сгруппированные по производствам и видам работ независимо от того, на предприятиях какой отрасли эти производства и виды работ имеются. Этот сборник выполняет роль государственного нормативного документа.
Наибольшее число профессий рабочих железнодорожного транспорта включено в выпуск 56 «Железнодорожный транспорт», выпуск 1 «Общие профессии для всех отраслей и ведомств», выпуск 2 «Литейные, кузнечные, сварочные, котельные, слесарные работы, механическая обработка металлов», выпуск 3 «Строительные, монтажные и ремонтно–строительные работы».
На основе ЕТКС осуществляется тарификация работ и рабочих, т.е. отнесение каждой работы (операции) к соответствующему тарифному разряду, а также присвоение рабочим тарифных разрядов, соответствующих их квалификационной подготовке. Тарифно–квалификационный справочник отражает особенность той или иной работы, её сложность, точность и ответственность, учитывает уровень технической оснащённости и организации производства, передовой опыт и культурно–технический уровень рабочих. По каждому тарифному разряду, квалификации в справочнике указываются характеристики работ, которые должны уметь выполнять рабочий, примеры таких работ. Рабочий более высокого разряда должен уметь выполнять все работы, входящие в характеристику для рабочих низших разрядов этой же профессии.
Квалификационный тарифный разряд присваивается рабочим администрацией по согласованию с профсоюзом на основе средних тарифных разрядов работ по каждому рабочему месту, бригаде, участку.
Тарификация рабочих по сложности труда и квалификации осуществляется на четырёх уровнях.
Тарификация служащих осуществляется на основе тарифно– квалификационных характеристик, которые обеспечивают единство в определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований.
Тарифно–квалификационная характеристика по каждой должности содержит три раздела.
В разделе «Должностные обязанности» перечислены основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность.
В разделе «Должен знать» содержаться основные требования, предъявляемые работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций и других, руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.
В разделе «Требования к квалификации по разрядам оплаты» определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения возложенных на него обязанностей, и требования к стажу работы, дифференцированные по каждому разряду или диапазону разрядов. Дифференциация требований к квалификации по разрядам оплаты обусловлена различиями в сложности, разнообразии и ответственности выполняемых работ.
Тарифно–квалификационные характеристики распространяются на работников всех предприятий отрасли. Одновременно определяются требования к необходимому профилю подготовки работников.
С целью установления должностных рангов и определения размеров оплаты труда проводится аттестация руководителей и специалистов. Увеличение ставок должностных окладов в пределах занимаемой должности также осуществляется в результате периодических аттестаций работников.
Тарифная сетка является важным элементом тарифной системы. Она устанавливает определённые соотношения в размерах тарифных ставок в зависимости от квалификации, сложности труда. Эти соотношения состоят из установленного числа разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов, которые показывают, во сколько раз оплата труда соответствующего разряда больше оплаты работ, тарифицируемых по 1-му разряду и первому уровню оплаты труда.
Весь персонал структурных подразделений оплачивается по тарифной сетке для профессий рабочих и системы должностных окладов для остальных работников, установленной Положением о корпоративной системы оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД».
Оплата труда рабочих. Оплата труда рабочих производится по часовым тарифным ставкам, определяемым на основе тарифной сетки по оплате труда (таблица 2.1):
первый уровень – для оплаты труда рабочих, занятых на работах, не связанных с движением поездов, ремонтом и обслуживанием железнодорожного подвижного состава и технических средств;
второй уровень – для оплаты труда рабочих, связанных с движением поездов, ремонтом и обслуживанием железнодорожного подвижного состава и технических средств;
третий уровень – для оплаты труда рабочих, выполняющих работы по содержанию инфраструктуры на участках железных дорог со скоростным более 160 км/час и высокоскоростным движением пассажирских поездов, ремонт и обслуживание железнодорожных путей, устройств электроснабжения, сетей связи, систем сигнализации, централизации и блокировки;
четвёртый уровень – для оплаты труда рабочих локомотивных бригад.
Таблица 2.1
Тарифная сетка по оплате труда рабочих (ТСР)
Разряды оплаты труда | Уровни оплаты труда | ||||
1-й уровень | 2-й уровень | 3-й уровень | 4-й уровень | ||
|
|
| тарифные коэффициенты | ||
|
|
|
| машинисты локомотивов | помощники машинистов локомотивов |
1 | 1,00 | 1,14 | 1,22 |
|
|
2 | 1,14 | 1,37 | 1,46 |
|
|
3 | 1,35 | 1,63 | 1,74 |
|
|
4 | 1,55 | 1,89 | 2,02 |
|
|
5 | 1,73 | 2,12 | 2,26 |
| 2,13 |
6 | 1,88 | 2,31 | 2,46 |
| 2,32 |
7 | 2,03 | 2,50 | 2,66 |
| 2,60* |
8 | 2,18 | 2,69 | 2,86 | 2,86 | 2,88* |
9 |
| 2,88 | 3,06 | 3,06 |
|
10 |
| 3,08 | 3,27 | 3,43* |
|
11 |
|
|
| 3,80* |
|
12 |
|
|
| 4,14* |
|
| * тарифные коэффициенты установлены с учётом особенностей работы рабочих локомотивных бригад в режиме "раздробленного" рабочего дня с перерывом между поездками "туда" и "обратно" и сверхнормативного отдыха в пунктах оборота (подмены) локомотивных бригад свыше половины времени предшествующей работы |
Положение о корпоративной системе оплаты труда определяет перечень работ, при выполнении которых оплата труда рабочих производится по тарифным ставкам первого, второго, третьего и четвёртого уровней оплаты труда ТСР.
Первый уровень оплаты труда включает работы, не связанные с движением поездов, ремонтом и обслуживанием железнодорожного подвижного состава и технических средств;
Второй уровень оплаты труда включает:
ремонт (слесарные, станочные, сварочные, кузнечные, токарные, малярные, столярные, обтирочные и другие работы), обслуживание, регулировка и наладка: основного технологического оборудования железнодорожного подвижного состава; оборудования железнодорожного подвижного состава; путевых машин; моторно-рельсового транспорта; средств диагностики и контроля; устройств сигнализации, централизации и блокировки; механизированных и автоматизированных сортировочных горок; связи и приборов обнаружения нагрева аварийных букс; устройств электроснабжения; механизмов; контрольно-измерительных приборов; автоматики; электронно-вычислительной техники; пневмообдувочных устройств; контейнеров;
изготовление и ремонт деталей, инструмента и технологической оснастки для них;
управление путевыми, железнодорожно-строительными машинами, специальным подвижным составом, кранами на железнодорожном ходу;
работы, непосредственно связанные с движением поездов; аварийно-восстановительные работы по поднятию железнодорожного подвижного состава и открытию прерванного движения поездов;
экипировка железнодорожного подвижного состава;
текущее содержание и ремонт пути, искусственных сооружений и земляного полотна;
изготовление и ремонт элементов и деталей верхнего строения пути; сборка путевой решётки; сборка стрелочных переводов;
выполнение работ по приёму–выдаче грузов и коммерческому осмотру вагонов в поездах;
выполнение погрузочно-разгрузочных работ;
доставка работников, оборудования и материалов к месту производства эксплуатационных и аварийных работ;
выполнение работ по содержанию полосы отвода;
передача и доставка служебных телеграмм, перевозочных документов, обеспечение оперативно – технологической телефонной связи;
оформление документов на перевозку грузов, грузобагажа, багажа и обслуживание пассажиров на вокзалах и в пути следования;
ремонт и управление автомобилями.
Третий уровень оплаты труда включает обслуживание инфраструктуры на участках железных дорог со скоростным более 160 км/час и высокоскоростным движением пассажирских поездов: ремонт и текущее содержание железнодорожных путей; ремонт и обслуживание устройств электроснабжения, сетей связи, систем сигнализации, централизации и блокировки.
Четвёртый уровень оплаты труда включает работу локомотивных бригад во всех видах движения.
Тарифная сетка по оплате труда рабочих предусматривает дифференциацию оплаты труда как по уровню оплаты, так и по разрядам. Тарификация рабочих по сложности труда и квалификации осуществляется по первому уровню оплаты по восьми разрядам (с 1-го по 8-ой), по второму и третьему уровню оплаты по десяти разрядам (с 1-го по 10-й). Тарифные коэффициенты по каждому уровню оплаты возрастают с повышением разряда оплаты труда. При этом величина тарифных коэффициентов по второму уровню оплаты выше на 23% по сравнению с оплатой по первому уровню и по третьему уровню выше на 7% по сравнению с оплатой по второму уровню.
Оплата труда рабочих осуществляется по часовым тарифным ставкам по повремённой, повременно–премиальной, сдельно–премиальной, аккордно–премиальной или иным установленным ОАО «РЖД» системам организации оплаты труда.
Месячная тарифная ставка рабочего первого разряда оплаты труда соответствует минимальному размеру оплаты труда, установленному в ОАО «РЖД».
Часовая тарифная ставка рабочего первого разряда оплаты труда, оплачиваемого по первому уровню оплаты труда, определяется путём деления минимального размера оплаты труда, установленного ОАО «РЖД», на среднемесячную норму рабочего времени данного календарного года.
Часовые тарифные ставки рабочих других разрядов оплаты труда определяются умножением часовой тарифной ставки рабочего первого разряда первого уровня оплаты труда на тарифный коэффициент разряда оплаты труда соответствующего уровня оплаты труда.
Разряды оплаты труда рабочих соответствуют разрядам квалификации рабочих, определённым в соответствии с Единым тарифно–квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС). Положение о корпоративной системе оплата труда определяет перечень профессий рабочих и выполняемых ими работ, дающих право на оплату труда по повышенным тарифным коэффициентам (на 1–2 разряда выше установленных им разрядов квалификации). Конкретный размер повышенного тарифного коэффициента устанавливается в пределах фонда заработной платы, предусмотренного на эти цели.
Руководитель филиала, структурного подразделения ОАО «РЖД» вправе при необходимости дополнительной мотивации труда отдельных высококвалифицированных рабочих с повышенной результативностью труда, которым в установленном порядке присвоены классные звания или установлены надбавки за класс квалификации или за профессиональное мастерство, устанавливать им персональные месячные оклады, включающие в себя месячную тарифную ставку, соответствующую присвоенному разряду оплаты труда, надбавки и доплаты стимулирующего характера.
Персональные месячные оклады устанавливаются в пределах фонда заработной платы, предусмотренного бюджетом затрат филиала, и не могут превышать установленную месячную тарифную ставку более чем в 2 раза.
Перечень профессий рабочих, которым взамен тарифных ставок могут устанавливаться персональные месячные оклады, установлен Положением и приведён в таблице 2.2.
Таблица 2.2
ПЕРЕЧЕНЬ
отдельных профессий рабочих,
которым взамен тарифных ставок могут устанавливаться персональные месячные оклады
1. Бригадир (освобождённый) предприятий железнодорожного транспорта - на участках основного производства |
2. Машинист электровоза, машинист тепловоза, машинист паровоза, машинист электропоезда, машинист дизель - поезда |
3. Приёмосдатчик груза и багажа |
4. Проводник пассажирского вагона |
Положение о корпоративной системе оплаты труда в ОАО «РЖД» определяет особенности оплаты труда рабочих локомотивных бригад, что подробно изложено в гл.6.
Оплата труда служащих. Оплата труда служащих осуществляется на основе тарифной сетки, приведенной в таблице 2.3.
Таблица 2.3
- Москва 2008
- Глава 1. Система планирования и бюджетирования производственной деятельности в структурных подразделениях железнодорожного транспорта
- 1.1 Объект и предмет планирования на предприятиях железнодорожного транспорта
- Железная дорога-филиал оао«ржд»
- Отделения железной дороги
- Глава 2. Планирование труда и заработной платы
- 2.1 Показатели плана
- 2.2 Тарифная система оплаты труда
- Тарифная сетка
- 2.3 Оплата труда руководителей и специалистов
- 2.4 Формы и системы оплаты труда
- 2.6 Выплаты стимулирующего характера
- 2.7 Материальное поощрение
- Глава 3. Группировка расходов железных дорог по основным видам деятельности
- 3.1 Принципы построения Номенклатуры доходов и расходов по видам деятельности оао «ржд»
- Производственные подразделения
- Расходы на материалы
- Расходы на топливо и электроэнергию
- Амортизационные отчисления
- Глава 4. Планирование производственной деятельности отделения дороги
- 4.1 Характеристика, задачи и организационная структура отделения дороги
- Определение планового грузооборота отделения дороги
- Планирование работы вагонов
- Расчет простоя вагонов под грузовой операцией
- Расчет простоя вагона на технических станциях
- 4.5 Планирование эксплуатационных расходов отделения дороги
- 4.6 Экономические взаимоотношения отделения дороги с транспортными и сторонними предприятиями и организациями
- Глава 5. Планирование производственной деятельности станций
- 5.1 Характеристика, задачи и организационная структура управления
- 5.2 Планирование показателей объема и качества работы
- 5.3 Планирование труда и заработной платы
- Производительность труда определяется отношением приведенных вагонов к среднесписочной численности работников станции
- 5.4 Планирование эксплуатационных расходов
- Глава 6. Планирование производственной деятельности локомотивного депо
- 6.1 Характеристика и задачи локомотивного депо
- Техническое обслуживание
- 6.3 Планирование эксплуатационной работы и программы ремонта локомотивов
- 6.4 Планирование программы технического обслуживания и ремонта локомотивов
- 6.5 Планирование качественных показателей
- 6.6 Планирование труда и заработной платы
- 6.7 Расчет численности и фонда оплаты труда локомотивных бригад
- 6.8 Планирование расходов локомотивного депо
- 6.9 Определение себестоимости продукции в локомотивном депо
- Глава 7. Планирование производственной деятельности дирекции по ремонту грузовых вагонов
- Глава 8. Планирование производственной деятельности вагонного эксплуатационного депо
- 8.2 Виды деятельности вагонного эксплуатационного депо
- 8.3 Содержание и порядок составления плана вагонного эксплуатационного депо
- 8.4 Планирование показателей работы вагонного эксплуатационного депо
- 8.5 Планирование качественных показателей работы вагонного эксплуатационного депо
- 8.6 Планирование труда и заработной платы
- 8.7 Планирование расходов вагонного эксплуатационного депо
- Глава 9. Планирование производственной деятельности дирекции по обслуживанию пассажиров в дальнем следовании и дирекции железнодорожных вокзалов
- 9.1 Характеристика и задачи дирекции по обслуживанию пассажиров
- 9.2 Планирование показателей объема работы по эксплуатации и текущему ремонту подвижного состава
- 9.3 Планирование показателей качества
- 9.4 Планирование труда и заработной платы
- 9.6 Характеристика, задачи и организационная структура управления в дирекции железнодорожных вокзалов
- 9.7 Планирование производственной деятельности железнодорожных вокзалов
- Глава 10. Планирование производственной деятельности Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении
- 10.3 Планирование труда и заработной платы
- Потребность локомотивных бригад составит
- 10.4 Планирование эксплуатационных расходов
- 10.5 Определение себестоимости продукции
- Глава 11. Планирование производственной деятельности дистанции пути
- Структура основных фондов дистанции пути
- Структура эксплуатационных расходов
- 11.4 Планирование труда и заработной платы
- Расчетная численность монтеров составит
- 11.4 Планирование эксплуатационных расходов в дистанции пути
- Глава 12. Планирование производственной деятельности дистанции сигнализации, централизации и блокировки
- Классификация и балльная оценка отказов
- 12.3 Планирование труда и заработной платы
- Глава 13. Планирование производственной деятельности региональных центров связи
- Глава 14. Планирование производственной деятельности дистанции электроснабжения
- Нормы оценки состояния контактной сети в баллах
- 14.3 Планирование труда и заработной платы