2.1 Показатели плана
В плане по труду отделения дороги и структурных подразделений устанавливают численность работников, производительность труда, среднемесячную заработную плату и фонд оплаты труда. Задание по росту производительности труда, лимит численности работников и фонда заработной платы утверждаются вышестоящей организацией, среднемесячная заработная плата является расчетным показателем. План по труду разрабатывается исходя из объема работы и технической оснащенности, норм затрат труда и штатных нормативов, утвержденных ОАО «РЖД», действующих тарифных ставок, должностных окладов и системы оплаты труда. При этом все расчеты производятся в пределах утвержденного лимита численности рабочих и служащих и фонда заработной платы.
Разработка плана по труду начинается с определения производительности труда и численности работников.
Показателем эффективности труда, как целесообразной деятельности, является производительность труда, которая измеряется количеством продукции, вырабатываемой в единицу времени, или количеством рабочего времени, затрачиваемого на единицу продукции.
Различают три способа измерения производительности труда: натуральный (или условно натуральный), стоимостной и трудовой.
При применении натурального метода производительность труда (т.е. выработка) измеряется в натуральных показателях: тонно-километрах, тоннах, штуках и т.д. Этот метод может применяться при выработке лишь одного вида продукции. При условно-натуральном методе, все виды продукции условно приводятся к одному виду путем применения соответствующих коэффициентов.
В структурных подразделениях железных дорог, где выполняются несколько видов работ, производительность труда измеряется в условно-натуральных показателях. В каждом структурном подразделении трудоемкость одного вида работ принимается за единицу, а по остальным видам работ определяются коэффициенты приведения. Величина коэффициента определяется отношением трудоемкости конкретного вида работ к трудоемкости работы, принятой за единицу. Перемножением объема каждого вида работы на величину соответствующих коэффициентов и их суммированием определяется объем работ в условно-натуральных показателях. В таблице приведены показатели для определения производительности труда структурных подразделений.
Таблица 1
Показатели для определения производительности труда (выработки) работников структурных подразделений
Структурные подразделения | Формула | Пояснения |
Железнодорожная станция: |
|
|
ыполняющая все виды работ |
| - приведенные отправленные вагоны K – контингент работников по эксплуатации |
с преобладанием грузовой работы |
| - погруженные, выгруженные и рассортированные тонны груза (вагоны) |
с преобладанием пассажирской работы |
| - отправленные пассажиры |
Локомотивное депо: |
|
|
с преобладанием поездной работы |
| - тонно-километры брутто |
выполняющие преимущественно ремонт локомотивов |
| - приведенные единицы ремонта |
с преобладанием хозяйственной, передаточной и вывозной работы |
| - локомотиво-километры |
Вагонное депо ремонтные |
| - приведенная по трудоемкости продукция |
Вагонное депо эксплуатационные |
| - количество вагонов, проследовавших ПТО |
Резерв проводников пассажирских вагонов |
| - вагоно-километры на всем пути следования |
Рефрижераторное депо |
| - вагоно-километры рефрижераторных поездов своего формирования на всем пути следования |
Дистанция пути | или | - тонно-километры брутто - приведенная длина пути |
Дистанция электроснабжения | или | - - тонно-километры брутто при электротяге - технические единицы |
Дистанция гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения | ; | - стоимость текущего и капитального ремонта - переработанная вода |
Дистанция сигнализации, централизации и блокировки |
| - технические единицы |
Дирекция по обслуживанию пассажиров в дальнем следовании |
| - пассажирооборот в дальнем следовании |
Дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении |
| - пассажирооборот в пригородном сообщении |
На рост производительности труда существенное влияние оказывает научно-технический прогресс. Определяющим уровень производительности труда фактором является эффективность использования имеющихся технических средств и, прежде всего, подвижного состава.
С улучшением использования подвижного состава снижаются размеры движения в парах поездов на данный объем перевозок и затраты работы подвижного состава: пробежных (локомотиво-километров, вагонно-километров, поездо-км) и временных (локомотиво-часов, вагонно-часов, поездо-часов) измерителей на единицу грузо- и пассажирооборота, что приводит к уменьшению потребности в численности работников и расходов.
К резервам увеличения производительности труда, которые должны учитываться при разработке плана каждого структурного подразделения, относятся рациональное использование рабочего времени, устранение его потерь, внедрение средств механизации и автоматизации инженерных и управленческих работ, а также упрощение структуры управления производством путем укрупнения мелких производственных звеньев.
Численность работников на железнодорожном транспорте определяют в три этапа.
На первом этапе рассчитывают общую численность работников, исходя из планового объема работ и выработки одного работника.
На втором этапе определяют численность работников по видам деятельности, участкам, цехам на основе прогрессивных норм выработки, норм времени и плановой программы работ (услуг).
На третьем этапе рассчитывают профессионально-квалификационный состав работников на основе технологического процесса и единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС) работ и профессий рабочих. На основе ЕТКС производят отнесение каждой работы (операции) к соответствующему тарифному разряду.
В планах структурных подразделений (отделениях дороги и линейных предприятиях) по каждой профессии и должности рассчитывают явочную и списочную численность работников. Явочная численность определяется тремя способами, а списочная – увеличением явочной на число работников, отсутствующих на работе (вследствие нахождения в отпуске, болезни). Дополнительный штат работников для замещения отсутствующих планируется с помощью коэффициента замещения , т.е.
.
Коэффициент замещения работников, находящихся в отпуске, определяют по каждой группе работников:
,
где - продолжительность отпуска;- число рабочих дней в году.
Продолжительность отпуска складывается из основного (ежегодного) отпуска и дополнительного, предоставляемого рабочим и специалистам, занятым на работах с вредными условиями труда, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Продолжительность дополнительного отпуска от 6 до 12 календарных дней. На замещение больных в среднем принимают от 2 до 3 %.
Списочная численность работников предусматривается только для тех профессий и должностей, по которым отсутствующий работник обязательно должен быть заменен другим для поддержания бесперебойного, круглосуточного выполнения работы.
Явочная численность работников определяется в плане одним из трех способов:
- по плановым объемам работы и нормам выработки или плановой трудоемкости и нормам времени;
- по количеству оборудования, технических устройств, обслуживаемых рабочих мест и нормам обслуживания в смену;
- по числу линейных предприятий и штатному расписанию.
Первым способом рассчитывается плановая списочная численность работников локомотивных бригад в грузовом движении, рабочих, занятых на деповском ремонте вагонов, грузчиков и др.:
,
где Р – объем работы (продукции); - производительность труда (норма выработки);- коэффициент замещения.
По плановой трудоемкости определяют численность рабочих, занятых ремонтом локомотивов; вагонов
;
где - годовая программа ремонтов ТР-1,ТР-2,ТР-3 и ТО-3;- норма времени на один ремонт ТР-1,ТР-2,ТР-3 и техническое обслуживание ТО-3 одного локомотива, чел-ч;- годовая норма рабочего времени, ч.
По числу обслуживаемых рабочих мест и нормам обслуживания планируют численность рабочих станций по приему и отправлению поездов, маневровой работе, рабочих по текущему содержанию пути, пунктов технического обслуживания вагонов, электромонтеров дистанций сигнализации централизации автоблокировки и региональных центров и связи, дистанций электроснабжения и др.
При расчете численности работников отдельных профессий необходимо учитывать, что на работах с непрерывным круглосуточным производственным процессом труд организован по сменным графикам, продолжительность которого не должна превышать 12 ч, а общее число рабочих часов в месяц должно соответствовать месячной норме, т.е. 165,5 ч.
Число смен для расчета численности работников, работающих круглосуточно, определяют:
,
где 365*24 – часы работы за год; 12 – число месяцев в году; 165,5 – среднемесячная норма рабочего времени, ч.
При бригадной организации труда численный состав бригады исчисляют аналогично, т.е. по трудоемкости или нормам выработки.
Норма на весь комплекс работ может быть равна сумме технически обоснованных норм или быть меньше ее, поскольку совмещение работ, использование различных форм разделения и кооперации труда, присущих только бригаде, снижают трудовые затраты. Опыт показывает, что рабочее время при бригадной организации труда используется более эффективно (на 15-20 %), чем при индивидуальной организации работ.
В зависимости от группы (класса) структурного подразделения, группы производственного участка и штатного расписания определяется численность руководителей, специалистов, служащих, аппарата управления.
- Москва 2008
- Глава 1. Система планирования и бюджетирования производственной деятельности в структурных подразделениях железнодорожного транспорта
- 1.1 Объект и предмет планирования на предприятиях железнодорожного транспорта
- Железная дорога-филиал оао«ржд»
- Отделения железной дороги
- Глава 2. Планирование труда и заработной платы
- 2.1 Показатели плана
- 2.2 Тарифная система оплаты труда
- Тарифная сетка
- 2.3 Оплата труда руководителей и специалистов
- 2.4 Формы и системы оплаты труда
- 2.6 Выплаты стимулирующего характера
- 2.7 Материальное поощрение
- Глава 3. Группировка расходов железных дорог по основным видам деятельности
- 3.1 Принципы построения Номенклатуры доходов и расходов по видам деятельности оао «ржд»
- Производственные подразделения
- Расходы на материалы
- Расходы на топливо и электроэнергию
- Амортизационные отчисления
- Глава 4. Планирование производственной деятельности отделения дороги
- 4.1 Характеристика, задачи и организационная структура отделения дороги
- Определение планового грузооборота отделения дороги
- Планирование работы вагонов
- Расчет простоя вагонов под грузовой операцией
- Расчет простоя вагона на технических станциях
- 4.5 Планирование эксплуатационных расходов отделения дороги
- 4.6 Экономические взаимоотношения отделения дороги с транспортными и сторонними предприятиями и организациями
- Глава 5. Планирование производственной деятельности станций
- 5.1 Характеристика, задачи и организационная структура управления
- 5.2 Планирование показателей объема и качества работы
- 5.3 Планирование труда и заработной платы
- Производительность труда определяется отношением приведенных вагонов к среднесписочной численности работников станции
- 5.4 Планирование эксплуатационных расходов
- Глава 6. Планирование производственной деятельности локомотивного депо
- 6.1 Характеристика и задачи локомотивного депо
- Техническое обслуживание
- 6.3 Планирование эксплуатационной работы и программы ремонта локомотивов
- 6.4 Планирование программы технического обслуживания и ремонта локомотивов
- 6.5 Планирование качественных показателей
- 6.6 Планирование труда и заработной платы
- 6.7 Расчет численности и фонда оплаты труда локомотивных бригад
- 6.8 Планирование расходов локомотивного депо
- 6.9 Определение себестоимости продукции в локомотивном депо
- Глава 7. Планирование производственной деятельности дирекции по ремонту грузовых вагонов
- Глава 8. Планирование производственной деятельности вагонного эксплуатационного депо
- 8.2 Виды деятельности вагонного эксплуатационного депо
- 8.3 Содержание и порядок составления плана вагонного эксплуатационного депо
- 8.4 Планирование показателей работы вагонного эксплуатационного депо
- 8.5 Планирование качественных показателей работы вагонного эксплуатационного депо
- 8.6 Планирование труда и заработной платы
- 8.7 Планирование расходов вагонного эксплуатационного депо
- Глава 9. Планирование производственной деятельности дирекции по обслуживанию пассажиров в дальнем следовании и дирекции железнодорожных вокзалов
- 9.1 Характеристика и задачи дирекции по обслуживанию пассажиров
- 9.2 Планирование показателей объема работы по эксплуатации и текущему ремонту подвижного состава
- 9.3 Планирование показателей качества
- 9.4 Планирование труда и заработной платы
- 9.6 Характеристика, задачи и организационная структура управления в дирекции железнодорожных вокзалов
- 9.7 Планирование производственной деятельности железнодорожных вокзалов
- Глава 10. Планирование производственной деятельности Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении
- 10.3 Планирование труда и заработной платы
- Потребность локомотивных бригад составит
- 10.4 Планирование эксплуатационных расходов
- 10.5 Определение себестоимости продукции
- Глава 11. Планирование производственной деятельности дистанции пути
- Структура основных фондов дистанции пути
- Структура эксплуатационных расходов
- 11.4 Планирование труда и заработной платы
- Расчетная численность монтеров составит
- 11.4 Планирование эксплуатационных расходов в дистанции пути
- Глава 12. Планирование производственной деятельности дистанции сигнализации, централизации и блокировки
- Классификация и балльная оценка отказов
- 12.3 Планирование труда и заработной платы
- Глава 13. Планирование производственной деятельности региональных центров связи
- Глава 14. Планирование производственной деятельности дистанции электроснабжения
- Нормы оценки состояния контактной сети в баллах
- 14.3 Планирование труда и заработной платы