7. Методы организации технологического процесса то автомобилей
В практике работы АТП применяются два метода организации технологического процесса ТО автомобилей: на универсальных и на специализированных постах.
Универсальное обслуживания, как правило проводится на тупиковых постах.
Основными недостатками которых являются: потери времени, загрязнение воздуха отработавшими газами при везде и выезде с поста.
На специализированных постах весь объем выполняется на нескольких постах и выполняется на поточной линии.
При организации труда методом специализированных бригад посты поточных линий социализируются по видам работ, а при агрегатно-участковой организации труда - по агрегатам и системам автомобиля. Перемещение автомобилей по постам линии, как правило, осуществляется при помощи конвейера периодического действия со скоростью 10 - 15 м/мин. ,
Одним из возможных вариантов организации ТО автомобилей на специализированных постах является так называемый операционно-постовой метод, когда объем работ ТО-2 также распределяется между несколькими специализированными постами, но посты тупиковые и обычно специализируются по агрегатам, например: 1-й пост— передний и задний мост и тормозная система;
2-й пост — коробка передач, сцепление, карданная передача, редуктор;
3-й пост —двигатель.
При этом автомобили обслуживаются на независимых друг от друга постах, куда они обычно устанавливаются своим ходом.
При применении поточно-операционного метода на некоторых АТП ТО-2 выполняется в межсменное время за несколько заездов (дней). При каждом заезде работы выполняются на одном специализированном посту. Это позволяет снизить или полностью исключить простои автомобилей на ТО-2,
Основными преимуществами поточного обслуживания являются:
сокращение трудоемкости работ и повышение производительности труда за счет специализации постов, рабочих мест и исполнителей;
снижение квалификации рабочих;
лучшее использование производственных площадей.
Выбор метода организации технологического процесса ТО автомобилей.
Организация технологического процесса ТО зависит главным образом от производственной программы (числа автомобилей), структуры парка, постоянства содержания и трудоемкости работ. Она зависит также от периода времени, отводимого на обслуживание, трудоемкости обслуживания и режима работы автомобилей на линии.
Поточный метод обслуживания применим и при наличии на предприятии разнотипного парка автомобилей.
Для обслуживания автомобилей различного типа возможно использование одной и той же поточной линии, но в разное время суток.
Уборочно-моечные работы выполняются на поточных линиях при обслуживании более 50 автомобилей в смену.
Организация труда рабочих на постах ТО автомобилей.
Организация труда должна обеспечивать:
максимальную производительность труда рабочих;
высокое качество выполнения работ;
равную загрузку каждого рабочего;
максимальную пропускную способность постов и линий;
равное время простоя автомобиля на каждом посту линии;
удобное выполнение всех операций каждым исполнителем без взаимных помех.
При разработке проекта организации труда последовательно определяют или принимают:
число обслуживаний в сутки;
содержание выполняемых работ;
трудоемкость выполняемых работ;
метод организации труда рабочих;
систему оплаты и стимулирования труда;
необходимое число рабочих для выполнения суточной программы;
число рабочих на каждом посту;
содержание и трудоемкость работ, выполняемых каждым рабочим.
Число ТО в сутки определяется, расчетом и уточняется при изменении численности парка и среднесуточного пробега автомобилей.
Содержание выполняемых работ по ТО автомобилей обычно определяется по действующей технической документации и уточняется путем проведения необходимых наблюдений непосредственно на АТП. Положение.
Трудоемкость (программа) работ по ТО грузовых автомобилей обычно значительно изменяется по времени года. Это изменение обусловлена колебанием среднесуточного пробега, а следовательно, числа ТО по времени года. Поэтому при определении трудоемкости работ принимают необходимое число обслуживании в рассматриваемый период, которое периодически корректируется.
При выборе целесообразного метода организации труда проводится анализ имеющихся методов и устанавливается, какой из них целесообразнее применять на данном предприятии.
Система оплаты и стимулирования труда оказывает большое влияние на все показатели работы производства. Она выбирается и утверждается на АТП. При этом анализируются применяемые системы и опыт работы передовых предприятий. Сдельная система оплаты стимулирует увеличение потребности в ремонте, создание очереди автомобилей.
Повременная - премиальная система оплаты труда с контролем и стимулированием выполнения норм выработки каждым рабочим.
При организации труда методом специализированных бригад, объединяемых, согласно в производственные комплексные участки, премирование рабочих, как правило, осуществляется на своевременное и качественное выполнение ТО автомобилей.
При организации труда методом комплексных бригад премирование бригад обычно осуществляется за снижение затрат и простоев «своих» автомобилей.
При агрегатно-участковой организации труда коллективы производственных участков премируются за снижение затрат и простоев автомобилей из-за неисправности систем и агрегатов, обслуживаемых соответствующим производственным участком.
Необходимое количество рабочих для выполнения суточной программы расчитывается
Среднее число рабочих на каждом из имеющихся на предприятии посту по данному виду ТО расчитывается.
Трудоемкости соответствующих работ и операционно-технологическим картам определяется необходимое число рабочих различных специальностей: слесарей-ремонтников, слесарей-карбюраторщиков, слесарей-электриков и др.
Для улучшения использования рабочего времени и постов объем (содержание) и трудоемкость работ по ТО автомобилей четко распределяются между исполнителями. Для этого на АТП составляют
Технологические карты определяют содержание, трудоемкость и последовательность выполнения операций на каждом посту, каждым рабочим. Постовые технологические карты содержат также необходимые данные для синхронизации работы постов путем перераспределения работ между ними, изменения продолжительности операций за счет применения средств механизации и т. п.
Затем автомобиль и листок учета принимает механик КТП.
Проекты организации труда на пос тах и линиях ТО-1 автомобилей.
На первом посту линии выполняются контрольно-осмотровые, регулировочные, крепежные, электротехнические и шинные работы. Второй пост предназначается для выполнения смазочных очистных и заправочных операций. Такая линия рекомендуется для предприятии с программой от 10доЗ0ТО-1 в сутки. При этом выполнение различной программы обеспечивается за счет изменения числа рабочих и продолжительности работы линии.
На рис. 188 показана схема технологической планировки поточной линии на три рабочих поста для ТО1 автобусов. Первый и второй посты линии предназначаются для выполнения контрольно-осмотровых, крепежных, регулировочных, электротехнических и шинных работ. Третий пост, как и на предыдущей линии, специализирован для выполнения смазочных, заправочных и очистных работ. При различной продолжительности работы и численности рабочих на линии может выполняться от 20 до 60 ТО-1 в день.
Показанные на рис. 188 и линии расположены на канавах узкого типа и предназначены для обслуживания автобусов ЛАЗ и ЛиАЗ. При использовании этих линий для обслуживания автобусов других марок необходимо уточнить операционно-технологические и постовые карты и численность рабочих по постам.
При программе не более восьми обслуживании в сутки ТО-1 автобусов НИИАТ рекомендует выполнять на универсальном тупиковом посту (рис. 190).
Проекты организации труда рабочих на постах и линиях ТО-2 автомобилей. По аналогии с рассмотренными выше рекомендациями по ТО-1 НИИАТом разрабо-
Особенности организации труда на постах ТО-1 и ТО-2 при агрегатно-участковой организации производства.
При агрегатно-участковой организации может применяться аккордная оплата, но, как правило, применяется повременно-премиальная система оплаты труда. Производственным участкам начисляется премия за снижение затрат и простоев автомобилей из-за неисправности агрегатов: обслуживаемых участком. Размер премии рабочим определяется в зависимости от производительности труда и продолжительности работы агрегата без ремонта после обслуживания и ремонта. Такая система стимулирует снижение затрат и простоев автомобилей в ремонте, а следовательно, и повышение качества труда.
Вместо числа рабочих по видам работ рассчитывают необходимое число рабочих для выполнения ТО-1 и ТО-2 по производственным участкам. Необходимую для этого трудоемкость обслуживания по участкам определяют, как показано в разделе
Для компенсации неравномерной загрузки исполнителей на постах обслуживания в связи с выполнением сопутствующего ремонта, кроме «скользящих» рабочих, привлекают рабочего соответствующего производственного участка, занятого ТР автомобилей или агрегатов.
- Тема 5.4. Организация технического обслуживания автомобилей
- 1. Организация ео автомобилей
- 2. Организация и оборудования контрольно-технического пункта (ктп)
- 3. Прием и контроль технического состояния автомобилей
- 4. Работа ктп по предупреждению перерасхода горючего
- 5. Организация первого и второго технического обслуживания автомобилей. Место и время выполнения то-1 и то-2
- 6. Выбор режима производства
- 7. Методы организации технологического процесса то автомобилей