logo
Титул

Глава 10. Планирование производственной деятельности Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении

10.1 Характеристика, задачи и организационная структура управления

Пассажирские перевозки в пригородном сообщении отличаются массовостью и высокой стабильностью в течение года. Ежедневно на Московской железной дороге в пригородном сообщении перевозится около 3,5 млн. человек. В целях удовлетворения спроса населения на пригородные перевозки, улучшения качества обслуживания пассажиров на вокзалах и в поездах в составе железных дорог образованы дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении. В состав Дирекции включаются вокзалы, платформы, павильоны, билетные кассы, а также мотор-вагонные и дизель-поездные депо. Так, на Московской железной дороге в состав Центральной Дирекции включаются 655 пригородных билетных касс, 110 вокзалов, 1250 платформ и 11 мотор-вагонных депо с общей протяженностью всех участков 3226 км.

Основными задачами, стоящими перед Дирекцией по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении являются:

Центральная Дирекция разрабатывает годовой план производственной деятельности, включающий показатели перевозок пассажиров и продажи билетов и показатели производственной деятельности мотор-вагонного и дизель–поездного депо.

Годовой план включает разделы:

План пассажирских перевозок предусматривает реализацию потребностей населения в передвижении при оптимальном использовании транспортных средств.

Предполагаемый объем перевозок пассажиров в пригородном сообщении при годовом планировании определяется по каждой железной дороге. В качестве основы для определения объема перевозок пассажиров принимаются отчетные данные предыдущего периода и прогнозируемые изменения: численности и социального состава населения по регионам и крупным населенным пунктам, расширение дачного хозяйства, состояние и развитие других видов транспорта как внутригородских, так и в пригородном сообщении.

Исходными данными для планирования являются:

При планировании показателей пассажирских перевозок в пригородном сообщении следует учитывать предполагаемые изменения в обращении пригородных поездов, изменения секционного состава электропоездов, количество и участки обращения электропоездов «Экспресс».

При планировании пассажирских перевозок в пригородном сообщении определяются следующие показатели: количество отправленных пассажиров, пассажирооборот, средняя дальность поездки пассажиров, секцио-км пригородных поездов. Кроме того, в качестве расчетных показателей используется средняя населенность на вагон и средний состав поезда, от величины которых зависит объем работы подвижного состава.

Количество перевезенных пассажиров в пригородном сообщении складывается из отправления пассажиров станциями отделений дороги и прибытия пассажиров с других отделений.

Пассажирооборот характеризует перевозочную работу отделений дороги, связанную с перемещением пассажиров.

Пассажирооборот отделения в пригородном сообщении можно рассчитать по формуле:

,

где пробег электропоездов в пригородном сообщении;

средняя населенность вагона в пригородном сообщении чел/ваг.

Пассажирооборот в пригородном сообщении можно рассчитать по количеству перевезенных пассажиров (P) и средней дальности поездки пассажиров (lср):

Оценка организации эксплуатации электропоездов и дизель–поездов происходит по рассчитанным показателям работы тягового подвижного состава пригородного движения.

К основным количественным показателям работы моторвагонного депо и дизель-поездных депо относятся:

Каждый из этих показателей применяется для планирования, оценки выполненной работы и расчетов затрат по организации пригородного движения.

Поездокилометры определяются на основе расписания пригородных поездов с поправкой на будни, предвыходные и предпраздничные дни, выходные и праздничные дни. Поездокилометры используются для планирования численности и фонда заработной платы локомотивных бригад.

Секцие-километры определяются умножением поездо-километров на число секций в поезде. Расчет производится по каждому поезду. Секцие-километры используются для планирования программы ремонта, численности и фонда заработной платы работников, занятых на текущих ремонтах и техническом обслуживании секций.

Тонно-километры брутто определяются умножением поездо-километров на вес поезда брутто, либо секции – километров на вес секции брутто. Тонно-километры брутто используются для планирования топлива и электроэнергии для тяги поездов.

Кроме эксплуатации электропоездов и дизель-поездов депо осуществляет систему технического обслуживания и ремонта мотор-вагонного подвижного состава (МВПС).

Система технического обслуживания и ремонта МВПС и дизель секции предусматривает следующие виды планового технического обслуживания и ремонта:

Ремонта ТР-3, ТР-2, ТР-1, ТО-3 и

Технического обслуживания ТО-2, ТО-4, ТО-5.

Программа текущих ремонтов (ТР-3,ТР-2,ТР-1,ТОЗ) рассчитывается по сериям подвижного состава и по видам ремонта по каждому электродепо делениям секцие-километров ΣnS на установленные норм межремонтного пробега в секции-км ()

.

Из менее сложных ремонтов вычитаются более сложные ремонты.

Техническое обслуживание планируется на суточную работу электропоездов.

Программа ремонтов, полученная по расчету, увеличивается на число ремонтов, выполняемых для других депо, и уменьшается на число ремонтов, выполняемых другими депо. В результате определяется программа ремонта по плану, на основе которой рассчитывается контингент на ремонт, фонд оплаты труда и расход материалов.

10.2 Планирование технико-производственных (качественных) показателей

Технико-производственные (качественные) показатели характеризуют качество использования электропоездов в эксплуатации и качество их ремонта. К ним относятся:

В качестве расчетного показателя определяются величина полного оборота электропоезда.

Скорости движения закладываются в графике движения пригородных электропоездов.

Среднесуточный пробег электропоезда определяется по формуле:

,

где – средняя длина участка, км;

–оборот электропоезда, часы.

Эксплуатируемый парк электропоездов определяется исходя из суточного размера движения в парах поездов (N) и количества пар поездов, обслуживаемых одним электропоездом (n):

Деповский процент неисправных электропоездов определяется по депо в целом:

,

где – число секций, находящихся в ремонте;

– парк электропоездов в распоряжении депо.

,

где – число соответствующих видов ремонта ТР-3,ТР-2,ТР-1,ТО-З;

t – норма простоя секции в данном виде ремонта, сут.;

–число рабочих дней в году.

Парк электропоездов в распоряжении депо включает эксплуатируемый парк Мэ, парк электропоездов, находящихся в ремонте и в резерве Мрез. Величина парка электропоездов, находящихся в резерве, принимается по данным депо.

Деповский процент неисправных секций определяется на программу текущего ремонта, выполняемую в депо.