logo
Титул

Производственные подразделения

Рис. 3.1 Производственная структура отделения доро

Расходами от обычных видов деятельности (ст.1001- ст.0833) являются расходы, связанные с перевозкой грузов и пассажиров, изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

К расходам по обычным видам деятельности в ОАО «РЖД» относятся:

Расходы планируются и учитываются по сети железных дорог, железным дорогам и другим филиалам и структурным подразделениям по статьям Номенклатуры доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД», а внутри статей – по элементам затрат: затраты на оплату труда; материальные затраты, в т.ч. материалы, топливо, электроэнергия, прочие материальные затраты; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты. Группировка по таким элементам осуществляется по каждой статье, как при разработке плана, так и при учете фактических затрат.

В зависимости от отношения к производственному процессу расходы по обычным видам деятельности делятся на производственные расходы, непосредственно вызываемые этим процессом, и общехозяйственные, т.е. расходы по обслуживанию производства и управлению. В свою очередь, расходы непосредственно вызванные процессом производства, подразделяются на специфические (прямые производственные и общепроизводственные). Специфические (прямые производственные) (ст.1001-ст.9999) расходы в классификаторе группируются по видам деятельности, отраслевым хозяйствам, укрупненным видам работ.

Общепроизводственные расходы (ст.0757-0778) включают:

К общехозяйственным расходам относятся расходы по обслуживанию производства и руководству хозяйствам.

Общехозяйственные расходы подразделяются на две группы:

  1. Общехозяйственные расходы без расходов по содержанию аппарата управления (ст.0785-ст.0821);

  2. Расходы по содержанию аппарата управления (ст.0830-ст.0833)

Общехозяйственные расходы без расходов по содержанию аппарата управления включают в себя:

Расходы по содержанию аппарата управления включают в себя затраты по оплате труда работников аппарата управления, командировочные расходы и др.

В состав прочих расходов (ст.0866-0984) включаются:

Учет и планирование расходов в структурных подразделениях компании организовано по статьям Номенклатуры, большая часть которых имеет функциональную основу. Остальные статьи не несут функциональной нагрузки и представляет собой ресурсы (амортизация основных средств, уплата налогов, арендные, лизинговые и прочие платежи).

В отдельную группу статей выделены общепроизводственные и общехозяйственные расходы, которые распределяются между статьями функциями.

Вся совокупность статей-ресурсов и статей-функций специфических (прямых производственных) расходов в Номенклатуре разделена по укрупненным видам работ (УВР), которые представляют собой группы статей, объединенных по функциональному признаку (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Укрупненные виды работ хозяйственного

комплекса ОАО «РЖД»

Код

Наименование

1

Обслуживание клиентов в части перевозок грузов, операции с грузами, подготовка и содержание грузовых вагонов и контейнеров (ст.1001-ст.1095)

2

Содержание и эксплуатация инфраструктуры железнодорожного транспорта (ст.2001-ст.2601)

3

Локомотивная тяга (ст.3101-ст.3605)

4

Обслуживание пассажиров и перевозчиков в части пассажирских перевозок в дальнем следовании, содержание вагонов пассажирского парка в дальнем следовании (ст.4001-ст.4060)

5

Обслуживание пассажиров и перевозчиков в части пассажирских перевозок в пригородном сообщении, содержание вагонов пассажирского парка в пригородном сообщении (ст.5001-ст.5035)

6

Ремонт подвижного состава (ст.6601-ст.6621)

7

Строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта (ст.7000-ст.7040)

8

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (ст.7500-ст.7508)

9

Содержание объектов социальной сферы (ст.8000-ст.8290)

10

Прочие виды работ (ст.9000-ст.9099)

0

Общие для всех укрупненных видов работ (ст.0757-ст.0997)

К укрупненному виду работ «Оказание услуг по грузовым перевозкам» относятся статьи Номенклатуры, связанные с выполнением таких работ, как:

Также к данному укрупненному виду работ относятся статьи амортизации грузовых вагонов и контейнеров.

К укрупненному виду работ «Содержание и эксплуатация инфраструктуры железнодорожного транспорта» относятся статьи, связанные с содержанием, обслуживанием, ремонтом и эксплуатацией объектов, относящихся к инфраструктуре железнодорожного транспорта. Согласно федеральному закону от 10 января 2003 г. №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования – технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование. Также к данному укрупненному виду работ относятся статьи амортизация объектов инфраструктуры.

К укрупненному виду работ «Локомотивная тяга» относятся следующие группы статей расходов:

К укрупненному виду работ «Оказание услуг по пассажирским перевозкам в дальнем следовании» относятся статьи расходов, связанные с обслуживанием пассажиров, содержанием подвижного состава и услугами перевозчика в части пассажирских перевозок в дальнем следовании.

К укрупненному виду работу «Оказание услуг по пассажирским перевозкам в пригородном сообщении» относятся статьи расходов, связанные с обслуживанием пассажиров, содержанием подвижного состава и услугами перевозчиками в части пассажирских перевозок в пригородном сообщении.

К укрупненному виду работ «Ремонт подвижного состава» относятся статьи расходов, связанные с работами по техническому обслуживанию, всем видам текущего и капитального ремонта грузовых и пассажирских вагонов, контейнеров, электровозов, тепловозов, электропоездов, дизельных поездов, автомотрис, выполняемых в депо и на заводах как для ОАО «РЖД», так и на сторону.

К укрупненному виду работ «Строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта» относятся статьи расходов строительно-монтажных подразделений, относящиеся к выполнению строительно-монтажных работ на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта клиентов.

К укрупненному виду работ «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы» относятся статьи расходов по выполнению НИОКР для клиентов.

К укрупненному виду работ «Содержание объектов социальной сферы» относятся статьи расходов по содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства, оздоровительного и социально-культурного назначения.

К укрупненному виду работ «Прочие виды работ» относятся статьи расходов по выполнению работ, не включенных в вышеперечисленные группы.

Для каждого УВР в классификаторе осуществляется подразделение статей по отраслевым хозяйствам. Целью группировки расходов по отраслевым хозяйствам является распределение ответственности за расходы между функциональными департаментами и службами железных дорог.

Ниже приведен перечень отраслевых хозяйств, представленных в Номенклатуре:

  1. Пассажирское хозяйство;

  2. Хозяйство коммерческой работы в сфере грузовых перевозок;

  3. Хозяйство перевозок;

  4. Локомотивное хозяйство;

  5. Вагонное хозяйство;

  6. Хозяйство пути;

  7. Хозяйство гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения;

  8. Хозяйство автоматики и телемеханики;

  9. Хозяйство связи;

  10. Хозяйство корпоративной информатизации;

  11. Электрификации и электроснабжения;

  12. Иностранные железные дороги;

  13. Отделения железных дорог;

  14. Управления железных дорог;

  15. Подразделения материально-технического снабжения;

  16. Подразделения торговли и общественного питания;

  17. Промышленные предприятия;

  18. Научно-исследовательские и проектно-конструкторские подразделения;

  19. Строительно-монтажные подразделения;

  20. Проектно-изыскательные подразделения;

  21. Центральный аппарат ОАО «РЖД»;

  22. Прочие подразделения.

В Номенклатуре предусматривается также группировка специфических (прямых производственных) расходов по видам деятельности.

Вид деятельности – это совокупность однородных услуг или продуктов, представляемых клиентам ОАО «РЖД».

Все виды деятельности ОАО «РЖД» разделяются на следующие две группы:

  1. Осуществление перевозок, предоставление услуг инфраструктуры и локомотивной тяги;

  2. Виды деятельности, не связанные с осуществлением перевозок, предоставлением услуг инфраструктуры и локомотивной тяги.

К первой группе относятся виды деятельности: «Грузовые перевозки», «Предоставление услуг инфраструктуры», «Предоставление услуг локомотивной тяги», «Пассажирские перевозки в дальнем следовании», «Пассажирские перевозки в пригородном сообщении».

Ко второй группе – виды деятельности «Ремонт подвижного состава», «Строительство объектов инфраструктуры», «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы», «Предоставление услуг социальной сферы», «Прочие виды деятельности».

Особенностью видов деятельности первой группы является комплексный (сетевой) характер предоставления услуг. В осуществлении работ, необходимых для обеспечения возможности предоставления данных услуг участвует целый ряд отраслевых хозяйств и структурных подразделений.

Раздельный учет расходов по видам деятельности первой группы включает в себе распределение части расходов на содержание инфраструктуры железнодорожного транспорта, локомотивную тягу, ремонт подвижного состава и т.д., т.е. расходы по видам

деятельности первой группы могут быть разделены только на уровне железной дороги или ОАО «РЖД» в целом.

По видам деятельности второй группы в Номенклатуре обеспечен постатейный раздельный учет специфических (прямых производственных) расходов по видам деятельности в структурных подразделениях.

Каждой статье в Номенклатуре присвоен определенный номер для кодирования первичных документов. Код статьи состоит из четырех символов: первый знак соответствует коду укрупненного вида работ (табл.3.1), следующие три знака соответствуют порядковому номеру статьи для данного укрупненного вида работ.

Классификатор расходов представляет собой таблицу, состоящую из четырех (шести) граф (табл.3.2).

В графе 1 приведен код статьи расходов.

В графе 2 содержится наименование статьи.

В графе 3 отображается наименование соответствующего статье натурального измерителя и его единицы измерения.

Графа 4 представляет собой пояснения к статье расходов.

Для специфических (прямых производственных) расходов введены две дополнительные графы.

В графе 5 приведен буквенный код, определяющий отнесение статьи к ресурсам или функциям. Статьи-ресурсы отмечены кодом «Р», статьи-функции – кодом «Ф».

В графе 6 приведен цифровой код, определяющий первичное отнесение статьи к виду деятельности. Коды видов деятельности представлены в таблице 3.3.

Таблица 3.2

Фрагмент перечня статей классификатора расходов

№ ст.

Наименование статьи

Измеритель

Пояснения к статье

Р/Ф

Вид

деятельности

1

2

3

4

5

6

1003 (1003)

Перегрузка грузов с одной колеи на другую

Объем перегруженного груза с одной колеи на другую (1 тонна)

Затраты на оплату труда работников, связанных с перегрузкой грузов с одной колеи на другую, текущим содержанием, ремонтом машин и механизмов.

Отчисления на социальные нужды. Материальные затраты: материалы для ремонта, технического обслуживания машин и механизмов, упаковки грузов;

топливо;

электроэнергия;

Затраты по оплате счетов.

Прочие затраты:

Затраты по оплате аренды машин и механизмов и др.

Ф

01

1004

(1004)

Подготовка грузов вагонов к перевозкам

Количество подготовленных к перевозкам грузовых вагонов (1вагон)

Затраты на оплату труда работников, занятых подготовкой вагонов для перевозок людей, скоропортящихся грузов, живности и прочих грузов; очисткой грузовых вагонов и контейнеров, подготовкой контейнеров к перевозкам

Ф

01

Таблица 3.3

Виды деятельности ОАО «РЖД»

Код

Наименование

01

Грузовые перевозки

02

Предоставление услуг инфраструктуры

03

Предоставление услуг локомотивной тяги

04

Пассажирские перевозки в дальнем следовании

05

Пассажирские перевозки в пригородном сообщении

06

Ремонт подвижного состава

07

Строительство объектов инфраструктуры

08

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

09

Предоставление услуг социальной сферы

10

Прочие виды деятельности

00

Распределяемые между видами деятельности

3.2 Методы планирования расходов по элементам затрат

В зависимости от экономического содержания расходы, связанные с производством и реализацией, состоят из следующих элементов:

Отнесение расходов по элементам затрат осуществляется с учётом норм Положения ПБУ 10/99 и соответствующих статей главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ. При этом расходы признаются в бухгалтерском учёте независимо от того, как они принимаются для целей расчёта налогооблагаемой базы.

По мере совершения хозяйственных операций в местах возникновения затрат на основании первичных документов осуществляется отражение расходов на определённых статьях Номенклатуры в разрезе элементов затрат. При этом расходы, отнесённые на статьи Номенклатуры, используются в дальнейшем для соответствующих группировок по укрупнённым видам работ, хозяйствам, видам деятельности, что исключает возможность повторного отражения таких расходов и не требует исключения внутрихозяйственных оборотов при осуществлении группировок.

По элементу «Затраты на оплату труда» учитываются все виды оплаты труда основного производственного персонала предприятий железных дорог, а также работников, не состоящих в штате предприятий, но занятых эксплуатационной деятельностью. В фонд оплаты труда включается оплата труда за непроработанное время производственного персонала, к которой относится оплата очередных (ежегодных) и дополнительных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск, времени выполнения государственных обязанностей и др.

По элементу «Отчисления на социальные нужды» отражаются расходы по начислению единого социального налога в соответствии с главой 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса Российской Федерации, в т.ч. отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 167–ФЗ, и страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установленных Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. № 125–ФЗ.

По элементу «Материалы» отражается стоимость покупных материалов, используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), на содержание, ремонт и эксплуатацию подвижного состава, постоянных устройств, оборудования, зданий, сооружений и других основных фондов, а также запасных частей для ремонта подвижного состава и других машин и оборудования, элементов верхнего строения пути, износа инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования и других средств труда, не относящихся к основным фондам, износа спецодежды и малоценных предметов и др.

В составе затрат на «Топливо» отражается стоимость приобретаемого со стороны топлива всех видов, расходуемого на тягу поездов, отопление зданий и помещений, выработки всех видов энергии и для других технологических целей.

В составе затрат на «Электроэнергию» отражается стоимость покупной электроэнергии, расходуемой на передвижение поездов с электрической тягой и электросекций, на технологические, энергетические, осветительные и другие производственные и хозяйственные нужды предприятия.

По элементу «Прочие материальные затраты» отражается стоимость работ и услуг производительного характера, выполняемых сторонними предприятиями или производствами, в том числе:

По элементу «Амортизация основных фондов» отражается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных средств, исчисленная исходя из их балансовой стоимости и утверждённых в установленном порядке норм.

К элементу «Прочие затраты» относятся: налоги, сборы, платежи (включая по обязательным видам страхования), отчисления в страховые фонды (резервы) и другие обязательные отчисления; платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ; затраты по возмещению вреда, причинённого работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей; вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения; затраты на уплату процентов по полученным кредитам; затраты на командировки, подъемные; отчисления в резерв на выплату вознаграждения по итогам работы за год; плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану; за подготовку и переподготовку кадров; оплата услуг связи, ВЦ и банков; отчисления в резерв на капитальный ремонт хозяйства пути и другие.

Приведённые в таблице 3.4 данные свидетельствуют о том, что наибольший удельный вес в общей сумме эксплуатационных расходов железных дорог занимают затраты на оплату труда и амортизацию основных средств.

Неодинакова структура эксплуатационных расходов по элементам затрат по отдельным железным дорогам. Это объясняется разным уровнем технической вооружённости железных дорог, производительности труда, цен на материальные ресурсы и т.д.

Структура эксплуатационных расходов по элементам затрат во многом определяется и характером производственного процесса. Так, на промышленных предприятиях, изготавливающих готовую (вещественную) продукцию, самый высокий удельный вес имеют расходы на сырьё и материалы (41,1%). На транспорте, ввиду отсутствия вещественной продукции, наиболее высока доля расходов на оплату труда и

Таблица 3.4

Структура эксплуатационных расходов и расходов промышленности по элементам затрат

Элементы затрат

Доля в общей сумме расходов, %

железные дороги

промышленность

Затраты на оплату труда

28,9

12,5

Отчисления на социальные нужды

8,34

3,7

Материалы и сырье

16,01

41,1

Топливо

5,50

6,2

Электроэнергия

6,66

6,6

Прочие материальные затраты

9,17

-

Амортизационные отчисления

19,59

4,2

Прочие расходы

5,83

16,8

социальные нужды – 37,2%, и незначительна (в указанными выше промышленными предприятиями) на материалы – 16,1%.

На железных дорогах доля амортизационных отчислений более чем в 4 раза выше, чем на промышленных предприятиях, что свидетельствует о значительно большей капиталоёмкости транспортного производственного процесса.

Рассмотрим порядок планирования расходов по элементам затрат.

Затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды

Фонд оплаты труда рассчитывается на основе потребного для предприятия контингента работников и среднемесячной заработной платы одного работника.

Вначале численность работников по отдельным профессиям, группам и должностям определяется в отраслевых структурных подразделениях в явочном и списочном составах. Списочная численность больше явочной на число работников, находящихся в отпуске исполняющих государственные обязанности, отсутствующих по болезни и ряду других причин. Контингент отсутствующих рассчитывается через явочный контингент и коэффициент замещения. Вместе с тем, дополнительный контингент для замены отсутствующих предусматривается только по рабочим профессиям и не рассчитывается для служащих, специалистов, административно – управленческого персонала, т.е. работников, численность которых жёстко определена штатным расписанием предприятия.

Численность явочного контингента работников определяется тремя способами:

  1. по запланированному объёму работы и нормам выработки или трудоёмкости и нормам рабочего времени за планируемый период;

  2. по количеству обслуживаемых объектов или устройств и нормам обслуживания;

  3. по числу предприятий и штатным расписаниям на каждое из них.

Численность списочная для рабочих всех профессий рассчитывается как:

,

где – коэффициент замещения работников, отсутствующих по причине отпуска, болезни, исполнения государственных обязанностей и т.д., равный для рабочих локомотивных бригад – 1,17, а для всех остальных рабочих – 1,13.

Первый способ расчёта применяется для определения численности локомотивных бригад в грузовом и пассажирском движении, рабочих по текущему ремонту локомотивов, деповскому ремонту вагонов, проводников пассажирских вагонов и ряда других профессий. При этом объём работы и нормы затрат труда для работников разных производственных групп и профессий выражаются в различных единицах измерения.

Так, численность рабочих локомотивных бригад определяется из выражения

,

где – годовой объём работы в грузовом движении, выраженный в локомотиво-километрах линейного пробега в пределах участков обслуживания локомотивными бригадами;– норма выработки локомотивной бригады за месяц в локомотиво-километрах линейного пробега.

Контингент рабочих на текущем ремонте локомотивов рассчитывается по формуле:

,

где Ni – программа i–го вида текущего ремонта по сериям локомотивов, ед.; Hi – норма затрат труда (трудоёмкость) на единицу –го вида ремонта по сериям локомотивов, чел–ч; Tпл – норма рабочего времени (фонд) 1 человека за планируемый период (месяц, квартал, год), ч.

Первым способом планируется около 20% эксплуатационного контингента.

Вторым способом определяется основная часть эксплуатационного контингента железных дорог (60%). Этим методом рассчитывается численность работников станций, занятых приёмом и отправлением поездов, маневровой работой, текущим содержанием пути, экипировкой и техническим обслуживанием локомотивов и др.

Нормы затрат рабочей силы (нормы обслуживания) учитывают техническую оснащённость объекта.

Материальные затраты включают в себя расходы на материалы, топливо, электроэнергию и прочие материальные затраты.