logo
Титул

Амортизационные отчисления

В процессе работы основные средства претерпевают физический и моральный износ.

Физический износ происходит в результате участия основных средств (фондов) в производственном процессе и определяется с одной стороны, временем работы, с другой – целым рядом факторов, главными из которых являются интенсивность и характер работы, конструктивные особенности, качество материалов, окружающая среда, качество текущего содержания и ремонта.

Моральный износ – это конструктивное и экономическое старение устройств и оборудования в результате появления новых, более совершенных и экономически эффективных технических средств.

Железнодорожный транспорт является одной из самых фондоёмких отраслей народного хозяйства, составляя в стоимости основных фондов России свыше 10%.

Основные фонды железных дорог включают: производственные и служебные здания, земляное полотно, верхнее строение пути, мосты, тоннели, контактную сеть, устройства сигнализации и связи (пассивные фонды), а также локомотивы, вагоны, машины, оборудование (активные фонды).

В настоящее время износ основных производственных фондов железных дорог превышает 50% их первоначальной стоимости в действующих ценах, в соответствии с действующими положениями подлежат замене около половины тепловозов, более трети электровозов, свыше 40 тысяч вагонов.

Для восстановления износа и возобновления полностью износившихся основных средств за время срока их службы должны быть накоплены необходимые денежные средства. Источником образования таких средств являются амортизационные отчисления, включаемые в себестоимость перевозок и накапливающиеся в течение срока службы основных фондов.

Замена (полное восстановление, реновация) основных фондов возмещает износ, образовавшийся не за один год, а за весь срок службы. Поэтому амортизационные отчисления включаются в состав эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок не в размере фактических затрат того года, когда произошла замена, а расчётным путём, в соответствии со среднегодовым износом за весь срок службы.

Таким образом, отчисления на возобновление (реновацию) отражают постепенный перенос на продукцию (перевозки) затрат труда, овеществлённых в основных средствах.

При расчёте амортизационных отчислений принимается, что износ всех элементов основных средств зависит непосредственно только от времени и равномерен во времени, т.е. на каждый год срока службы устанавливаются одинаковые отчисления на возобновление.

Если обозначить первоначальную стоимость единицаы основных средств через Ц, а срок службы её – через tсл лет, то ежегодные отчисления на реновацию составят

, руб. в год

В результате ежегодных реновационных отчислений к концу срока службы определённого вида основных средств стоимость его полностью переносится на произведённую продукцию. Вместе с тем, основные средства даже в совершенно изношенном состоянии (с точки зрения непосредственного производственного назначения) сохраняют определённую стоимость, так называемую остаточную, или ликвидационную (например, металлолом). Следовательно, на продукцию должна быть перенесена только разница между первоначальной Ц и ликвидационной Цл стоимостями с учётом дополнительных затрат по реализации остаточной стоимости (Ереал). Поэтому амортизационные отчисления правильнее определять из выражения

, руб. в год

В практических расчётах пользуются обычно не сроками службы, а нормами отчислений на восстановление, представляющими собой доли ежегодных отчислений в процентах от первоначальной стоимости (или от стоимости основных средств за вычетом ликвидной) определённых видов основных средств.

Нормы (квоты) годовых отчислений для каждого вида основных средств определяются на основе сроков службы, установленных с учётом не только физического, но и морального износа, причём эта работа совпадает по времени с инвентаризацией основных фондов.

Так как к концу срока службы вся стоимость объекта (100%) должна быть перенесена на продукцию, то норма ежегодных отчислений на реновацию qао может быть определена по формуле (без учёта остаточной стоимости)

, %

Для элементов основных средств, имеющих остаточную стоимость, эта зависимость следующая:

, %

Выразив срок службы через норму отчислений, и подставив полученное значение в формулу годичных отчислений на восстановление, получим

, руб. в год.

Амортизационные отчисления на железнодорожном транспорте рассчитываются в целом по сети, дорогам, отделениям дорог и структурным подразделениям.

К прочим затратам относятся денежные суммы, выплачиваемые в погашение налогов, на оплату процентов банков, за подготовку и переподготовку кадров и др.

Прочие расходы планируются как правило по уровню затрат предпланового периода с корректировкой на изменение условий работы в планируемом периоде.