Отделения железной дороги
Структурные подразделения железной дороги-филиала ОАО» РЖД»
Структурные подразделения отделения железной дороги-филиала ОАО «РЖД» (линейные предприятия)
Рис. 1.1 Схема управления отраслевыми структурными подразделениями ОАО «РЖД»
Основой функционирования железнодорожного транспорта является проведение мероприятий по совершенствованию корпоративной системы управления. Они заключаются в укрупнении первичных производственных звеньев, обоснованном объединении, и разъединении и трансформации их функций, централизации управления перевозочной и финансово-экономической деятельностью, концентрации финансовых ресурсов в условиях дефицита.
Действующая система управления железнодорожным транспортом, приведенная на рис.1.1., позволяет объединить все структурные подразделения для решения общей стратегической задачи. Структурные подразделения, выполняя конкретные производственные операции по организации перевозочного процесса, образуют единую производственно-экономическую систему, основная задача которой – обеспечить выполнение плана перевозок грузов и пассажиров.
Относительная экономическая обособленность структурных подразделений в рамках корпоративной системы управления обуславливает и обособление их затрат на выполняемые работы.
Каждое структурное подразделение планирует величину затрат, которая определяется планом перевозок, эксплуатационными и техническими условиями работы на конкретных участках железных дорог. При этом учитывается значительное влияние эксплуатационно-технических условий на величину расходов.
Задачи и методы планирования
Любое структурное подразделение независимо от своих масштабов, сферы деятельности и форм собственности должно заниматься планированием.
Планирование имеет несколько значений: замысел, проект, порядок работы, выполнение программы, система заданий. Во всех случаях – это документ, который отражает принятие хозяйственных и других решений, определяет потребность в ресурсах, сроки выполнения заданий, исполнителей и ответственность за невыполнение.
Планирование – это деятельность государства, органов управления, хозяйствующих субъектов по разработке перспектив социально-экономического развития страны, регионов, отраслей экономики и организаций всех форм собственности.
Планирование представляет собой общую функцию менеджмента, комплекс работ по анализу ситуаций и факторов внешней среды, прогнозированию, оптимизации, оценке альтернативных вариантов достижения целей, выбору наилучшего варианта плана.
Существуют следующие формы планирования: стратегическая, индикативная и директивная.
Стратегические планы как конкретные, обязательные к выполнению документы разрабатываются на основе стратегий развития компании.
Стратегическое планирование – это процесс определения целей и значений экономических показателей по основным, наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны, отраслей, предприятий, как правило, на средний срок и длительную перспективу, и формирование механизма их реакции на факторы внешней среды. При стратегическом планировании на макроуровне решаются те задачи, которые определяют характер экономических требований, устойчивость экономики, уровень жизни населения, обороноспособность страны. При этом конечный результат не является строго фиксированным. Период стратегических планов 20-25 лет.
Индикативное планирование – является основным рабочим инструментом реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся ситуации. В качестве показателей социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения, состояние рынков товаров и ценных бумаг, валютного рынка, движения цен, занятость и уровень жизни населения. Взаимосвязанная и сбалансированная система показателей дополняется мерами государственного воздействия, в числе которых используются: бюджетные средства, амортизационные отчисления, налоги, проценты за кредит, таможенные пошлины, государственный заказ.
Директивное – это обязательное, жесткое, планирование, подлежащее исполнению, предполагающее, прежде всего, применение командно-административных рычагов для обязательного претворения в жизнь поставленных целей и задач. Из директивности планирования вытекают требования строгого соблюдения плановой дисциплины, ответственности организаций, всех хозяйственных органов и должностных лиц за невыполнение заданий. Это планирование обеспечивает контроль над производством и распределением ресурсов из единого центра.
Для разработки планов используются следующие методы:
балансовый;
нормативный;
программно-целевой;
метод моделирования.
Балансовый метод является одним из основных методов планирования и имеет универсальное значение, как способ, увязывающий потребности с ресурсами. С помощью балансового метода вскрываются диспропорции, регулируются народно-хозяйственные пропорции, обосновывается необходимость соотношения между разделами и показателями плана, выявляются резервы, устанавливается макроэкономическое равновесие. Балансы разрабатываются при планировании как на макро-уровне, так и в организации. Эти балансы подразделяются на материальные, стоимостные, трудовые. Материальные балансы выражают натурально-вещественные пропорции; трудовые – источники поступления трудовых ресурсов и их использование; стоимостные используются при разработке финансовых планов, бюджетов доходов и расходов.
Нормативный метод применяется для расчета прогнозных и плановых показателей. Нормы и нормативы разрабатываются заранее на законодательной или ведомственной основе. В процессе прогнозирования используются более обобщенные, а в планировании более конкретные нормы. Доведение нормативов до нормы осуществляется с помощью коэффициентов, учитывающих конкретные условия работы.
Программно-целевой метод используется для разработки программы развития на уровне отраслей народного хозяйства в целом.
Метод моделирования социально-экономических процессов, используемый в прогнозировании и планировании, базируется на разработке экономико-математических моделей и решении задач с помощью электронно-вычислительной техники. Модели применяются чаще при краткосрочном планировании, когда вероятность структурных изменений небольшая.
Основными принципами планирования являются:
оптимальность плановых решений в соответствии с выбранными критериями;
сбалансированность и пропорциональность показателей в отраслевом, территориальном, ресурсном, межотраслевом и др.;
выделение приоритетов и ведущих звеньев;
непрерывность, то есть сочетание текущих и перспективных планов, корректировок показателей при изменении условий и обосновании резервного, учитывающего различные риски, варианта плана, предназначенного для выполнения при самых неблагоприятных обстоятельствах.
Планирование разбивается на ряд стадий:
постановка задачи, что предполагает установление сроков их выполнения и определение необходимых ресурсов;
В постановке задачи отражается производственная программа, которая устанавливает плановое задание, сформированное на основе централизованно установленных показателей и хозяйственных договоров;
конкретизация плана предполагает выработку конкретных установок и распространение принятых решений на низшие звенья. Это означает определение конкретных программ работ по каждому участку, цеху; увязку программы работ с ФОТ и с затратами; увязку всех затрат с финансовыми результатами, с прибылью;
корректировка плана предполагает конкретизацию сроков исполнения плана.
Обеспечение взаимосвязи стратегического, среднесрочного и текущего планирования
Управление текущей деятельностью железнодорожного транспорта должно быть подчинено выполнению стратегических задач. Для этого сформирована единая система планирования, включающая:
стратегические планы, разрабатываемые на 7-10 (и более лет);
среднесрочные планы, разрабатываемые на 3 года;
текущие планы и бюджеты: на год и квартал с помесячной разбивкой.
Стратегическая программа развития ОАО «РЖД» устанавливает контрольные параметры целевого состояния. Среднесрочные планы разрабатываются для детализации стратегических. Причем по основным параметрам среднесрочные планы должны соответствовать траектории движения к достижению долгосрочных контрольных показателей. Это определяет необходимость ежегодного формирования трехлетних планов. При этом каждый очередной плановый период будет включать 2-ой и 3-ий годы предшествующего периода, т.е. будет осуществляться динамичное скользящее среднесрочное планирование. Трехлетнее скользящее планирование дает возможность внесения уточняющих корректировок для учета объективных изменений факторов внешней и внутренней среды Компании.
Прежде чем приступить к разработке среднесрочных планов необходимо:
проведение стратегического мониторинга внешней и внутренней среды и оценки влияния основных макроэкономических показателей на функционирование ОАО «РЖД»;
прогнозирование, сценарное моделирование и планирование основных показателей развития ОАО «РЖД» на среднесрочную и долгосрочную перспективу с учетом необходимости достижения стратегических целей;
прогнозирование возможных неблагоприятных факторов, препятствующих развитию ОАО «РЖД», выявление основных рисков и подготовка предложений по снижению их влияния на финансово-экономические результаты деятельности ОАО «РЖД»;
формирование предложений по настройке соответствующих элементов стратегического управления ОАО «РЖД».
Среднесрочное планирование обеспечивает реализацию следующих целей:
приоритетное отражение коммерческих интересов ОАО «РЖД» с учетом ресурсных ограничений, накладываемых государственным тарифным и инвестиционным регулированием;
обоснованное прогнозирование и планирование основных показателей развития ОАО «РЖД» на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
обеспечение выхода на установленные контрольные параметры целевого состояния ОАО «РЖД», определенные Стратегической программой развития ОАО «РЖД»;
обеспечение принятия необходимых мер по настройке соответствующих элементов стратегического управления ОАО «РЖД» при отклонении фактических условий работы Компании от прогнозируемых;
возможность нейтрализации неблагоприятных факторов, препятствующих развитию ОАО «РЖД», и влияния основных рисков на финансово-экономическую деятельность ОАО «РЖД».
Текущие планы на соответствующий год должны соответствовать плановым показателям первого года среднесрочного периода, а квартальные – обеспечивать последовательную реализацию годового плана.
Текущие планы «настраиваются» на контрольные параметры Стратегической программы и должны быть подчинены приоритетам стратегического развития Компании.
Система бюджетного управления в железнодорожной компании
Бюджетирование, представляя собой специфический подход к организации управления хозяйственно-финансовой деятельностью компании, обеспечивает полное участие всех ее подразделений в процессах становления комплексных планов на основе своевременной и достоверной информации. Формирование бюджета компании как основы финансового менеджмента и экономического регулятора отношений между ее структурными подразделениями и внешней средой является одним из основных факторов обеспечения конкурентоспособности на рынке перевозок.
Как экономическая категория бюджет представляет собой систему финансовых отношений по поводу образования, распределения и расходования денежных ресурсов, необходимых для функционирования структурных подразделений ОАО «РЖД» по производству продукции, в первую очередь, транспортной.
Сущность бюджета как экономической категории реализуется через функцию экономического регулирования, перераспределительную и контрольную функции. Содержание функций экономического регулирования бюджета характеризуется в процессе распределения и перераспределения финансовых ресурсов между различными уровнями управления и функциональными подразделениями ОАО «РЖД». Содержание этой функции реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения экономической политики компании. Перераспределительная функция бюджета связана с распределением денежных средств для развития железнодорожного транспорта и обеспечения предоставляемых услуг структурными подразделениями ОАО «РЖД». Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективен через количественные характеристики формирования и использования фонда денежных средств и отражает экономические процессы, происходящие в структурных подразделениях ОАО «РЖД».
Основная цель постановки бюджетирования на железнодорожном транспорте – обеспечение корпоративного управления ресурсами в реальном режиме времени.
Основные принципы построения и функционирования системы планирования и бюджетирования:
соответствие планово-бюджетных показателей целевым ориентирам стратегии компании;
приоритетность корпоративных целей;
целевое использование бюджетных средств;
сбалансированность доходов и расходов;
координация материальных и финансовых потоков;
эффективность и экономичность использования ресурсов.
При реализации системы бюджетного управления в ОАО «РЖД» доходные поступления и затраты относятся непосредственно по центрам ответственности. Центр ответственности (бюджетный центр) – структурное подразделение, принимающее решения по расходованию денежных средств, а также по финансированию других структурных подразделений, имеющее собственные цели и задачи деятельности, критерии эффективности, полномочия руководства.
Бюджетирование в ОАО «РЖД» строится на основе организационно-функциональной структуры и предусматривает выделение центров ответственности. Для каждого центра ответственности определяются формы планирования и контроля, регламентируются процедуры взаимодействия с другими центрами ответственности. Различают следующие центры финансовой ответственности:
- Центр прибыли и инвестиций (ОАО «РЖД»);
Центр эффективности (филиалы ОАО «РЖД»);
Центр доходов (ЦФТО, Федеральная пассажирская Дирекция, Дирекция по ремонту грузовых вагонов);
Центр затрат (отделения дорог, структурные подразделения: станции, локомотивные депо, дистанции пути и др.).
Исходя их характера целей, задач и специфики видов деятельности железнодорожного транспорта в отраслевых структурных подразделениях разрабатывают операционные бюджеты.
К операционным бюджетам относят: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет запасов и закупок, бюджет затрат.
Каждый из разрабатываемых бюджетов имеет свой формат, в котором отражаются наиболее значимые для видов деятельности объемные, качественные и финансово-экономические характеристики по видам деятельности.
Бюджет продаж – утвержденный в натуральном и стоимостном выражении план продаж, ожидаемый в течение планового периода. Бюджет продаж объединяет информацию об объемах реализации, ценах и выручке от реализации. Здесь указывается выручка, начисленная по перевозкам, а также по прочим видам деятельности в целом по ОАО «РЖД», а по структурным подразделениям – величина средств, право на использование которых принадлежит соответствующим структурам.
Бюджет производства предназначен для расчета объемов работ в натуральном выражении, которые необходимо выполнить для обеспечения уровня продаж.
В бюджет производства входят объемные и качественные показатели по перевозкам, показатели текущей эксплуатации основных средств на перевозках, объемы капитального ремонта в натуральном и стоимостном выражении, объемы работ, выполняемых в рамках инвестиционной деятельности, а также показатели численности и использования трудовых ресурсов.
Бюджет запасов и закупок – утвержденный в разрезе хозяйств по основным видам деятельности план затрат на закупку производственно-материальных ресурсов с учетом установленного норматива запасов товарно-материальных ценностей и прогнозируемого фактического сверхнормативного их наличия на начало планируемого периода на складах структурных подразделений.
Бюджет затрат – разрабатывается по статьям и элементам затрат, а также с использованием измерителей в соответствии с «Номенклатурой расходов основных видов хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта». Бюджет затрат предусматривает группировку статей по хозяйствам, видам деятельности, видам оказываемых услуг.
Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденная постановлением Правительства РФ от 18.05.01 г. №384 (приказ МПС России от 31.05.01 №13И), обозначила десять видов деятельности:
грузовые перевозки;
предоставление услуг инфраструктуры;
предоставление услуг локомотивной тяги;
пассажирские перевозки в дальнем следовании;
пассажирские перевозки в пригородном сообщении;
ремонт подвижного состава;
строительство объектов инфраструктуры;
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
содержание социальной сферы;
прочие виды деятельности.
Бюджетное управление складывается из следующих процедур:
- анализ;
бюджетное планирование;
контроль исполнения планов;
регулирование: корректирующие действия, направленные на устранение отклонений фактических показателей от плана или пересмотр плановых показателей.
Бюджетное планирование включает расчет плановых показателей и заполнение ими соответствующих ячеек в бюджетных формах. В его основе лежат бюджетные задания (показатели), доводимые до отделения дороги управлением железной дороги.
Бюджетные задания по ОАО «РЖД» формируются в соответствии со значениями параметров Стратегической программы развития в планируемом периоде и отражают количественное значение основных целей производственной деятельности.
Плановые задания состоят из множества показателей и заданных для них в текущем периоде целевых значений. Показатели делятся на следующие группы:
Прямые показатели. Эти показатели содержатся в бюджетных формах в виде бюджетных статей. При составлении бюджетов структурные подразделения стремятся сформировать бюджеты таким образом, чтобы целевые значения прямых показателей были соблюдены.
Расчетные показатели, выводимые расчетным путем из прямых бюджетных статей. Данные показатели планируются и оцениваются финансовыми, экономическими и производственными подразделениями вне зависимости от формирования бюджетов.
Плановые задания являются целевыми параметрами, на достижение которых ориентированы структурные подразделения ОАО «РЖД» и, соответственно, вся система бюджетного управления.
Бюджетные задания (задаваемые показатели) содержат: целевые объемы продаж, целевые объемы производства, лимит расходов. Экономические и финансовые службы железных дорог производят распределение бюджетных заданий для служб, отделений железных дорог, а отделения осуществляют аналогичные действия для структурных подразделений, находящихся в их непосредственном подчинении.
На основе бюджетных заданий отделения железных дорог и структурные подразделения формируют планы и согласовывают значения бюджетных параметров с управлением дороги, а структурные подразделения – с отделениями железных дорог. Наряду с управлением по видам деятельности сохраняется система планирования на отраслевой основе. Отраслевой принцип позволяет более обоснованно управлять эксплуатационными расходами по видам выполняемых работ и элементам затрат на основе разрабатываемых мероприятий по обеспечению экономической стабилизации и внедрению ресурсосберегающих технологий.
Стадии планирования предшествует глубокий анализ основных производственно-экономических показателей в предплановые периоды, что должно обеспечить достоверную оценку затрат в каждом хозяйстве, а также отслеживание выполнения установленных норм и нормативов.
Отделения дорог консолидируют плановые операционные бюджеты структурных подразделений, находящихся в их составе, и согласовывают свои бюджеты с управлением дороги.
Отделения дороги, отраслевые службы, дирекции принимают непосредственное участие в разработке и рассмотрении проектов планов по группам обособленных подразделений в разрезе отраслей хозяйства и вносят свои предложения в управление железной дороги при формировании сводного проекта плана в целом по отделению дороги для обеспечения сбалансированности результатов по сумме расходов и финансовым источникам.
Плановые показатели, отражаемые в операционных бюджетах отделения дороги: бюджете производства, бюджете запасов и закупок, бюджете затрат – представляют собой комплекс показателей по всей производственно-хозяйственной деятельности отделения в целом и планов, входящих в его состав структурных подразделений. При разработке плановых показателей и их последующем отражении в бюджетах необходимо предусматривать применение прогрессивных технологий, передового опыта, обеспечивать систематический рост производительности труда и снижение себестоимости перевозок
- Москва 2008
- Глава 1. Система планирования и бюджетирования производственной деятельности в структурных подразделениях железнодорожного транспорта
- 1.1 Объект и предмет планирования на предприятиях железнодорожного транспорта
- Железная дорога-филиал оао«ржд»
- Отделения железной дороги
- Глава 2. Планирование труда и заработной платы
- 2.1 Показатели плана
- 2.2 Тарифная система оплаты труда
- Тарифная сетка
- 2.3 Оплата труда руководителей и специалистов
- 2.4 Формы и системы оплаты труда
- 2.6 Выплаты стимулирующего характера
- 2.7 Материальное поощрение
- Глава 3. Группировка расходов железных дорог по основным видам деятельности
- 3.1 Принципы построения Номенклатуры доходов и расходов по видам деятельности оао «ржд»
- Производственные подразделения
- Расходы на материалы
- Расходы на топливо и электроэнергию
- Амортизационные отчисления
- Глава 4. Планирование производственной деятельности отделения дороги
- 4.1 Характеристика, задачи и организационная структура отделения дороги
- Определение планового грузооборота отделения дороги
- Планирование работы вагонов
- Расчет простоя вагонов под грузовой операцией
- Расчет простоя вагона на технических станциях
- 4.5 Планирование эксплуатационных расходов отделения дороги
- 4.6 Экономические взаимоотношения отделения дороги с транспортными и сторонними предприятиями и организациями
- Глава 5. Планирование производственной деятельности станций
- 5.1 Характеристика, задачи и организационная структура управления
- 5.2 Планирование показателей объема и качества работы
- 5.3 Планирование труда и заработной платы
- Производительность труда определяется отношением приведенных вагонов к среднесписочной численности работников станции
- 5.4 Планирование эксплуатационных расходов
- Глава 6. Планирование производственной деятельности локомотивного депо
- 6.1 Характеристика и задачи локомотивного депо
- Техническое обслуживание
- 6.3 Планирование эксплуатационной работы и программы ремонта локомотивов
- 6.4 Планирование программы технического обслуживания и ремонта локомотивов
- 6.5 Планирование качественных показателей
- 6.6 Планирование труда и заработной платы
- 6.7 Расчет численности и фонда оплаты труда локомотивных бригад
- 6.8 Планирование расходов локомотивного депо
- 6.9 Определение себестоимости продукции в локомотивном депо
- Глава 7. Планирование производственной деятельности дирекции по ремонту грузовых вагонов
- Глава 8. Планирование производственной деятельности вагонного эксплуатационного депо
- 8.2 Виды деятельности вагонного эксплуатационного депо
- 8.3 Содержание и порядок составления плана вагонного эксплуатационного депо
- 8.4 Планирование показателей работы вагонного эксплуатационного депо
- 8.5 Планирование качественных показателей работы вагонного эксплуатационного депо
- 8.6 Планирование труда и заработной платы
- 8.7 Планирование расходов вагонного эксплуатационного депо
- Глава 9. Планирование производственной деятельности дирекции по обслуживанию пассажиров в дальнем следовании и дирекции железнодорожных вокзалов
- 9.1 Характеристика и задачи дирекции по обслуживанию пассажиров
- 9.2 Планирование показателей объема работы по эксплуатации и текущему ремонту подвижного состава
- 9.3 Планирование показателей качества
- 9.4 Планирование труда и заработной платы
- 9.6 Характеристика, задачи и организационная структура управления в дирекции железнодорожных вокзалов
- 9.7 Планирование производственной деятельности железнодорожных вокзалов
- Глава 10. Планирование производственной деятельности Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении
- 10.3 Планирование труда и заработной платы
- Потребность локомотивных бригад составит
- 10.4 Планирование эксплуатационных расходов
- 10.5 Определение себестоимости продукции
- Глава 11. Планирование производственной деятельности дистанции пути
- Структура основных фондов дистанции пути
- Структура эксплуатационных расходов
- 11.4 Планирование труда и заработной платы
- Расчетная численность монтеров составит
- 11.4 Планирование эксплуатационных расходов в дистанции пути
- Глава 12. Планирование производственной деятельности дистанции сигнализации, централизации и блокировки
- Классификация и балльная оценка отказов
- 12.3 Планирование труда и заработной платы
- Глава 13. Планирование производственной деятельности региональных центров связи
- Глава 14. Планирование производственной деятельности дистанции электроснабжения
- Нормы оценки состояния контактной сети в баллах
- 14.3 Планирование труда и заработной платы