logo
Общ курс транспорта / Литература / Учебное пособие Мейлер

2.4. Транспортно-технологические комплексы

Транспортно-технологические комплексы (ТТК) – это совокупность машин, механизмов, устройств, зданий и сооружений, предназначенных для комплексной механизации погрузо–разгрузочных работ и транспортно-складских работ – переработки продовольственного сырья на полуфабрикаты для цехов питания на транспорте и других технологических операций в инфраструктуре транспорта. Погрузо- разгрузочные и транспортно-складские работы выполняются с помощью технических средств, общая характеристика которых приведена в таблице 1.

Таблица 1. – Характеристика ТТК

Класс машин

Основные типы машин

Техническая характеристика машин

Погрузо-разгрузочные

Инерционно-разгрузочные машины

Ковшовые загрузчики

Гидронасосы

Пневмозахватывающие устройства

Погрузчики

Производительность

Грузоподъемные

Автопогрузчики

Электропогрузчики

Домкраты

Подъемные краны

Тали

Грузоподъемность

Транспортирующие

Автокары

Гидротранспорт

Конвейеры

Рольганги

Производительность

Транспортно-складские

Стеллажные штабелеры

Автоматизированные складские комплексы

Темп складирования

Комплексной характеристикой эффективности погрузочно – загрузочных и транспортно – складских работ является уровень механизации и автоматизации, под которой понимается отношение трудоемкости работ, выполняемых с помощью машин и автоматически, к общей трудоемкости процесса:

(9)

где: Zm– число работников, выполняющих работу с использованием машин, чел.,tm– машинное время процесса, ч.;Za – число операторов автоматических систем, чел.; ta– время автоматических операций, ч.;Zp – общее число работников, чел.;tp – фонд рабочего времени, ч.

Недостаточное внимание к техническому оснащению инфраструктуры транспорта привело к значительному отставанию в уровне механизации погрузо-разгрузочных и транспортно-складских работ, которая составляет не более 35 – 40%. Железнодорожные вагоны только на 36% времени общего перевозочного процесса находятся в движении. Подвижной состав водного и автомобильного транспорта около 40% времени простаивает на грузовых и экспедиционных операциях.

Поэтому, особое значение имеет создание в портах и привокзальных зонах транспортно – технологических терминалов, обеспечивающих высокомеханизированное проведение погрузо-разгрузочных и транспортно - складских работ по приему, накоплению, временному хранению грузов (пассажиров), их перемещению с одного вида транспорта на другой и т.д. Для механизации работ в терминалах важное значение имеет контейнеризация перевозки грузов, под которой понимается применение транспортной тары, обеспечивающей групповое размещение штучных (единичных) грузов. При этом важно, чтобы контейнер имел габаритные однотипные размеры и обеспечивал состыковку, как с вилочными захватами, так и с подвесными устройствами грузоподъемных машин. В составе транспортных терминалов важное значение принадлежит экспедиционно-складским системам, под которыми понимаются специальные здания и технические средства, обеспечивающие прием, программное заполнение, хранение и выдачу грузов клиентам транспортных средств.