logo
Титул

9.7 Планирование производственной деятельности железнодорожных вокзалов

Для разработки годового плана вокзала дирекция железнодорожных вокзалов утверждает для них общую сумму доходов.

К доходам железнодорожного вокзала относят поступления средств за оказанные услуги, связанные с обслуживанием пассажиров.

Доходы планируют на основе анализа отчетных данных с учетом роста по каждому виду оказываемых услуг и установленных тарифов и ставок сборов. При этом стремятся изыскать и использовать имеющиеся резервы увеличения доходов путем улучшения обслуживания пассажиров, пользующихся услугами железнодорожного транспорта. Для этого намечают меры по увеличению вместимости и улучшению работы камер хранения ручного багажа, расширению объема услуг, оказываемых носильщиками, комнатами отдыха, по доставке билетов и багажа на дом, улучшению работы справочных, информационных и рекламных бюро по обслуживанию пассажиров и т.д.

Доходы от таких услуг, как предварительная продажа билетов, объем переработки и отправления багажа, рассчитывают на основе планируемого отправления пассажиров. Доходы за хранение ручной клади и багажа в стационарных камерах хранения, за пользование комнатами отдыха, комнатами матери и ребенка определяются размерами предоставляемых услуг, а за сдачу помещения в аренду – арендной платой.

Дирекция железнодорожных вокзалов устанавливает тарифы на следующие виды дополнительных услуг:

Для выполнения запланированного объема работ на вокзале разрабатывается план по труду, который содержит такие показатели как производительность труда, численность работников, фонд оплаты труда и среднемесячная заработная плата.

Контингент работников вокзала связан с обслуживанием пассажиров и рассчитывается по объему работы и установленным нормам выработки или нормам обслуживания. Численность билетных кассиров определяется аналогично расчетам контингента в дирекции по обслуживанию пассажиров.

Численность носильщиков ручного багажа пассажиров на вокзалах определяется количеством мест ручного багажа, подлежащего доставке, и трудоемкостью переработки одного места.

Контингент работников камер хранения ручного багажа зависит от количества окон выдачи и приема багажа и времени их работы.

Для оплаты труда работников вокзала применяется в основном повременно-премиальная система оплаты труда, для носильщиков и кладовщиков камер хранения может быть принята сдельно-премиальная система. Ряду работников с повременно-премиальной оплатой труда устанавливаются нормированные задания.

Премирование работников производится за обеспечение рентабельной работы вокзального хозяйства, за высокие достижения в труде, улучшение качества выполняемых работ, культурное обслуживание пассажиров, рост производительности труда, снижение себестоимости работ и другие результаты.

Производительность труда работников вокзального хозяйства определяется отношением объема приведенный продукции к среднесписочной численности работников основной деятельности.

Приведенная продукция рассчитывается на основе переводных коэффициентов по каждому виду работ (таблица 9.8).

Таблица 9.8

Переводные коэффициенты, применяемые для расчета приведенной продукции работы кассиров

Наименование работ

Переводной коэффициент

1.1. Оформление (продажа) проездных документов на терминальном оборудовании системы «Экспресс»

Межгосударственное и внутригосударственное сообщение

билет трехслойный сплит на поездку

1,00

билет по воинским требованиям

1,10

билет льготный, бесплатный, разовый ж.д.

1,26

плацкарта к бесплатному билету (по служебному или разовому билету)

0,96

билет по ранее принятому заказу

0,90

билет групповой (до15 мест)

1,93

Международное сообщение:

билет на поездку (включая страховку)

3,47

билет групповой (до 15 мест)

5,32

то же с использованием компьютера

5,38

Возврат, гашение неиспользованных проездных документов

1,29

Переоформление проездного документа

1,46

Квитанция доплат

0,97

Оформление бланка страховки ЖАСО

0,13

1.2. Прием заказов на оформление проездных документов

Оформление заказа в бюро заказов без доставки

1,00

Выдача справки

0,128

2.1. Прием грузобагажа и багажа

Заявление на отправку грузобагажа или разовый пропуск на въезд и выезд

0,33

прим перевозочного документа на перевозку багажа или грузобагажа

1,00

прием перевозочного документа на перевозку багажа или грузобагажа или курсирование арендованного вагона

по платежному поручению

0,98

за наличный расчет

1,03

погашение перевозочного документа

0,58

составление суточного отчета

7,79

2.2 Выдача груза и багажа

Регистрация документов, полученных от приемосдатчика груза и багажа

0,23

Оформление:

пропуска на выдачу грузобагажа или багажа

0,35

документов на выдачу грузобагажа или багажа по паспорту и квитанции

0,93

документов на выдачу грузобагажа или багажа по билету и квитанции

2,09

документов на пробег почтового вагона

0,93

документов на провоз дополнительной ручной клади, мелких животных

1,28

документов на выдачу багажа по билету или ярлыку

0,35

составление суточного (сменного) отчета продажи проездных документов на выдачу багажа через систему «Экспресс»

4,3

составление месячный отчета

35,12

При разработке плана эксплуатационных расходов необходимо обеспечивать выполнение запланированного объема работ при наименьших затратах материальных и трудовых ресурсов. Разработка плана начинается с анализа за период, предшествующий плановому, выявления путей совершенствования производства для ликвидации непроизводительных затрат.

По пассажирскому хозяйству наиболее существенными являются расходы по продаже билетов, приему и выдаче багажа, обслуживанию зданий и сооружений (железнодорожный вокзал).

Прямые производственные расходы вокзала планируются и учитываются по статьям 4001, 4003, 2003, 9020. Расходы внутри статьи планируют по элементам затрат: заработная плата; отчисления на социальные нужды; материальные затраты, в т.ч.: материалы, топливо, электроэнергия, прочие материальные затраты; амортизация; прочие.

Наиболее значимым элементом затрат по вокзалу, удельный вес которого достигает 50% и выше общей суммы расходов, является средства на оплату труда.

Расходы на топливо, материалы и электроэнергию составляют около 12% общей суммы эксплуатационных расходов. Они планируются по объему работы и нормам расхода на единицу работы, по количеству объектов и нормам расходам на объект, по списочной численности и нормам затрат на одного работника.

Расходы на электроэнергию планируют в зависимости от количества потребленной электроэнергии и цены 1 квт.ч. Плановая потребность в электроэнергии определяется по средней мощности установленных электроламп и времени их горения.

К прочим денежным расходам вокзала, планируемым по рассматриваемым статьям, относятся затраты на приобретение и изготовление тарифных руководств, алфавитных маршрутных указателей, графиков и расписаний движения пассажирских поездов, плата за пользование постельными принадлежностями и бельем приемосдатчиками багажа и др. Эти затраты планируют исходя из потребности в них и соответствующих цен. При этом учитывают достигнутый уровень затрат на указанные цели в предыдущем периоде.

По статье 2003 (обслуживание зданий и сооружений и содержание оборудования) кроме заработной платы, планируют затраты на материалы, топливо и электроэнергию для освещения, отопления, уборки и ремонта помещений вокзала, пассажирских платформ.

Расходы на материалы по данной статье составляют до 25% затрат по этому элементу.

Расходы на материалы для уборки помещений планируют по площади помещений и нормам расхода на 100 кв. м. полезной площади.

Затраты на топливо для отопления помещений вокзала планируют по нормам расхода условного топлива для подогрева 1000 м3 воздуха на 1ºС в сутки, продолжительности отопительного периода, разности температур и кубатуры зданий

где V – объем здания по наружному обмеру, м3; T – продолжительность отопительного периода в днях; В – норма расхода условного топлива для подогрева 1000 м3 здания на 1ºС в сутки, кг; - средняя температура внутри помещения;- температура наружного воздуха в среднем за отопительный сезон; Ц – цена 1 т. условного топлива, руб.; 1000 – коэффициент для перевода килограммов в тонны.

Для отопления подвальных помещений нормы расхода топлива увеличиваются на 60%. Для зданий облегченного типа нормы повышаются на 15%.

Порядок расчета расходов по ст. 4001 «Продажа билетов на поезда дальнего следования», ст. 4003 «Прием и выдача багажа во внутригосударственном сообщении», ст.4005 «Сопровождение вагонов» аналогичен расчету этих расходов в дирекции по обслуживанию пассажиров.

Эффективное управление расходами и, соответственно, тарифами на услуги, оказываемым пассажирам на вокзале, при обеспечении высокого качества услуг способствует их востребованности и повышению лояльности пассажиров к услугам железнодорожного транспорта.