logo
учебное пособие Гевло

Организация труда ремонтных рабочих

Труд-это целесообразная деятельность человека. Критерии оценки труда давно определены. Главным из них является производительность, которая измеряется количеством продукции (услуг), произведённой в единицу времени.

Если производительность труда растёт на данном предприятии постоянно и достигается это за счёт совершенствования труда, внедрения современного высокопроизводительного оборудования, новый технологии и техники, то деятельность данного предприятия является эффективной.

В целом организация труда зависит от типа предприятия, наличия оборудования и содержания труда.

В АТП, в основном, применяют две формы организации труда:

-индивидуальную;

-коллективную.

Индивидуальная форма организации труда чаще всего применяется в АТП для выполнения таких ремонтных работ, как:

-газоэлектросварочные;

-шиномонтажные;

-вулканизационные;

-медницкие;

-жестяницкие;

Коллективная форма организации труда применяется в АТП для выполнения таких видов технического воздействия, как:

ТО-1, ТО-2 и ТР автомобилей.

Индивидуальная форма организации труда устанавливается в тех случаях, когда отсутствует жёсткая взаимосвязь между рабочими в процессе труда, работа посильна для одного человека, требует высокого индивидуального мастерства, точности, индивидуальной ответственности, в содержании труда преобладают творческие элементы.

Коллективную форму организации труда устанавливают тогда, когда производственное задание не может быть расчленено между отдельными рабочими, отсутствует строгое закрепление рабочих мест и нельзя установить точное задание каждому рабочему, работа не может быть выполнена силами одного человека.

Коллективную форму организации труда называют, как правило, бригадной, при которой стимулирование труда должно быть по конечным результатам. В качестве конечных результатов работы в производстве АТП принимается снижение затрат и простоев автомобилей в ТО и ремонте.

Практика работы АТП убедительно показывает исключительную роль рабочего в производстве ТО и ремонта автомобилей. От умения и личной инициативы рабочего, от его квалификации и отношения к своим обязанностям в решающей мере зависят качество и продолжительность выполнения работы, а следовательно, затраты и простой автомобилей на ТО и ТР.

В настоящее время основные виды производственных бригад в АТП, это:

-бригады специализированные;

-бригады комплексные.

Специализированные бригады формируются из рабочих одной специальности или профессии. Уровень квалификации рабочих в таких бригадах может быть одинаковым или различным. Создание специализированных бригад эффективно в тех случаях, когда на участке преобладают ручные или ручные с частичной механизацией однородные работы, достаточные по своему объёму для полной загрузки оборудования и рабочего времени каждого члена бригады.

Во многих АТП на участках или зонах ТО создаются специализированные бригады ТО-1 и ТО-2. Количество рабочих в каждой из них зависит от размера АТП и режима работы автомобилей.

Эти бригады вместе с исполнителями работ ЕО и диагностирования автомобилей объединяются в единый комплекс или участок и тогда в таких АТП организация производства ТО и ремонта автомобилей формируется по методу технологических комплексов с централизацией управления производством из единого центра (в последнее время таким единым центром является начальник смены, а ранее был - диспетчер производства).

Для производства ТР автомобилей в АТП обычно организуются комплексные бригады. Комплексные бригады создаются для выполнения технологических разнородных работ и имеют три разновидности:

-бригады с полным разделением труда;

-бригады с неполным разделением труда;

-бригады без разделения труда.

Бригады без разделения труда объединяют рабочих широкого профиля и требуют обеспечения полной их взаимозаменяемости.

Комплексные бригады были использованы для организации производства ТО и ремонта автомобилей методом комплексных бригад, когда за такими бригадами ремонтных рабочих закрепляют группу (автоколонну, автоотряд) однотипных автомобилей АТП, по которым бригада выполняет ТО-1, ТО-2 и ТР. Таких бригад создаётся по числу автоколонн или автоотрядов в АТП.

При методе технологических комплексов комплексные бригады объединяются в один комплекс. Таких комплексов организуется несколько, в основном, по однородным видам технических воздействий на автомобиль, например: ТОД (техническое обслуживание и диагностика), ТР автомобилей, РУ (ремонтный участок) по ремонту снятых с автомобилей неисправных агрегатов, узлов, механизмов; ПП (подготовки производства).

При агрегатно-участковой системе ТО и ремонта автомобилей тоже формируются бригады ремонтных рабочих, их называют специализированными, и они выполняют ТО и ТР определённых групп агрегатов, механизмов и систем автомобилей с учётом однородности последних по конструктивным признакам и технологии обслуживания и ремонта. Как видно из вышеизложенного, организация труда ремонтных рабочих тесно увязана с организацией производства ТО и ремонта автомобилей.