logo
Lab_rab_po_TO

1.8. Лабораторная работа № 4

ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ТЕПЛОВЫХ ЗАЗОРОВ В ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОМ МЕХАНИЗМЕ.

Цель и содержание работы. Тепловой зазор в газораспределительном механизме двигателей должен обеспечить плотную посадку клапанов и бесшумную их работу. При негерметичности клапанов, когда нет тепловых зазоров, снижается давление в конце такта сжатия и при такте расширения, уменьшается мощность двигателя и затрудняется его пуск, увеличиваются расход топлива и износ деталей. При увеличении тепловых зазоров ухудшаются наполнение и очистка цилиндров, снижается мощность двигателя, усиливаются стуки. В процессе эксплуатации тепловые зазоры в клапанах изменяются вследствие износа сопрягаемых деталей, что приводит к нарушению фаз газораспределения и рабочих характеристик двигателя. Тепловые зазоры приведены в табл. 1.7 и восстанавливаются регулировкой привода, а правильность установки проверяется двумя щупами по нижнему и верхнему пределам. Тепловое состояние двигателя в период проверки и регулировки зазоров должно соответствовать рекомендациям заводов-изготовителей.

Таблица 1.7. Тепловые зазоры в газораспределительном механизме двигателей

Марка двигателя

Назначение клапанов

Зазор, мм

ЗМЗ-53

Впускные и выпускные

0,25—0,30

ЗМЗ-4022.10

Основные, дополнительные

0,38—0,40

0,18—0,20

ЗИЛ- 130

Впускные и выпускные

0,25—0,30

ЯМЗ-236

То же

0,25—0,30

ЯМЗ-740

Впускные, выпускные

0,15—0,20

0,20—0,25

Примечание: Регулировка тепловых зазоров производится на холодном двигателе (15--20°С).

Основной целью работы является отработка учащимися практических навыков и умений в определении значений величин тепловых зазоров клапанов газораспределительного механизма и моментов сил затяжки головки цилиндров двигателя, приемов выполнения регулировочных и крепежных операций, проверки качества выполненных работ.

Оборудование рабочего места. Стенды с рабочими двигателями, наборы измерительных щупов (№ 2), гаечных ключей, отверток, динамометрических рукояток, приспособлений (см. табл. 1.2).

Состав и порядок выполнения работы. Регулировка тепловых зазоров производится на холодном дизельном двигателе или не ранее чем через 30 мин после его остановки. При этом подача топлива должна быть выключена рычагом останова. Последовательность регулировки зазоров по цилиндрам в каждом из положений коленчатого вала определяется порядком работы двигателя:

ЯМЗ-236...1— 4—2—5—3—6.

Первое положение для обоих двигателей определяется относительно начала впрыска топлива в первом цилиндре, остальные поворотом коленчатого вала на углы 180, 360 и 540° для двигателя ЯМЗ-740, а на двигателе ЯМЗ-236 через каждые 120°.

В двигателе ЯМЗ-740 (рис. 24) зазоры регулируются одновременно в двух цилиндрах, следующих по порядку работы друг за другом во время тактов сжатия. При этом клапаны этих цилиндров должны быть закрыты. Начало подачи топлива в первом цилиндре определяется установкой фиксатора в паз маховика. При этом риски на торце корпуса муфты опережения впрыска топлива и на фланце ведомой полумуфты привода топливного насоса высокого давления должны находиться в верхнем положении (рис. 25). В двигателе ЯМЗ-236 зазоры регулируются одновременно на двух клапанах одного цилиндра согласно порядку работы двигателей, начиная с первого. После первоначальной установки поршня в в. м. т. такта сжатия коленчатый вал необходимо провернуть еще на 1/4—1/3 оборота. Клапаны данного цилиндра должны быть закрытыми. Перед регулировкой тепловых зазоров в клапанах двигателя необходимо подтянуть болты крепления головок цилиндров, для чего надо снять их крышки. Затяжка производится на холодном двигателе не менее чем за три приема динамометрической рукояткой и набором накидных ключей в порядке возрастания номеров (см. рис. 24) с определенным моментом сил: 1-й прием-40-50 Н*м (44-5 кгс*м); 2-й прием - 120-150 Н*м (12-М5 кгс*м); 3-й прием - предельные значения (см. табл. 1.1). Также необходимо проверить момент затяжки гаек крепления стоек коромысел. Он должен быть 40-50 Н-м (4-5 кгс-м).

Для регулировки зазора клапанов необходимо ослабить гайку регулировочного винта, вставить в зазор между клапаном и коромыслом щуп требуемой толщины и, вращая винт отверткой, установить необходимый зазор (см. табл. 1.7). Придерживая винт отверткой, затянуть гайку и проверить зазор. Момент затяжки гайки регулировочного винта 40-50 Н-м (4-5 кгс-м). В двигателе ЗМЗ-4022.10 автомобиля «Волга» ГАЗ-3102 регулировка тепловых зазоров (рис. 26) производится в последовательности:

отсоединить привод дроссельных заслонок и шланги венти­ляции картера, снять воздушный фильтр и крышку коромысел;

повернуть коленчатый вал до совпадения третьего паза на ободе шкива с меткой на крышке распределительных шестерен. Клапаны первого цилиндра должны быть закрытыми, а коромысла этих клапанов свободно покачиваться, что соответствует верхней мертвой точке поршня в конце такта сжатия.

Моменты затяжки гаек крепления головки цилиндров проверить динамометрической рукояткой в два приема: предварительно с усилием 40-50 Н-м (4-5 кгс-м) и окончательно с усилием 85—90 Н-м (8,5—9,0 кгс-м) в порядке возрастания номеров (рис. 26, а).

Проверить зазоры (см. табл. 1.7) между коромыслами и основными клапанами. При необходимости отрегулировать их регулировочными винтами 5, предварительно ослабив контргайку 6, затем прижать коромысло 2 к основному клапану 1 так, чтобы выбрать зазор между ними, но не приоткрывая основной клапан, и винтом 3 отрегулировать зазор между дополнительным клапаном 7 и регулировочным винтом 3, предварительно ослабив контргайку 4. После регулировки и затяжки контргаек необходимо вновь проверить тепловые зазоры и, поворачивая коленчатый вал на 180°, произвести регулировку клапанов в цилиндрах согласно порядку работы двигателя 1—2—4—3.

Для проверки качества работ необходимо установить на место снятые детали и приборы, запустить и прогреть двигатель, прослушать его работу. При правильно отрегулированных зазорах стуков в клапанном механизме не должно быть.

По окончании работы учащиеся составляют отчет, заполняют накопительную карту измерений и карту эскизов и делают техническое заключение.