Глава 12. Планирование производственной деятельности дистанции сигнализации, централизации и блокировки
12.1 Характеристика, задачи и организационная структура управления
Устройства сигнализации, централизации и блокировки являются важнейшими элементами технической вооруженности железнодорожного транспорта, обеспечивающими бесперебойность и безопасность движения поездов, повышение пропускной способности железнодорожных линий.
Надежность функционирования устройств СЦБ во многом определяет эффективность использования других технических средств, особенно подвижного состава, способствуя росту производительности труда и снижению себестоимости перевозок.
Применяемые на железнодорожном транспорте устройства СЦБ включают:
- устройства автоматики и телемеханики, обеспечивающие движение поездов на перегонах между станциями (полуавтоматическая блокировка, автоматическая блокировка);
- устройства СЦБ, управляющие сигналами и стрелочными переводами на станциях (механическая и электрическая централизация стрелочных переводов);
- диспетчерскую централизацию;
- средства контроля за состоянием подвижного состава (ПОНАБ, ДИСК, КТСМ).
В настоящее время автоблокировкой и ДЦ оборудовано около 63 тыс. км или 72,3% эксплуатационной длины железных дорог РФ. На электрическую централизацию переведено свыше 145,4 тыс. стрелочных переводов или 75,9% общего их количества. При этом основным направлением совершенствования организации труда в хозяйстве СЦБ является внедрение безлюдных технологий, т.к. анализ показывает, что почти 70 % случаев брака в работе происходит по вине человека.
Дистанция сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ) входит в состав отделения дороги, имеет статус структурного подразделения и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, приказами, указаниями, другими нормативными, правовыми и иными актами ОАО «РЖД», железной дороги, отделения и Положения о дистанции.
Дистанция осуществляет свою деятельность согласно плану и договорам. Планом предусматривается выполнение работ по эксплуатационной деятельности (перевозкам). На договорной основе строятся экономические взаимоотношения с другими предприятиями и организациями на выполнение работ и оказание услуг по прочим видам деятельности.
Основной задачей ШЧ является надежное функционирование устройств СЦБ, обеспечивающее безопасность и бесперебойность движения поездов.
Помимо этого, дистанция оказывает платные услуги посторонним предприятиям, организациям и населению.
Производственные функции ШЧ включают:
- техническое обслуживание, ремонт и модернизацию обслуживаемых устройств в соответствии с действующими правилами и нормативами;
- внедрение новой техники, прогрессивных технологических процессов, передовых методов труда;
- улучшение условий труда и организации рабочих мест, соблюдение правил и норм по технике безопасности, производственной санитарии;
- рациональное использование материальных и трудовых ресурсов, повышение производительности труда, снижение себестоимости единицы работ;
- осуществление контроля за соблюдением государственных и отраслевых стандартов в цеховых подразделениях, входящих в состав дистанции.
Материально-техническую базу ШЧ составляют основные фонды и оборотные средства, а также другие материальные и финансовые ресурсы, необходимые для выполнения ее производственных задач. Дистанция пользуется имуществом, которым ее наделяет железная дорога.
Дистанция не является юридическим лицом, поэтому финансирование ее производственной деятельности осуществляется отделением дороги в соответствии с бюджетом финансирования, утвержденным железной дорогой.
В расходах ШЧ наиболее значительными элементами являются фонд оплаты труда с отчислениями на социальные нужды и амортизационные отчисления, на долю которых приходится свыше 70 % всех затрат.
Контингент работников дистанции колеблется в приделах 150 – 200 чел., основу которого составляют электромеханики, электромонтеры, слесари, аккумуляторщики, занятые техническим обслуживанием и ремонтом устройств СЦБ.
В зависимости от характера, сложности обслуживаемых устройств и объема выполняемых работ ШЧ подразделяются на три группы:
- свыше 167 баллов;
- от 125 до 167 вкл.;
- 125 и менее баллов.
Группа дистанции определяется по сумме показателей работы и технической оснащенности, выраженных в условных единицах – баллах (табл. 12.1)
Таблица 12.1
Нормативы обслуживания технических устройств ШЧ для определения группы дистанции
Наименование устройств | Единица измерения | Количество баллов за единицу измерения по категориям ж.д. | |||
|
| 1 | 2 | 3 | 4 |
Стрелки электрической централизации - простая - перекрестная - с подвижным сердечником |
10 стрелок - - |
1,40 1,52 1,68 |
1,34 1,48 1,62 |
1,25 1,44 1,57 |
1,19 1,40 1,51 |
Автоблокировка на участках
трехзначная
автоблокировка на двухпутном участке трехзначная четырехзначная |
10 км - 10 км - - - 10 км - |
1,16 - 1,83 2,00 - - 2,14 2,36 |
1,12 - 1,80 2,00 - - 2,06 2,36 |
1,07 - 1,69 2,00 - - 2,00 2,36 |
1,03 - 1,60 2,00 - - 1,92 2,36 |
АЛС как самостоятельное средство сигнализации |
10 км
|
0,92 |
0,92 |
0,92 |
0,92 |
Устройства диспетчерской централизации центрального поста |
1 диспетчерский круг |
2,20 |
2,20 |
2,20 |
2,20 |
Устройства диспетчерского контроля центрального поста |
1 диспетчерский круг |
0,80 |
0,80 |
0,80 |
0,80 |
Аппаратура управления стационарными упорами (УТС) |
10 электроприводов |
0,48 |
0,45 |
0,40 |
0,38 |
Линейные устройства ДЦ и диспетчерского контроля релейных схем на участках:
|
10 км - |
0,11 0,17 |
0,11 0,17 |
0,11 0,17 |
0,11 0,17 |
Аппаратура управления переключением рода тяги на станциях стыкования |
10 электроприводов |
0,65
|
0,65
|
0,65
|
0,65
|
Контрольно-габаритные устройства, устройства контроля схода подвижного состава |
10 комплектов |
0,07 |
0,07 |
0,07 |
0,07 |
Мостовая и тоннельная сигнализация |
10 комплектов |
0,24 |
0,24 |
0,24 |
0,24 |
Провода СЦБ, подвешенные на воздушных и высоковольтных линиях |
100 проводо-км |
0,47 |
0,47 |
0,47 |
0,47 |
Стрелки ключевой зависимости (полуавтоматическая блокировка) |
10 стрелок |
0,66 |
0,66 |
0,63 |
0,62 |
Автоматическая локомотивная сигнализация |
10 комплектов |
0,30 |
0,30 |
0,30 |
0,30 |
АЛС на локомотиве, приписанном к депо, обслуживаемому другими дистанциями |
10 комплектов
|
0,12 |
0,12 |
0,12 |
0,12 |
АЛС с дополнительными устройствами безопасности (ДОЗОР, САУТ, УБКМ, Снежинка) |
10 комплектов |
0,44 |
0,44 |
0,44 |
0,44 |
Переездная сигнализация
|
10 переездов - комплект 2 УЗП |
1,02 0,80 0,05 |
1,02 0,80 0,05 |
0,98 0,7 0,05 |
0,98 0,77 0,05 |
Блок - электростанция без автозапуска | 1 электростанция | 0,03 | 0,03 | 0,03 | 0,03 |
Блок – электростанция с автозапуском | 1 электростанция | 0,11 | 0,11 | 0,11 | 0,11 |
Дизель – генераторный агрегат | 1 агрегат | 0,17 | 0,17 | 0,17 | 0,17 |
Электрожезловая система | 10 км |
|
|
| 0,20 |
Аппаратура ПОНАБ | 1 комплект | 1,38 | 1,38 | 1,38 | 1,38 |
Аппаратура ДИСК | 1 комплект | 1,67 | 1,67 | 1,67 | 1,67 |
Устройства механизированных и автоматизированных сортировочных горок |
|
|
|
|
|
Механизированная и автоматизированная сортировочная горка |
1 горка |
6,00 |
6,00 |
6,00 |
6,00 |
Устройства автоматического регулирования скорости скатывания отцепов |
10 скоростемеров |
0,75 |
0,75 |
0,67 |
0,60 |
Стрелки горочной централизации | 10 стрелок | 1,29 | 1,29 | 1,24 | 1,15 |
Вагонные замедлители типа:
|
1 замедлитель - - |
0,30 0,70 1,00 |
0,30 0,70 1,00 |
0,28 0,66 0,89 |
0,28 0,60 0,84 |
Башмаконакладаватели, устройства по закреплению составов | 10 башмаконакладавателей |
1,08 |
1,08 |
1,03 |
0,95 |
Компрессорная установка | 1 компрессор | 0,95 | 0,95 | 0,95 | 0,95 |
Пневматическая почта для:
- -сортировочных документов |
1 приемоотправочная станция - |
0,20 0,05 |
0,20 0,05 |
0,20 0,05 |
0,20 0,05 |
Устройства контроля заполнения путей подгорочного парка |
100 рельсовых цепей |
0,30 |
0,30 |
0,30 |
0,30 |
Радиолокационные индикаторы скорости | 10 индикаторов | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 |
К 1 категории относятся железнодорожные линии с грузонапряженностью свыше 30 млн. ткм. брутто на 1 км; к 2 категории – свыше 15 до 30 млн. ткм. бр/км; к 3 – свыше 5 до 15 млн. ткм. бр/км; к 4 – менее 5 млн. ткм. бр/км.
Производственную базу технического обслуживания и ремонта устройств составляют:
- ремонтно-технологический участок (РТУ) для ремонта и централизованной замены съемных приборов СЦБ, имеющий бригады ремонта приборов СЦБ, комплексной замены приборов СЦБ, измерения кабелей СЦБ, технической документации и надежности;
- линейные, производственные участки технического обслуживания и ремонта устройств и несъемного оборудования, имеющие бригады по техническому обслуживанию СЦБ
На механизированных горках сохраняется специализация бригад горочной автоматической централизации (ГАЦ), автоматики роспуска составов (АРС), ремонта и обслуживания замедлителей, компрессорной и пневмопочты.
В производственную базу технического обслуживания входят также: дистанционные мастерские с бригадами по ремонту электроприводов и другого оборудования; бригада метрологического обеспечения; бригада механизации и автотранспорта; бригада пусконаладочных работ.
Работы по капитальному ремонту съемного оборудования и устройств выполняются, как правило, в дорожных электротехнических мастерских.
План по эксплуатационной деятельности состоит из следующих разделов: показатели объема работы, технико-производственные показатели, план по труду, план эксплуатационных расходов, калькуляция себестоимости продукции.
Организационная структура управления дистанцией сигнализации, централизации и блокировки приведена на рис. 12.1.
В качестве основы для разработки плана отделение дороги устанавливает для ШЧ:
- плановое количество приведенных объектов обслуживания (технических единиц);
- задание по росту производительности труда;
- лимит численности работников;
- общую сумму эксплуатационных расходов с выделением фонда оплаты труда.
Остальные показатели плана дистанция определяет самостоятельно по группам технических устройств.
Блок управления дистанцией
Начальник дистанции (ШЧ)
Зам. по управлению персоналом Инструктор по кадрам Бухгалтерская группа Экономист
Блок основного производства Блок обеспечения основного производства
Зам. по СЦБ Диспетчерская группа сменных инженеров (ШЧД) Главный инженер (ШЧГ)
Начальник РТУ СЦБ Дистан-ционное обучение Бригада метрологического обеспечения Бригада метрологического обеспечения Бригада пусконала доеных работ
Начальники линейных производственных участков
Бригады РТУ СЦБ
ШЧУ … … ШЧУ
Бригады по техническому обслуживанию устройств
Рис. 12.1 Организационная структура управления дистанцией сигнализации, централизации, блокировки.
12.2 Планирование объема работы и качественных показателей
Разработка показателей плана начинается с уточнения технической оснащенности дистанции и определения объема работ на планируемый период. При этом учитываются все технические устройства СЦБ, находящиеся в эксплуатации, а также их возможное изменение в планируемом периоде.
Техническое обслуживание и текущий ремонт устройств СЦБ - основной производственный процесс, осуществляемый дистанцией.
При этом основными видами работ по техническому обслуживанию устройств СЦБ являются:
- периодическая проверка взаимозависимостей стрелок и сигналов в соответствии с установленными ПТЭ требованиями;
- осмотр, регулировка, чистка, покраска, проверка исправности действия устройств СЦБ;
- измерение электрических параметров и характеристик элементов устройств СЦБ и приведение их к установленным нормам;
- замена приборов на отремонтированные и проверенные в РТУ;
- восстановление исправного действия устройств СЦБ при их отказах;
- выполнение работ по повышению надежности устройств СЦБ и безопасности движения поездов.
Основными видами работ по текущему ремонту устройств СЦБ являются: разборка, проверка, восстановление или замена износившихся деталей, сборка, измерение параметров и характеристик, регулировка и испытание аппаратуры и оборудования. Работы по ремонту аппаратуры и сменяемого оборудования должны выполняться в РТУ.
Поскольку дистанция осуществляет техническое обслуживание и текущий ремонт весьма разнообразных средств СЦБ, для соизмерения количества и трудоемкости обслуживания этих устройств введена специальная система единиц оценок техники разных систем - система технических единиц. За одну техническую единицу принимается такое количество устройств СЦБ, на техническое обслуживание которых необходимо затратить в месяц 165,5 нормо-ч или труд одного человека.
В расчет величины технических единиц по видам устройств включены затраты труда электромехаников и электромонтеров СЦБ, инженеров по эксплуатации технических средств, приходящиеся на обслуживание соответствующей единицы техники. В расчете учтены также доли затрат труда работников РТУ, аварийно - восстановительной летучки, дистанционной мастерской, участка механизации и автотранспорта, работников по ведению технической документации и паспортизации устройств СЦБ, по надежности и обеспечению бесперебойной работы техники, аппарата управления дистанции.
Величина технических единиц также предусматривает затраты времени на перерывы работ, связанные с пропуском поездов.
Для учета объема работ, выполняемых по обслуживанию автоблокировки на трехпутных и четырехпутных участках, величина технических единиц на измеритель, установленная для двухпутных участков, увеличивается соответственно в 1,3 и 1,5 раза.
При наложении на автоблокировку частотных рельсовых цепей величина технической единицы на измеритель увеличится на 1,15 раза.
Для автоблокировки, дополненной устройствами САУТ и АЛСН, объем работ в технических единицах на измеритель увеличивается в 1,07 раза.
Количество технических единиц при определении объема работы ШЧ рассчитывается ежемесячно на основе « Методики определения работ ШЧ в технических единицах для исчисления производительности труда работников, занятых на перевозках» (Указание МПС РФ от 05.12.2000 г. №М-2896 У).
На вновь вводимые устройства и аппаратуру ШЧ разрабатываются технические единицы по местным нормам времени и утверждаются начальником службы сигнализации, централизации и блокировки.
Расчетом технических единиц не учтены затраты времени работников, занятых на работах по капитальному ремонту устройств СЦБ. В этом случае, для таких работ по каждой дистанции определяются отдельно технические единицы по формуле:
,
где Т - затраты времени в чел-ч за месяц для выполнения работ по капитальному ремонту устройств СЦБ;
- норма рабочих часов в месяц на одного работника.
Таким образом, техническая оснащенность (), выраженная в технических единицах, является количественной характеристикой деятельности дистанции сигнализации, централизации и блокировки.
Качество технического обслуживания устройств, закрепляемых за дистанцией, определяют по показателю, рассчитанному в баллах (Б). Этот показатель учитывает безотказность и время на восстановление техники, обеспечение безопасности движения поездов. Показатель качества является удельной величиной в расчете на каждые 100 технических единиц обслуживаемой техники:
Б =
где - сумма баллов, начисляемых за нарушение работоспособности устройств (табл. 12.2);
- техническая оснащенность дистанции, тех. ед.
Качество технического обслуживания определяется дистанцией ежемесячно по отказам в работе устройств СЦБ, произошедшим по вине работников ШЧ (табл.12.2).
Таблица 12.2
- Москва 2008
- Глава 1. Система планирования и бюджетирования производственной деятельности в структурных подразделениях железнодорожного транспорта
- 1.1 Объект и предмет планирования на предприятиях железнодорожного транспорта
- Железная дорога-филиал оао«ржд»
- Отделения железной дороги
- Глава 2. Планирование труда и заработной платы
- 2.1 Показатели плана
- 2.2 Тарифная система оплаты труда
- Тарифная сетка
- 2.3 Оплата труда руководителей и специалистов
- 2.4 Формы и системы оплаты труда
- 2.6 Выплаты стимулирующего характера
- 2.7 Материальное поощрение
- Глава 3. Группировка расходов железных дорог по основным видам деятельности
- 3.1 Принципы построения Номенклатуры доходов и расходов по видам деятельности оао «ржд»
- Производственные подразделения
- Расходы на материалы
- Расходы на топливо и электроэнергию
- Амортизационные отчисления
- Глава 4. Планирование производственной деятельности отделения дороги
- 4.1 Характеристика, задачи и организационная структура отделения дороги
- Определение планового грузооборота отделения дороги
- Планирование работы вагонов
- Расчет простоя вагонов под грузовой операцией
- Расчет простоя вагона на технических станциях
- 4.5 Планирование эксплуатационных расходов отделения дороги
- 4.6 Экономические взаимоотношения отделения дороги с транспортными и сторонними предприятиями и организациями
- Глава 5. Планирование производственной деятельности станций
- 5.1 Характеристика, задачи и организационная структура управления
- 5.2 Планирование показателей объема и качества работы
- 5.3 Планирование труда и заработной платы
- Производительность труда определяется отношением приведенных вагонов к среднесписочной численности работников станции
- 5.4 Планирование эксплуатационных расходов
- Глава 6. Планирование производственной деятельности локомотивного депо
- 6.1 Характеристика и задачи локомотивного депо
- Техническое обслуживание
- 6.3 Планирование эксплуатационной работы и программы ремонта локомотивов
- 6.4 Планирование программы технического обслуживания и ремонта локомотивов
- 6.5 Планирование качественных показателей
- 6.6 Планирование труда и заработной платы
- 6.7 Расчет численности и фонда оплаты труда локомотивных бригад
- 6.8 Планирование расходов локомотивного депо
- 6.9 Определение себестоимости продукции в локомотивном депо
- Глава 7. Планирование производственной деятельности дирекции по ремонту грузовых вагонов
- Глава 8. Планирование производственной деятельности вагонного эксплуатационного депо
- 8.2 Виды деятельности вагонного эксплуатационного депо
- 8.3 Содержание и порядок составления плана вагонного эксплуатационного депо
- 8.4 Планирование показателей работы вагонного эксплуатационного депо
- 8.5 Планирование качественных показателей работы вагонного эксплуатационного депо
- 8.6 Планирование труда и заработной платы
- 8.7 Планирование расходов вагонного эксплуатационного депо
- Глава 9. Планирование производственной деятельности дирекции по обслуживанию пассажиров в дальнем следовании и дирекции железнодорожных вокзалов
- 9.1 Характеристика и задачи дирекции по обслуживанию пассажиров
- 9.2 Планирование показателей объема работы по эксплуатации и текущему ремонту подвижного состава
- 9.3 Планирование показателей качества
- 9.4 Планирование труда и заработной платы
- 9.6 Характеристика, задачи и организационная структура управления в дирекции железнодорожных вокзалов
- 9.7 Планирование производственной деятельности железнодорожных вокзалов
- Глава 10. Планирование производственной деятельности Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении
- 10.3 Планирование труда и заработной платы
- Потребность локомотивных бригад составит
- 10.4 Планирование эксплуатационных расходов
- 10.5 Определение себестоимости продукции
- Глава 11. Планирование производственной деятельности дистанции пути
- Структура основных фондов дистанции пути
- Структура эксплуатационных расходов
- 11.4 Планирование труда и заработной платы
- Расчетная численность монтеров составит
- 11.4 Планирование эксплуатационных расходов в дистанции пути
- Глава 12. Планирование производственной деятельности дистанции сигнализации, централизации и блокировки
- Классификация и балльная оценка отказов
- 12.3 Планирование труда и заработной платы
- Глава 13. Планирование производственной деятельности региональных центров связи
- Глава 14. Планирование производственной деятельности дистанции электроснабжения
- Нормы оценки состояния контактной сети в баллах
- 14.3 Планирование труда и заработной платы