logo
Lab_rab_po_TO

3.4 Лаборатрная работа №11 диагностирование источников тока и системы зажигания

Цель и содержание работы. Техническое состояние аккумуляторных батарей, генераторной установки и приборов системы за­жигания существенно влияет на работоспособность и пусковые качества двигателя. Надежность в работе источников тока и приборов зажигания зависит не только от их конструкции, но и от своевременного диагностирования с минимальной трудоемкостью работ, что требует применения современного технологического оборудования и технических знаний. Основная цель лабораторной работы — научить учащихся практическим навыкам в определении технического состояния источников тока и приборов зажигания непосредственно на автомобиле при помощи переносных приборов путем сравнивания измеренных величин с нормативными значениями.

В содержание работы должны входить следующие основные операции:

определение степени разряженности аккумуляторной батареи;

проверка напряжения и силы тока, вырабатываемых генератором;

определение общего технического состояния прерывателя путем измерения угла замкнутого состояния контактов и угла опережения зажигания на разных частотах вращения коленчатого вала двигателя;

измерение мощности электрической искры и напряжения во вторичной цепи (определить при этом работоспособность катушки и свечей зажигания).

Контрольно-диагностическое оборудование. Рабочее место должно иметь технологическое оборудование (см. табл. 3.2) и отдельную от поста № 2 площадь.

Комплект приспособлений для аккумуляторных батарей мо­дели Э412 состоит из бачка для электролита, пробника напряжения модели Э107 (рис. 41, а). Он предназначен для определения степени разряженности свинцовых аккумуляторных батарей со скрытыми межэлементными соединениями, а также для проверки напряжения, вырабатываемого генератором непосредственно на автомобиле. Пробник состоит из вольтметра, контактной ножки и щупа, двух нагрузочных резисторов и контактной гайки.

Пробник модели Э108 (рис. 41, б) позволяет проверять напряжение лишь в отдельных банках аккумуляторов, не соблюдая полярности, так как вольтметр имеет двустороннюю шкалу, а три нагрузочных резистора на 0,0126; 0,0078; 0,0052 Ом и две контактные гайки дают комбинации включения сопротивлений на проверку аккумуляторных батарей соответствующей емкости 45-100- 100-145 и 145—190 А-ч.

Автотестер К484 (рис. 42) предназначен для проверки электро-оборудования и оценки работы цилиндров карбюраторных двигателей. Тип прибора — электронный, переносной, объединяет в себе измерители: силы и напряжения постоянного тока, вторичного напряжения системы зажигания л пробивного напряжения на каждой свече; сопротивления постоянному току и емкость-конденсатора; частоты вращения коленчатого вала двигателя и ее уменьшение при отключении цилиндров; угла опережения и угли замкнутого состояния контактов прерывателя. Контроль за величиной тока и напряжением производится бесконтактным способе с помощью датчиков, устанавливаемых поверх изоляции проводов Принцип действия измерителя угла опережения зажигания основан на стробоскопическом эффекте, а измерителя угла замкнутого состояния контактов прерывателя — на том, что средний электроток, проходящий через автотестер, пропорционален значению величин угла при замкнутых контактах. Работа тахометр связанная с работой измерителя эффективности работы цилиндров, основана на том, что средний электроток, проходящий через автотестер, пропорционален частоте вращения коленчатого вала двигателя. Вольтметр, омметр, измеритель емкости, киловольтметр входят в состав прибора для его универсальности. На передней панели автотестера расположено семь органов управления:

кнопочный переключатель левый верхний на восемь переклю­чений, включающий указатели: вольтметр «В» с пределами изме­рения 2; 20 и 40 В; киловольтметр «КВ» с пределами измерения 20 и 40 кВ; угол замкнутого состояния контактов прерывателя «а» с пределами измерения 45; 60 и 90°; угол опережения зажигания «Ф» с пределами измерений 0—60°; оценка работы цилиндров дви­гателя «ОЦ» с пределами измерений 0—300 мин"1;

кнопочный переключатель правый верхний на восемь перек­лючений, включающий указатели: амперметр «А» с пределами из­мерения 50 и 500 А; частота вращения коленчатого вала двигателя «п» с пределами измерения 1500 и 6000 мин"1; емкость конден­сатора «С» до 0,5 мкФ; омметр; «Ом» с пределами измерения 100; 10000 и 100000 Ом;

кнопочный переключатель выбора цилиндров левый — нижний на восемь переключений «1—8»;

кнопочный переключатель числа цилиндров на три переключения «4», «6» и «8»;

ручка «ОА» установки нуля амерметра;

ручка «ООм» установки нуля омметра;

микротумблер «Сеть» для включения и выключения автотестера. Светодиод для сигнализации включения сети.

На задней панели расположены:

микротумблер для подключения к двигателю, у которого имеют­ся высоковольтные провода с распределительным сопротивлением «Р» или с медной жилой «п»;

блочные разъемы для подключения осветителя, жгута, дат­чика тока и провода омметра. Жгут состоит из датчика импуль­сов, датчика напряжения и трех проводов с зажимами. На пра­вой боковой стенке автотестера расположен резистор «ОИ» для периодической установки нуля измерителя. Автотестер подключа­ется в сеть переменного тока к шасси с заземляющим контактом.

На задней панели расположены:

микротумблер для подключения к двигателю, у которого имеются высоковольтные провода с распределительным сопротивлением «Р» или с медной жилой «n»;

блочные разъемы для подключения осветителя, жгута, датчика тока и провода омметра. Жгут состоит из датчиков импульсов, датчика напряжения и трех проводов с зажимами. На правой боковой стенке автотестера расположен резистор «ОИ» для периодической установки нуля измерителя. Автотестер подключается в сеть переменного тока к шасси с заземляющим контактом.

Прибором модели Э214 (рис. 43) предназначен для проверки электрооборудования автомобиля напряжением 12 и 24 В по параметрам и в пределах измерений:

Сила тока, А

10—0—40 и 200—0—800

Напряжение, В

0—20; 0—40 и 0—0,5

Частота вращения коленчатого вала, мин-1

0—5000

Угол замкнутого состояния контактов прерывателя, град

46—50; 38—43; 28—32 и 52—58

Сопротивление, МОм

0 — 50

Емкость, МмФ

0 — 0,5

Питание прибора — от аккумуляторной батареи автомобиля.

Прибор модели Э213 (рис. 44) предназначен для проверки и регулировки прерывателей-распределителей непосредственно на автомобиле. Измерительным прибором является микроамперметр с комбинированной шкалой. С помощью прибора можно измерять падение напряжения на контактах прерывателя, угол замкнутого состояния контактов, емкость конденсатора, частоту вращения коленчатого вала двигателя. Питание прибора — от аккумуляторной батареи.

На задней панели расположены:

микротумблер для подключения к двигателю, у которого имеют­ся высоковольтные провода с распределительным сопротивлением «Р» или с медной жилой «п»;

блочные разъемы для подключения осветителя, жгута, дат­чика тока и провода омметра. Жгут состоит из датчика импуль­сов, датчика напряжения и трех проводов с зажимами. На пра­вой боковой стенке автотестера расположен резистор «ОИ» для периодической установки нуля измерителя. Автотестер подключа­ется в сеть переменного тока к шасси с заземляющим контактом.

Состав и порядок выполнения работы. Проверка технического состояния аккумуляторной батареи. Внешним осмотром проверить аккумуляторную батарею, на чистоту поверхности выводных клемм, целостность корпуса и крышек, прочность соединений и чистоту вентиляционных отверстий.

Вывернуть пробки заливочных отверстий и мерной трубкой проверить уровень электролита. Он должен быть на 10—15 мм выше верхних кромок сепараторов. Затем проверить плотность электролита денсиметром путем забора его части резиновой грушей до всплытия ареометра 3 (рис. 45). В зависимости от климатической зоны, в которой работают аккумуляторные батареи, плотность электролита должна соответствовать значениям, указанным в табл. 3.3. Плотность электролита в проверяемых аккумуляторах, не должна отличаться более чем на 0,01 г/см3. По плотности электролита определяется степень разряженности аккумуляторов, учитывая, что снижение плотности на 0,01 г/см3 соответствует разряду примерно на 6%.

Не допускаются к эксплуатации аккумуляторные батареи с разрядом по плотности электролита более чем на 25% зимой и 50% летом.

Таблица 3.3. Плотность электролита, приведенная к 25 °С, г/см3

Среднемесячная температура воздуха в январе, °С, ГОСТ 16350—80

Время года

Батарея заряжена полностью

Батарея разряжена

на 25 %

на 50 %

Холодная:

очень холодная (от — 50 до —30)

Зима

1,30

1,26

1,22

холодная (от — 30 до -15)

Лето

Круглы год

1,26

1,28

1,22

1,24

1,18

1,20

умеренная (от — 15 до -8)

То же

1,26

1,22

1,18

Жаркая (от — 15 до +4)

+ 4)

1,24

1,20

1,16

Теплая влажная (от 0 до+4)

1,22

1,18

1,14

Пробником Э107 проверяют аккумуляторные батареи со скрытыми межэлементными соединениями, номинальным напряжением 12 В и емкостью 55—190 А-ч. Для проверки необходимо завернуть контактную гайку пробника до упора. Затем острие контактной ножки плотно прижать к « + », а штырь щупа к «—» выводов батареи и держать не более 5 с. При сопротивлении нагрузки 0,1 Ом, эквивалентной стартерной, исправная аккумуляторная батарея должна отдать напряжение на вольтметр пробника не менее 8,9 В.

Пробником Э108 проверяют отдельные банки аккумуляторной батареи с номинальным напряжением 2 В. Для проверки включается сопротивление нагрузочного резистора, которое соответствует емкости батареи, затем контактные ножки прижимаются к выводам проверяемого аккумулятора не более 5 с. Заряженный аккумулятор должен отдать на вольтметр пробника напряжение под нагрузкой не менее 1,8—1,7 В. Падение напряжения на 0,1 В соответствует 25% разряда. Не допускаются к эксплуатации аккумуляторные батареи с разрядом по напряжению более чем на 25% зимой и на 50% летом. Во время проверки напряжения пробки всех аккумуляторов батареи должны быть закрыты.

Проверка технического состояния приборов электрооборудования автотестером К 484. Подключение его к двигателю производится в следующем порядке:

зажим «М» к корпусу двигателя;

зажим «Пр» к клемме прерывателя;

зажим «Б» к клемме « + » аккумуляторной батареи;

датчик напряжения на высоковольтный провод катушки зажигания;

датчик импульсов на провод свечи зажигания первого цилиндра;

кнопку переключателя числа цилиндров «4», «6» и «8» нажать в зависимости от их числа на проверяемом двигателе.

При измерении постоянного напряжения от аккумуляторной батареи необходимо нажать кнопку требуемого предела измерений и произвести отсчет показаний по шкале 0—20 В. На пределе 40 В показание необходимо умножить на 2, а на пределе 2 В разделить на 10.

При измерении напряжения в режиме пуска надо: закоротить на корпус двигателя центральный провод высокого напряжения для предотвращения запуска двигателя и одновременно измерить ток, потребляемый стартером, для чего датчик напряжения закрепляется на стартерном проводе; нажать кнопку необходимого предела измерений тока и включить замок зажигания.

После запуска и прогрева двигателя необходимо при заданной частоте вращения ротора и токе нагрузки генератора 8—15 А, создаваемом включением потребителей или дополнительного сопротивления, проверить напряжение и величину тока генераторной установки.

Измерение вторичного напряжения системы зажигания производится при нажатии кнопки предела измерений и номера цилиндра. Отсчет показаний производится по шкале 0—20 кВ, а на пределе 40 кВ показание умножается на 2. Номера кнопок переключателя выбора цилиндров порядковые, начиная с первого цилиндра. Если нажата кнопка «3» и порядок работы цилиндров 1—3— 4—2, то измеряется напряжение на свече четвертого цилиндра.

Для измерения напряжения, развиваемого катушкой зажигания, включить предел 40 кВ и отключить провод контролируемой свечи от распределителя.

Измерение угла замкнутого состояния контактов прерывателя производится при 1500—2000 мин-1 и нажатии кнопки «а»; а отсчет по шкалам: 0—90° для 4- и 8-цилиндровых двигателей, 0—60° для 6-цилиндровых двигателей. Для 8-цилиндровых двигателей показания разделить на 2 (шкала 0—45°). Измерение угла опережения зажигания производится нажатием кнопки «ф» и, подсвечивая осветителем контрольные метки на двигателе, наблюдать угловое смещение одной метки относительно второй стробоскопическим эффектом. Отсчет показаний производится по шкале О—60° на малых частотах вращения коленчатого вала.

Измерение уменьшения частоты вращения коленчатого вала производится при поочередном отключении цилиндров и нажатии кнопки «ОЦ» в течение 10 с для каждого цилиндра при 1000 мин-1 коленчатого вала. Отсчет показаний производится по шкале 50—0—250 мин-1 после стабилизации положения стрелки.

Работа цилиндра признается неудовлетворительной, если показание, полученное при его отключении, составляет менее 75% от наибольшего, полученного в конце поочередного отключения всех цилиндров.

Примечания.

Периодически необходимо производить установку нуля измерителя.

В целях экономии ресурса импульсной лампы не следует оставлять ее включенной.

Измерение величины напряжения и силы тока генераторной установки необходимо производить после проверки состояния и натяжения ремня привода генератора.

Проверка угла замкнутого состояния контактов прерывателя и угла опережения зажигания производится на исправных и прогретых до рабочей температуры двигателях. Допустимое падение напряжения на контактах прерывателя 0,1—0,2 В.

Для визуального наблюдения электрических процессов в системе зажигания на задней панели автотестера имеются гнезда для подключения осциллографа.

По окончании лабораторной работы учащиеся должны занести в карту измерений полученные величины, сопоставить их с нормативными (табл. 3.1), сделать техническое заключение по каждому проверенному прибору электрооборудования и оформить отчет.