2.3. Техническая характеристика транспортного средства.
Технической характеристикойназывается величина, количественно характеризующая выполнение ТС своего функционального назначения. Техническая характеристика ТС (ТС) измеряется произведениемрейсовой скорости движенияна полезную массу перевозимого груза или пассажиров.
(1)
Обычно скорость перемещения объекта, в данном случае скорость транспортированияТС, обозначается буквойVс соответствующим индексом и имеет размерность: м/с, км/ч, узел.
Принято различать:
техническую скорость VT, под которой понимается путь, проходимый ТС относительно транспортного пространства в единицу времени;
путевую скоростьVП, представляющую собой векторную сумму технической скорости искорости перемещения W среды, в которой двигается ТС (скорость ветра, скорость течения воды).
(2)
Если расстояние, проходимое ТС, равно L, а время его движения – путевое времяtП, то средняя путевая скорость равна:
VП=L/ tП; (3)
рейсовую скорость, под которой принимается отношение расстояния между пунктом отправления и пунктом прибытия (расстояние транспортирования) ко времени доставки груза или пассажиров, обозначают черезVР, она равна:
; (4)
где: L– расстояние транспортирования;
tП– путевое время;
а– число технологических операций в перевозочном процессе (оформление проездных документов клиентом; погрузо-разгрузочные и перевозочные работы; остановки транспортного средства);
ti– продолжительностьi– ой технологической операции перевозочного процесса.
Учитывая равенство (3), уравнение (4) будет иметь вид:
. (5)
где: kП - коэффициент эффективного использования времени перевозочного процесса.
Производительность транспортного процессаПТ определяется, используя полученные соотношения, как:
ПТ = kП mТ VТ, (6)
Производительность транспортного процесса определяет объем перевозок поj– ой транспортной магистрали:
, (7)
где: N– число транспортных средств, двигающихся поj– ой магистрали за период времениtП.
Наряду с технической характеристикой важным параметром ТС является его экономичность, что количественно характеризуется параметром экономичности транспортного средстваgi, величина которого равна отношению расхода горючего, затрачиваемого на перевозку одной тонны полезного груза:
gi = Gi/m¸ (8)
где: Gi - часовой расход горючего,
m– масса перевозимого груза.
На рис. 6. приведена зависимость производительности и экономичности различных ТС. Как видно, наибольшую производительность имеет воздушный транспорт, однако это обеспечивается за счет большого расхода горючего. Наименьшую производительность имеет автомобильный транспорт, но при значительно лучшей экономичности.
gi, кг/ тч
Рисунок 6. – Производительность и экономичность транспортных средств
- Общий курс транспорта
- 240100 «Организация перевозок и управление на транспорте» и
- Содержание
- 1. Понятие о транспорте
- 1.1. Транспорт и его составляющие
- 1.2. Единая транспортная система
- 1.3. Транспортный рынок
- 1.4. Структурно – функциональная характеристика транспорта
- 1.5. Факторы использования различных видов транспорта
- 1.6. Отличительные особенности транспорта как отрасли
- 1.7. Технико-экономические особенности транспорта
- 1.8. Сферы использования различных видов транспорта
- 2. Транспортная техника
- 2.1. Классификация транспортных средств
- 2.2. Состав транспортного средства
- 2.3. Техническая характеристика транспортного средства.
- 2.4. Транспортно-технологические комплексы
- 3. Транспортные потоки и перевозки
- 3.1. Транспортное пространство
- 3.2. Планирование транспортных потоков и перевозок
- 3.3. Управление движением транспортных потоков
- 3.4. Перевозочный процесс
- 4. Показатели работы транспорта
- 4.1. Группы показателей работы транспорта
- 4.2. Основные показатели работы транспорта
- 4.3. Показатели транспортной обеспеченности и доступности
- 4.4. Показатели качества пассажирских перевозок
- 4.5. Показатели качества грузовых перевозок
- 4.6. Показатели экономической безопасности функционирования транспорта
- 5. Принципы управления транспортом в современных условиях
- 5.1. Задачи управления транспортом
- 5.2. Организация управления транспортной системой
- 5.3. Взаимодействие и конкуренция видов транспорта
- 6. Современное состояние и перспективы развития
- 6.1. Место транспорта России в мировой транспортной системе
- 6.2. Перспективы развития транспорта России
- 6.3. Транспортный комплекс Калининградской области