4. 4. Лабораторная работа № 15 диагностирование шкворневых соединений и подшипников ступиц колес
Цель и содержание работы. Внешние временные факторы эксплуатации автомобиля значительно влияют на надежность работы узлов передних управляемых колес, которые должны обеспечивать безопасность движения и экономичность в расходе топлива. Резкое увеличение дорожных нагрузок вызывает повышенный износ подшипников ступиц колес и других сопряженных деталей в соединениях передней подвески автомобиля, что приводит к нарушению установки и управляемости передних колес, повышенному износу шин, перерасходу топлива и снижению устойчивости автомобиля.
Основная цель лабораторной работы — научить учащихся практическим навыкам в диагностировании технического состояния подшипников ступиц колес и шкворневых соединений как наиболее важных узлов, обеспечивающих безопасность движения.
Оборудование рабочего места. Типовая осмотровая канава с ходовым автомобилем и подъемным устройством, прибор для проверки переднего моста модели Т-1, приспособление (рис. 53), набор инструмента автомеханика.
Состав и порядок выполнения работы.
1. Радиальный зазор Л и осевой зазор Б в шкворневом соединении (рис. 56) определяют по перемещению поворотной цапфы относительно шкворня при подъеме и опускании передней оси с помощью прибора Т-1, который состоит из штатива и индикатора часового типа. Штатив прибора необходимо закрепить на балке передней оси грузового автомобиля вблизи предварительно вывешенного колеса, а мерный штифт индикатора соприкасают с нижней частью опорного диска тормоза. Стрелку индикатора устанавливают на ноль шкалы. При опускании колесо отклонится наружу, и в результате в шкворневом соединении может быть обнаружен радиальный зазор А, а осевой зазор Б замеряют плоским щупом. Значения величины зазоров в шкворневых соединениях приведены в табл. 4.1.
В целях повышения точности измерений рекомендуется предварительно определить люфт в подшипниках ступиц передних колес, для чего надо подвести штифт индикатора к тормозному барабану и выбрать специальным клином люфт в шкворневых соединениях, а затем, покачивая вывешенное колесо в вертикальной плоскости, определить люфт в подшипниках. Полученное значение величины надо вычесть из суммарного люфта в шкворневых соединениях.
Люфт в подшипниках всех колес легковых автомобилей не допускается, а на передних колесах грузовых автомобилей до 0,15 мм.
2. При регулировке подшипников ступиц передних колес автомобиля ГАЗ-3102 (рис. 57) надо:
снять колпак колеса, отвернуть гайку 14 ступицы и вывесить колесо; расшплинтовать и отпустить на 1/4 оборота регулировочную гайку 15, проверить свободное вращение колеса; при необходимости устранить причину его притормаживания;
плавно затянуть регулировочную гайку моментом 60—90 Н*м; одновременно надо проворачивать колесо, чтобы ролики подшипника 16 заняли правильное положение;
отпустить гайку на 1/8—3/8 оборота таким образом, чтобы отверстие в цапфе под шплинт совпало с прорезью гайки;
проверить легкость вращения колеса (6—8 оборотов) и отсутствие люфта в подшипниках.
3. Для регулировки подшипников ступиц колес грузовых автомобилей ЗИЛ, МАЗ, и КамАЗ:
поднять передний мост или колесо подъемником, снять крышку ступицы и отвернуть контргайку;
поворачивая колесо в обоих направлениях, затянуть регулировочную гайку моментом 60—80 Н*м, затем отвернуть ее на 1/4—1/3 оборота (90—120°) до совпадения штифта гайки с ближайшим отверстием в замочном кольце, установить замочную шайбу, затянуть контргайку моментом 250—300 Н*м и отогнуть замочную шайбу;
проверить свободное вращение колеса в обоих направлениях (4-6 оборотов) и наличие зазора в подшипниках.
Регулировка подшипников ступиц задних колес производится при снятых полуосях и вывешенных колесах с помощью регулировочной гайки. Момент затяжки гайки 60—80 Н*м при одновременном вращении колеса в обоих направлениях, а затем надо отвернуть гайку на 1/3 оборота (120°), установить замочную шайбу и затянуть контргайку моментом 250—300 Н*м. При этом колесо должно свободно вращаться, а подшипники не иметь заметного зазора.
По окончании работы учащиеся должны составить отчет, заполнить накопительную карту измерений, оформить карту эскизов и сделать техническое заключение.
- 1.5. Лабораторная работа № 1 контрольный осмотр карбюраторного двигателя
- 1.6. Лабораторая работа № 2 контрольный осмотр дизельного двигателя
- Технические данные сида-107 «атлас»
- 1.7. Лабораторная работа № 3 диагностирование систем охлаждения и смазки двигателя
- 1.8. Лабораторная работа № 4
- 1.9. Лабораторная работа № 5 диагностирование цилиндропоршневой группы двигателя
- 2.4. Лабораторная работа № 6 диагностирование карбюратора
- 2.5. Лабораторная работа № 7 диагностирование топливных насосов карбюраторных двигателей
- 2.6. Лабораторная работа № 8 диагностирование форсунок
- 2.7. Лабораторная работа № 9 диагностирование топливного насоса высокого давления
- 2.8. Лабораторная работа № 10 диагностирование топливной аппаратуры газобаллонных автомобилей
- Контрольные вопросы
- 3.4 Лаборатрная работа №11 диагностирование источников тока и системы зажигания
- 3.5. Лабораторная работа № 12 установка момента зажигания на двигателе
- 3.6. Лабораторная работа № 13 поиск и устранение неисправностей в электрооборудовании автомобиля
- 4.3. Лабораторная работа № 14 диагностирование агрегатов трансмиссии
- 4. 4. Лабораторная работа № 15 диагностирование шкворневых соединений и подшипников ступиц колес
- 4. 5. Лабораторная работа № 16 контроль углов установки передних колес переносными приборами
- 4. 6. Лабораторная работа № 17 контроль углов установки передних колес легковых автомобилей на стенде
- 4. 7. Лабораторная работа № 18 балансировка колес. Демонтаж и монтаж шин
- Состав и порядок выполнения работы.
- 8. Контрольные вопросы
- 5. 5. Лабораторная работа № 19 диагностирование внешних световых приборов
- 5. 6. Лабораторная работа № 20 диагностирование рулевого управления
- 5. 7. Лабораторная работа № 21 диагностирование тормозной системы
- 5. 8. Лабораторная работа № 22 общее диагностирование автомобиля по определению тягово-экономических показателей
- Контрольные вопросы