logo
Общ курс транспорта / Литература / Учебное пособие Мейлер

1.4. Структурно – функциональная характеристика транспорта

Структурно транспорт можно представить как систему, состоящую из двух подсистем:

Структура транспорта показана на рис. 4.

Транспортная система

Транспорт общего

пользования

Транспорт необщего

пользования

Железнодорожный Транспорт отраслей материаль-

ного производства, (промыш-

Морской лености, строительства, сельс-

кого хозяйства)

Внутренний водный

Транспорт организаций сферы

Автомобильный обслуживания и управления

Воздушный Транспорт населенных пунктов

(общественный и индивидуаль-

Трубопроводный ный)

Рисунок 4. - Структурная схема транспортной системы.

При этом обе части системы могут быть представлены предприятиями федеральной (государственной), муниципальной или частной форм собственности.

Транспорт общего пользования– это транспорт, который в соответствии с действующим законодательством обязан осуществлять перевозки грузов и пассажиров, кем бы эти перевозки ни были предъявлены: государственным предприятием или учреждением, общественной организацией, акционерным обществом, фирмой или частным лицом.

Транспорт общего пользования выступает как самостоятельная отрасль материального производства. Он обслуживает сферу обращения, обеспечивая связь между сферой производства и сферой потребления.

В отличие от транспорта общего пользования, транспорт необщего

пользования выполняет перевозки продукции внутри сферы производства, т.е. для конкретного предприятия, организации или фирмы. Перевозки, которые он выполняет, являются внутрипроизводственными, или технологическими. Ведомственный транспорт промышленных предприятий называетсяпромышленным транспортом.

Автомобильные или железные дороги (как правило, небольшой длины), принадлежащие тому или иному предприятию, называются подъездными. В транспортной системе страны имеется густая сеть таких дорог. Суммарная протяженность железнодорожных подъездных путей превышает протяженность железных дорог общего пользования. Более половины судов речного флота (в основном небольшой грузоподъемности и мощности) принадлежат различным ведомствам (предприятиям нефтяной и газовой промышленности, лесного, коммунально-бытового хозяйства и т.п.). В отличие от транспорта общего пользования, промышленный транспорт представлен также специальными транспортными средствами, такими как канатные и подвесные дороги, пневмотранспорт и др.

Кроме деления на транспорт общего и необщего пользования, в некоторых случаях его подразделяют на магистральный транспорт и немагистральный транспорт. С одной стороны, магистральный – синоним транспорта общего пользования, а немагистральный – необщего (например, промышленный транспорт – это транспорт немагистральный). С другой стороны, термин «магистральный транспорт» применяется для обозначения путей сообщения, связывающих крупные города и промышленные центры страны или крупного региона. В этом случае небольшие ответвления от основных магистралей, несмотря на то, что они входят в состав сети общего пользования, не считаются звеньями магистрального транспорта и обычно именуются линиями местного значения.

В зависимости от целей экономического анализа транспорт общего пользованиягруппируется следующим образом:

Универсальный транспорт(железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный) испециальный транспорт;

внутреннийтранспорт (осуществляющий перевозки внутри страны) ивнешнийтранспорт(выполняющий перевозки не только внутри страны, но и за границу);

круглогодичныйтранспорт(железнодорожный, автомобильный и т.д.) исезонныйтранспорт(например, внутренний водный).