Определение фактических навигационных элементов на контрольном этапе
3. Определение угла сноса с использованием АРК
Автоматический радиокомпас (АРК.) -- бортовое приемное устройство направленного действия, позволяющее определять направление на передающую радиостанцию. АРК совместно с наземными приводными и радиовещательными станциями образует угломерную систему самолетовождения.
При использовании радиокомпаса для самолетовождения экипажу необходимо знать следующие данные о приводных и радиовещательных станциях; место расположения (координаты); частоту работы и позывные; вид передачи; время работы и мощность.
Полёт от радиостанции в заданном направлении может быть выполнен в том случае, если она расположена на ЛЗП или её продолжении.
Контроль пути в полёте выполняют сравнением МПС с ЗМПУ.
В результате определяют боковое уклонение ВС от ЛЗП. Если МПС = ЗМПУ или отличается не более чем на 2°, то ВС находится на ЛЗП, если МПС больше ЗМПУ, то ВС находится правее ЛЗП, а если меньше -- левее. Боковое уклонение и фактический угол сноса определяют по формулам:
БУ = МПС-ЗМПУ;
УСф = МПС-МК,
УСф = КУР -180°.
Магнитный пеленг
ВС МПС = МК+КУР±180°.
В практике МПС определяют по упрощенной формуле
МПС = МК±б,
где б = КУР-- 180°. Знак «плюс» берется, если КУР>180°, знак «минус», если КУР<180°. При КУР=180° МПС = МК.
Пример. ЗМПУ=124°; МКР=135°; КУР=175°. Найти МПС, БУ и УСф. Решение. I. МПС = МК±б = 135°-5° = 130°.
2. БУ = МПС - ЗМПУ = 130° - 124° = + 6°.
3. УСф = КУР-180° = 175°- 180°= -5° или УСФ = МПС-МКР= 130°-135° = -5°.
Выполняя контроль пути по направлению с помощью АРК, следует учитывать, что радиопеленги определяют с погрешностями. Поэтому при равенстве МПС = ЗМПУ нельзя с полной уверенностью утверждать, что ВС находится на ЛЗП. В этом случае данное равенство всего лишь означает, что такое положение ВС наиболее вероятно, хотя в действительности оно может оказаться в стороне от ЛЗП.
При значительном уклонении ВС от ЛЗП, а также в случаях, когда необходимо строго следовать по ЛЗП, применяется полёт от радиостанции с выходом на ЛЗП.
Порядок выполнения полёта следующий:
точно проходят радиостанцию с МКр; через 5--15 мин полета отсчитывают КУР и рассчитывают
МПС = МК+КУР± 180°
или МПС = МК±б;
определяют сторону и значение бокового уклонения
БУ = МПС --ЗМПУ;
УСФ = КУР -- 180°;
задаются углом выхода (20--90°), рассчитывают МКвых и выводят ВС на ЛЗП; МКи= ЗМПУ±УВЫХ (« + » при левом уклонении, «--» при правом уклонении) ; определяют момент выхода ВС на ЛЗП по КУРвых= 180°±Увых (« -- » при правом уклонении, « -- » при левом уклонении); после выхода на ЛЗП устанавливают ВС на МК™ = МКР -- ( ±БУ) или МКс-л = ЗМПУ -- ( ±УСф); при полете по ЛЗП ведут контроль пути по направлению по КУРсп или МПСС.П: КУРст = 180° + (=ь УСФ); МПСС1 = = ЗМПУ.
ЗМПУ
МПС
Пример. ЗМПУ = 90°; МКр = 88°; КУР=188°; Увых = 30?. Определить данные для выхода и полета по ЛЗП.
Решение I. Находим МПС = МК±б = 88° + 8° =96°; БУ=МПС-ЗМПУ 96°-90°= +6°; УСф = КУР-180?=188?-180? = +8°.
2. Рассчитываем МКвых = ЗМПУ±Увых = 90?-30? = 60°; КУРвых = 180°±Увых= 180+ 30° = 210°
3 Находим МКсл = МКр-(±БУ)=88°-( + 6°) = 82°. КУРСЛ= 180° + (±УСф) 180° + ( + 8°)=188°.