logo
Консп ММод тр техн

5.3. Перевозки при разной ширине колеи железных дорог

Вопрос возможности бесперегрузочной перевозки грузов и пассажиров по железным дорогам с разной шириной колеи стоял достаточно остро до последнего времени. История развития железнодорожного транспорта такова, что на сегодня ширина колеи в разных странах весьма разнообразна: в европейских странах – 1435 мм (стандартная или стефенсоновская колея), в России 1520 мм (русская колея), в отдельных штатах Южной Америки, Ирландии, Индии и странах Африки 1067, 1600 (ирландская колея) и 1676 (индийская колея), в Испании 1670 мм (иберийская колея).

Эту проблему решают следующим образом: на станциях железной дороги отводят специальные участки с колеями разной ширины, которые расположены одна внутри другой. Вагоны прибывшего поезда по колее данного габарита с помощью подъемных механизмов приподнимают, снимают их с колесных тележек, подкатывают под вагон колесные тележки для колеи нужного габарита и опускают вагон на них. Для ускорения процесса поезд разделяют на несколько частей и маневровыми тягачами развозят по участкам, по окончании смены колесных пар снова собирают поезд. Это же время используется для пограничного и таможенного контроля.

Современная система предусматривает автоматическое изменение ширины колесных пар на скорости до 60 км/ч. На участке перехода на другую колею устанавливают «бугорок», при наезде на который каждая ось поднимается («вывешивается»), а колеса, находящиеся на ней, автоматически раздвигаются (либо сдвигаются) по ширине следующей колеи.

Такая технология позволяет производить при необходимости на начально-конечных пунктах маршрута все паспортные и таможенные процедуры, ликвидируя потери времени на них при пересечении границ.