logo
Первая производственная практика

Индивидуальное задание 1 Организация труда водителей

Эффективность транспортного процесса во многом зависит от органи­зации работы водителя. Без преувеличения можно сказать, что работа всего управленческого персонала автотранспортного предприятия должна быть направлена на создание условий высокопроизводительного и экономичного труда водителя.

Труд водителя протекает в напряженных условиях. На его здоровье неблагоприятно сказываются повышенный уровень шума, загазованность, вибра­ции на рабочем месте, колебания температуры в зимнее время. Водитель выполняет определенные функции по организации перевозок, принимает груз у грузоотправителя, сопровождает его в пути, сдает грузополучателю. На него возлагается ответственность за сохранность груза и транспортного средства. При управлении автомобилем в транспортном потоке от водителя требуется постоянное внимание.

Продолжительность рабочего времени водителей составляет 40 часов в неделю. Длительность ежедневной работы определяется длительностью рабочей недели (6 или 7 дней), правилами внутреннего распорядка и графиками сменности.

Если продолжительность рабочей смены водителя не меняется в тече­ние рабочих дней, то используют поденный учет рабочего времени, то есть отработанное время учитывается по дням работы. Сверхурочные часы учиты­ваются отдельно и не компенсируются недоработкой в другие дни. По условиям производства для водителей не всегда возможен учет отработанного времени по дням, поэтому чаще применяют суммированный учет. При этом необходимо, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала числа рабочих часов при 40-часовой рабочей неделе. При условии соблюдения нормы рабочего времени длительность рабочей смены может устанавливаться до 10 часов, а с разрешения министерства - до 12 часов. Наиболее часто учет­ным периодом является месяц. Сверхурочные при суммированном (месячном) учете допускаются в исключительных случаях и не могут превышать 4 часов за два дня подряд или 120 часов в год. В течение одного дня общая продолжи­тельность работ, включая сверхурочные, не может превышать 12 часов.

Рабочее время водителя разделяется на два периода; время работы в гараже (Подготовительно-заключительное время - 18 мин и время предрейсового медицинского осмотра - 5 мин) и время работы на линии, куда входит время движения, время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки,

время простоев не по вине водителя, время, предусмотренное графиком для кратковременного отдыха, техобслуживания подвижного состава, охраны груза и автомобиля.

Подготовительно-заключительное время предназначено дин выполне­ния следующих операций: получение и сдача путевого листа, заправка автомо­биля, пуск и прогрев двигателя, проверка технического состояния контрольным механиком, постановка автомобиля на отведенное место.

Временем отдыха согласно трудовому законодательству считается время, па которое водители освобождены от выполнения трудовых обязанно­стей и могут использовать по своему усмотрению. Различают следующие виды отдыха:

• перерыв в течение рабочей смены для отдыха и питания продолжительно­стью не более двух часов, предоставляется не позднее, чем через 4 часа после начала смены; при длительности смены более 8 часов предоставля­ются два перерыва не более 2 часов вместе;

• ежедневный (междусменный) отдых, продолжительность которого вместе с перерывом для отдыха и питания не должна быть меньше двойной про­должительности времени работы в предшествующий отдыху день; при уменьшении времени отдыха до 12 часов водителю предоставляются до­полнительные свободные от работы дни в течение учетного периода так, чтобы суммарное рабочее время не превышало нормы, исходя из 40-часовой рабочей недели; на междугородных перевозках ежедневный от­дых водителям предоставляется вне зависимости оттого, где они находят­ся, и на это время водители должны обеспечиваться помещением для нор­мального отдыха и охраной автомобилей, так как водители на это время не обязаны находиться при автомобиле; в исключительных случаях, когда водители сами обеспечивают охрану автомобиля и перевозимого груза, 1/3 времени отдыха считается рабочим временем;

• еженедельный отдых предоставляется не реже одного раза в неделю и их число должно быть не меньше числа полных недель в месяце; продолжительность еженедельного отдыха вместе с перерывом дня отдыха и пита­ния в предшествующий день не должна быть менее 42 часов; в отдельных случаях (при выходе в первую смену после окончания работы во вторую) длительность еженедельного отдыха может составлять около 30 часов с последующим увеличением междусменных дней отдыха в учетном перио­де.

Распространены следующие режимы труда водителей и использования подвижного состава: односменный, полуторасменный двухсменный и трех­сменный. Применяемые режимы работы могут сочетаться с индивидуальной и бригадной формами организации труда водителей.

При односменном режиме работы за одним автомобилем по акту

за­крепляется один водитель, Это в значительной степени предопределяет хоро­шее техническое состояние автомобиля, но в то же время интенсивность ис­пользования автомобиля будет низкой. Большую часть суток автомобиль будет простаивать.

Двухсменный режим работы подвижного состава обеспечивает высо­кую интенсивность работы транспорта при нормальной продолжительности рабочий смены водителя. Техническое обслуживание и текущий ремонт долж­ны проводиться в ночное время, для чего требуется организовать специальную бригаду ремонтников. Возможна замена работающего автомобиля на дневную смену другим автомобилем на время выполнения ремонтно-обслуживающих работ.

Трехсменный режим работы автомобилей относится к наиболее тяже­лым для водителей и подвижного состава. Если на одном автомобиле работают, сменяя друг друга, три водителя, то автомобиль не имеет возможностей для выполнения нормального технического обслуживания и текущего ремонта. Подмена на один из рабочих дней другим автомобилем малорезультативна. Поэтому на практике потребность клиента в трехсменной работе транспорта обеспечивают не только посменной работой тpёx водителей на одном автомо­биле, но и другими приёмами.

После подачи заявления о приеме на работу проводится проверка учетных данных на водителя и по предыдущим местам работы. Фирма особен­но заинтересована в семейных бригадах, где водителями являются муж и жена (до 40% бригад). Водители, подавшие заявление о приеме на работу, представ­ляют свои тягачи для осмотра на терминал и в центральную контору фирмы. Предпочтение отдается транспортным средствам со сроком службы до 5 лет. В случае приема па работу тягачу присваивается номер и он включается в фирменную компьютеризированную систему умета ремонтных работ. Тягачи осматриваются персоналом фирмы ежемесячно. Ремонт производится либо в терминалах фирмы, либо в сторонних организациях.

Начальная подготовка (минимум 3 дня) включает обучение вождению на конкретном подвижном составе и обращению с конкретными грузами, на доставке которых предстоит работать. Водителю выдается подробное пособие, обзор выполняемых операций, рисунки эксплуатируемого подвижного состава и перечень терминалов. Приведен порядок сообщения в диспетчерскую службу о времени ремонта, болезни или выходном дне, времени погрузки или разгруз­ки, порядок приобретения топлива в пути и получения денег на эти цели. Описаны требования фирмы к водителям, меры по безопасности движения, бортовые журналы учета времени работы водителей, копии бланков отчета о предрейсовом и послерейсовых осмотрах подвижного состава. Имеются вре­менные нормы работы водителей. Несколько разделов посвящено перевозкам опасных грузов.