2.8. Лабораторная работа № 10 диагностирование топливной аппаратуры газобаллонных автомобилей
Цель и содержание работы. Широкое применение в народном хозяйстве автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ) или сжатом природном газе (СПГ), показало, что они по своим технико-экономическим показателям превосходят базовые бензиновые модели. По данным НАМИ, следует, что перевод двигателя ЗИЛ-130 с бензина на газ снижает износ гильз цилиндра на 14%, поршней на 17%, поршневых колец на 63%. В целом моторесурс двигателя повышается на 30—40%, расход масла сни-жается до 40%, а выброс вредных веществ (СО) с отработавшими газа'ми до 90%. Затраты на топливо уменьшаются в 3—4 раза. Однако установленная на этих автомобилях газобаллонная аппаратура требует дополнительных квалифицированных работ по диагностике, обслуживанию и ремонту при соблюдении особых мероприятий по технике безопасности.
Основная цель работы — научить учащихся практическому выполнению работ по диагностике и регулировке приборов питания газобаллонной аппаратуры.
В содержание работы должны входить основные операции по диагностированию и регулировке газовых редукторов, электромагнитных клапанов, дозирующее - экономайзерного устройства, карбюратора-смесителя, а также регулировке холостого хода при работе двигателя на газе.
Оборудование рабочего места. Рабочий двигатель автомобиля ЗИЛ-138А или ГАЗ-53-27, оборудованный полным комплектом газобаллонной аппаратуры; установка для проверки топливной аппаратуры модели К263 или К264; набор редукторов, карбюраторов-смесителей, вентилей, электромагнитных клапанов; комплект инструмента газобаллонщика.
Запрещается производить работы на учебных автомобилях, кроме регулировки холостого хода; испытывать аппаратуру без предварительной ее продувки и очистки; содержать баллоны высокого давления на открытых площадках без ограждений; вскрывать приборы или соединения, находящиеся под давлением; использовать в лаборатории природный газ; производить разборку аппаратуры при наличии в ней газа. Допустимая концентрация СПГ не должна превышать. 300 мг/м3. Она определяется газоанализаторами ШИ-10 или УГ-2. Установка модели К263 (рис. 39) передвижная, на ее каркасе 18 смонтирован щит 5 с контрольно-измерительными приборами среди которых эталонный манометр 7 автомобиля ЗИЛ, 9 автомобиля ГАЗ; рабочий манометр 10 магистрали стенда; эталонный манометр 11 вакуумметр 12 — мановакуумметр 14. На стенде установлены 2 газовых баллона 20 емкостью 10 л каждый, которые заполняются воздухом до давления 20 МПа. Ориентировочный расход воздуха на испытание одного комплекта газовой аппаратуры 1 л. В средней части каркаса расположены два крана управления пневмосистемой стенда: 6—для подачи воздуха в магистраль газобаллонной систе-мы; 8— для сброса воздуха в атмосферу в каркасе находится также диафрагменная камера с рукояткой привода 15 для создания разрежения. Кран 16 служит для переключения диафрагменной камеру к вакуумметру 12 или мановакуумметру 14. Баллоны соединены с магистралью стенда параллельно. Они снабжены редуктором, понижающим давление с 20 до 1,6 МПа.
Состав и порядок выполнения работы. Шланг высокого давления (см. рис. 39) соединен с магистральным трубопроводом 31 (рис. 40) газового баллона автомобиля. Затем открывается вентиль 6, и воздух подается в магистраль. Показания манометров 10 и 11 стенда должны быть (1,6±0,1) МПа. Герметичность магистрали и клапанов редуктора проверяется в течение 3 мин. Если нет утечки, показания манометров 10 и 11 должны быть одинаковые. Допускается понижение давления до 0,01 МПа за 3 мин. Показания манометров, расположенных на щитке приборов автомобиля (двигателя), проверяются сравнением с показаниями манометров, установленных на стенде. При проверке редуктора высокого давления VIII давление в рабочей камере на входе должно составлять 20—1,2 МПа, а на выходе 1,2 МПа. Оно регулируется винтом 26. Предохранительный клапан 24 должен срабатывать при давлении (1,7±0,5) МПа. В редукторе низкого давления III в I ступени — рабочее давление при входе должно быть (1,2 ±0,1) МПа, а в камере (0,25 ± ±0,03) МПа. Регулируется ниппелем 16. Во II ступени рабочее давление (разрежение) на холостом ходу должно быть не выше (15±5) мм вод. ст., а при номинальной мощности —25 мм вод. ст. и регулируется ниппелем 21. Ход клапана 9 II ступени определяется по ходу стержня 22, который должен быть 54-7 мм. Для проверки разгрузочного и экономайзерного устройства резиновый шланг соединяют с входной трубкой 11 и, вращая рукоятку диафрагменной камеры, создают разрежение. Герметичность разгрузочного и экономайзерного устройства должна обеспечиваться при разрежении 73,3 + 0,7 мПа (550 + 5 мм рт. ст.). Допускается падение не более 1,3 кПа (10 мм рт. ст.). в минуту. Ход штока экономайзера 2,0 + 0,5 мм, а открытие его клапана при 7,0+1,0 мПа (50 + 8 мм рт. ст.).
Регулировка холостого хода на газе производится на учеб-ном газобаллонном автомобиле в следующем порядке:
при неработающем двигателе завернуть винты 1, 2 (рис. 40) и винт упора дроссельной заслонки до упора, а затем винт 2 и винт дросселя отвернуть на полоборота, а винт 1 на один оборот;
запустить и прогреть двигатель, установить минимально устойчивые обороты винтом дросселя;
с помощью винта 1 обеднить смесь, завертывая его на каждые 1/4 оборота, пока двигатель не начнет работать с перебоями, а затем обогатить смесь, вывернув винт 1 на !/2 оборота. Правильно отрегулированный двигатель при работе на газе должен обеспечивать устойчивую его работу на минимальной частоте вращения коленчатого вала при 500—600 мин-1 и разгон без «провалов» и «хлопков».
По окончании работы учащиеся составляют отчет, где должны быть отражены технические условия на испытания аппаратуры и полученные результаты, а также техническое заключение об исправности приборов.
- 1.5. Лабораторная работа № 1 контрольный осмотр карбюраторного двигателя
- 1.6. Лабораторая работа № 2 контрольный осмотр дизельного двигателя
- Технические данные сида-107 «атлас»
- 1.7. Лабораторная работа № 3 диагностирование систем охлаждения и смазки двигателя
- 1.8. Лабораторная работа № 4
- 1.9. Лабораторная работа № 5 диагностирование цилиндропоршневой группы двигателя
- 2.4. Лабораторная работа № 6 диагностирование карбюратора
- 2.5. Лабораторная работа № 7 диагностирование топливных насосов карбюраторных двигателей
- 2.6. Лабораторная работа № 8 диагностирование форсунок
- 2.7. Лабораторная работа № 9 диагностирование топливного насоса высокого давления
- 2.8. Лабораторная работа № 10 диагностирование топливной аппаратуры газобаллонных автомобилей
- Контрольные вопросы
- 3.4 Лаборатрная работа №11 диагностирование источников тока и системы зажигания
- 3.5. Лабораторная работа № 12 установка момента зажигания на двигателе
- 3.6. Лабораторная работа № 13 поиск и устранение неисправностей в электрооборудовании автомобиля
- 4.3. Лабораторная работа № 14 диагностирование агрегатов трансмиссии
- 4. 4. Лабораторная работа № 15 диагностирование шкворневых соединений и подшипников ступиц колес
- 4. 5. Лабораторная работа № 16 контроль углов установки передних колес переносными приборами
- 4. 6. Лабораторная работа № 17 контроль углов установки передних колес легковых автомобилей на стенде
- 4. 7. Лабораторная работа № 18 балансировка колес. Демонтаж и монтаж шин
- Состав и порядок выполнения работы.
- 8. Контрольные вопросы
- 5. 5. Лабораторная работа № 19 диагностирование внешних световых приборов
- 5. 6. Лабораторная работа № 20 диагностирование рулевого управления
- 5. 7. Лабораторная работа № 21 диагностирование тормозной системы
- 5. 8. Лабораторная работа № 22 общее диагностирование автомобиля по определению тягово-экономических показателей
- Контрольные вопросы