logo
Lab_rab_po_TO

4. 6. Лабораторная работа № 17 контроль углов установки передних колес легковых автомобилей на стенде

Цель и содержание работы. Контроль и поддержание оптимальных углов установки передних управляемых колес легковых автомобилей обеспечивают его надежную устойчивость и управляемость, уменьшение износа шин и деталей передней подвески, безопасность эксплуатации и снижение расхода топлива. Диагностирование углов установки заключается в измерениях величины схождения и развала колес, углов поперечного и продольного наклонов шкворня. На легковых автомобилях эти параметры подвергаются возможности восстановления до номинальных значений (см. табл. 4. 1) путем выполнения регулировочных операций высокого качества. Диагностированию углов установки управляемых колес легковых автомобилей должны предшествовать проверка радиального и осевого зазоров в шкворневых соединениях, люфта подшипников ступиц колес, давления воздуха в шинах и балансировка колес, проверка технического состояния амортизаторов и всех шарнирных соединений передней подвески. После устранения выявленных неисправностей производятся контроль и регулировка углов установки передних колес.

Основная цель лабораторной работы — научить учащихся практическим навыкам в диагностировании и регулировке углов установки передних колес легковых автомобилей на современных электрооптических стендах с высокой точностью измерения выходных параметров и в строгой технологической последовательности операций.

Оборудование рабочего места. Специальная осмотровая канава тупикового типа с межколейным и боковым проходами (рис. 60), подъемное и поворотное устройства, электрооптический стенд модели К111 с экранами, комплект инструмента автомеханика, приспособления, инструмент, набор регулировочных прокладок.

Стенд для проверки установки колес модели К111 (рис. 60 и 61)—стационарный, электрооптический, предназначен для проверки и регулировки углов установки передних колес легковых автомобилей. Стенд монтируется на специальной канаве с поворотными кругами 8 для установки передних колес автомобиля. Расстояние между кругами регулируется по его колее. Вдоль стенок канавы прокладываются балки 7 для перекатывания тележки б с домкратом 3 и кареткой 5, служащими для вывешивания колес отдельных осей и корректировки положения авто­мобиля по отношению к продольной оси стенда. На передней стенке канавы монтируются два экрана (см. рис. 60), зеркало для ориентирования водителя при установке автомобиля на стенд и панель прибора.

Экраны установлены на специальной раме, позволяющей передвигать их в стороны в зависимости от колеи колес проверяемого автомобиля. Каждый экран имеет шкалы развала, поворота колес на 20°, продольного и поперечного наклонов шкворня. В средней части, где написано «Сход», расположено зеркало, закрепленное на оси и используемое при проверке схождения колес. Для проверки положения оси автомобиля имеются два штатива со шкалами, закрепленными на задних колесах. На передние колеса автомобиля крепятся штативами 1 два проектора 9. Проектор состоит из корпуса со шкалой схождения, лампы, линзы, конденсатора, сетки, объектива и соединен со штативом 1, В комплект оснастки входят фиксатор тормозной педали автомобиля, подставки под задние колеса, распорная штанга 2 для выборки люфтов в соединениях переднего моста и юстировочная штанга. Точность измерения по электрооптической системе стенда ± 15', расстояние от центра поворотных кругов до экрана 1700 мм, а диапазон расстояний между их центрами 1130—1500 мм; электропитание стенда от сети напряжением 220/12 В.

Состав и порядок выполнения работы. 1. Измерение углов установки передних колес производится с помощью стенда по положению острия затемненного сектора (светового пятна), проектируемого на ту или иную шкалу экрана проекторами.

Для проверки развала колес необходимо закрепить проекторы на колесах автомобиля с помощью штативов и вывесить подъемником переднюю ось, направить луч одного проектора на шкалу развала, поворачивая рукой колесо. С помощью трех регулировочных винтов со звездочками устанавливают проектор в плоскость вращения колеса, добиваясь минимального перемещения светового пятна по шкале. Те же операции производят со вторым проектором, затем опускают колеса на поворотные круги.

Для измерения угла развала устанавливают колеса для прямолинейного движения, направляя луч одного проектора на верхнюю шкалу и перемещая экран, подводят ее нулевое деление к острию затемненного сектора светового пятна. Затем поворачивают проектор вниз, направляя световое пятно на нижнюю шкалу развала, и по ее делению определяют развал одного колеса. Аналогичным способом определяют развал второго колеса. Полученные данные сверяют с нормативными (см. табл. 4. 1) и производят регулировочные работы. Для проверки схождения колес одно из них ставят так, чтобы острие конца светового пятна от проектора, отразившись от зеркал экрана, расположилось против нулевого деления шкалы того же проектора. Направляя луч второго проектора на зеркало второго экрана, измеряют по положению острия затемненного конуса на шкале этого проектора схождение колес. Полученные данные сверяют с нормативными и производят регули­ровочные работы.

Соотношение поворота колес определяют при повороте одно­го из них, например правого вправо на 20°. Затемненный конус – пятна проектора этого колеса должен расположиться на вертикальной линии (отметка 20°) верхней правой шкалы. По положению пятна второго проектора на левой верхней шкале второго (левого) экрана определяют поворот левого колеса и соотношение поворота обоих колес. Так же определяют соотношение поворота колес при повороте левого колеса на 20°.

Для проверки поперечного и продольного углов наклона шкворня правого колеса устанавливают последнее в прямое положение (схождение равно нулю). Затем поворачивают это колесо влево на 20°, т. е. до совмещения светового пятна с верхней левой отметкой 20° на экране. Поворачивая проектор на оси и перемещая правый экран, подводят пятно на верхний крест экрана. Затем поворотом проектора опускают пятно вниз на нижнюю шкалу и считывают значение угла γ. Перемещая экран и поворачивая проектор, направляют луч на крест отметки 20°. Закрепляют проектор в этом положении на его оси винтом.

Поворачивают правое колесо на 40° вправо до совпадения светового пятна с вертикальной правой отметкой 20° и по угловой вертикальной шкале считывают значение поперечного наклона шкворня правого колеса. Устанавливают пятно на верхнюю шкалу на значение угла,

равного углу γ, перемещением экрана и поворотом проектора Опустив пятно на угловую шкалу, считывают значение продольного наклона шкворня правого колеса. Выполняя аналогичные операции по левому колесу, определяют поперечный и продольный углы наклона левого шкворня.

Чтобы определить правильность взаимного положения осей автомобиля, устанавливают передние колеса в прямое положение; на задних колесах закрепляют штативы с линейками. Поворачивают проекторы, закрепленные на передних колесах, на 180° и направляют световые пятна на линейки, считывают с них получаемые значения. По разности этих значений на левом и правом задних колесах оценивают взаимное положение осей автомобиля.

Полученные данные сверяют с нормативными (см. табл. 4. 1) и определяют техническое состояние углов поворота и наклона шкворней и непараллельность осей.

2. Регулировочные операции. Схождение передних колес легкового автомобиля ГАЗ-3102 и ГАЗ-24 «Волга» регулируется изменением длины любой из боковых тяг (рис. 62). Для этого необходимо отпустить два болта 1 стяжных хомутов регулировочной трубки 2, вставить в отверстие бородок и поворачивать ее до получения необходимого схождения. Затянуть стяжные болты моментом 15 — 18 Н*м.

Развал колес и угол наклона шкворня (поочередно для правого и левого колес) регулируются при помощи регулировочных прокладок 2. Для этого необходимо ослабить гайки 1 и болты 5 крепления оси верхних рычагов передней подвески, затем путем подбора необходимого количества регулировочных прокладок 2 получить необходимый развал и угол наклона шкворня. Затянуть болты 5, а затем болты 1 моментом 50-60 Н*м (см. рис 57).

Примечание. При регулировке развала колес и углов наклона шкворня нарушается схождение колес, поэтому их надо восстанавливать после каждой регулировки этих величин.

По окончании работы учащиеся оформляют отчет по содержанию работы, заполняют накопительную карту измерений, выполняют карту двухтрех эскизов и производят техническое заключение.