Определение основных технико–эксплуатационных показателей по маршрутам перевозки, выбор подвижного состава, и средств погрузки, разгрузки
1.6 Основные виды планирования, применяемые при данном виде перевозочного процесса
Планирование перевозок грузов - одна из важнейших функций в системе распределения продукции. В общем виде планирование - это процесс принятия решений, который предшествует будущему действию.
Стратегическое планирование перевозок грузов в системе распределения - учитывает взаимоотношения не только внутри предприятия, но и с ее внешними деловыми партнерами и всем окружением, с которым оно непосредственно взаимодействует. При стратегическом планировании перевозок в системе распределения необходимо учитывать следующие факторы:
какой автотранспорт будет использоваться при доставке продукции потребителям: свой или наемный?
при положительном решении об использовании своего автотранспорта - определение характера управления собственным автопарком;
при положительном решении об использовании наемного автотранспорта - оценка конкурентной ситуации транспортного процесса на рынке транспортных услуг;
планирование затрат на доставку грузов и своевременность (при необходимости скорость) транспортировки;
качество доставки грузов в системе распределения;
возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов;
способности сотрудников отделов распределения и доставки, руководства предприятия;
учет принятой в компании стратегии распределении (например, снижение затрат в сети распределения, повышение уровня обслуживания клиентов, сокращение полного цикла заказа, переход на аутсортинг и т.д.);
принятая в компании система экономических показателей работы транспорта.
Стратегическое планирование перевозок грузов в системе распределения осуществляется в рамках общей стратегии распределения компании, которая является составной частью общей стратегии предприятия на рынке и осуществляется в формах:
сценария (разработка сценария будущего периода);
концепции с разбивкой по ключевым направлениям;
стратегических целей, с четким формулированием конечного результата;
моделей поведения (разработка стратегии «шаг за шагом»).
Как правило, проектируется и направляется высшим руководством фирмы.
Оперативное планирование перевозок грузов в системе распределения - это то, чем ежедневно занимается менеджер по доставке совместно с менеджером по распределению товарных запасов в компании. К нему относится планирование перевозок грузов на небольшой промежуток времени внутри структурных подразделений, участвующих в распределении. Это может быть как день, так и месяц, квартал, полугодие и даже год. Направлено на решение промежуточных тактических задач и нацелено на выполнение тактических планов по транспортировке грузов потребителям. «Оперативные планы разрабатываются в форме план - графиков или сетевых планов, представляющие собой, привязанные к календарю последовательно выполняемые действия и операции».
Виды оперативного планирования:
Оперативное планирование может осуществляться в следующих формах:
месячный план - график перевозок продукции потребителям с разбивкой по неделям и календарным дням, по видам сообщений;
план - график постановки транспорта под погрузку;
план - график времени подачи автомобилей под погрузку на складе поставщика разгрузку на складе конечного потребителя;
нормативы времени погрузки различных типов автомобилей;
нормативы сроков доставки грузов;
ежедневный распорядок работы менеджера по доставке грузов;
нормативы полного цикла документооборота при организации перевозок продукции;
мониторинг информации о процессе перевозки продукции;
ежедневного взаимодействия с представителя логистических посредников или транспортным отделом предприятия;
нормативы использования грузоподъемности и объема транспортных средств в зависимости от характера и номенклатуры груза, используемой транспортной единицы;
план - график формирования поставок;
схемы размещения грузов внутри автотранспортных средств;
нормативы по соотношению долей различных грузов при осуществлении перевозки в единой поставке и т.д.
Годовые (текущие) планы перевозок грузов формируются на основе маркетинговых исследований транспортного рынка, материалов долговременных договоров и контрактов по перевозкам с грузоотправителями и фрахтовыми перевозчиками-операторами грузового подвижного состава, транспортно- экспедиционными и коммерческими организациями и другими потребителями транспортных услуг железных дорог. Рекомендовано использовать балансовые и экономико-математические методы планирования и прогнозирования перевозок.
Количество оборотов транспортной единицы nоб.
nоб = (TH - tn) / tоб. = (8 - 0,08) / 1 = 8
где TH - время автомобиля в наряде, ч;
tn` - время затраченное на начальный и конечный нулевой пробег;
tоб - время оборота.
Время, затрачиваемое на нулевой пробег начальный и конечный tn
tn = ? lo / Vt = (1+2) / 34 = 0,08 ч,
где ? lo - сумма нулевых пробегов;
Время оборота tоб.
tоб. = (Lm / Vt ) + tп-р = (28/ 34) + 0,08 = 1 ч,
где Lm - длина маршрута;
tп-р - время на погрузку, разгрузку.
Длина маршрута Lm
Lm = lег + lo + lo* + lx = 23 + 1 + 2 + 2 = 28 км,
где lег - длина ездки с грузом;
lo - протяженность начального нулевого пробега;
lo* - протяженность конечного нулевого пробега;
lx - расстояние от пункта последней разгрузки до пункта разгрузки которое автомобиль не проходит возвращаясь в АТП.
Суточная производительность одного автомобиля Pc.a.
Pc.a = qн (Yст * lег) * nоб = 14 * (0,9 * 23) * 8 = 2318,4 Ткм,
где qн - грузоподъемность автомобиля;
Yст - коэффициент использования грузоподъемности.
Груженый пробег автомобиля за рабочий день Lгр.сут
Lгр.сут = lег * nоб = 23 * 8 = 184 км
Суточный пробег автомобиля Lобщ.сут
Lобщ.сут = Lгр.сут + lx сут. * ? lo = 184 + (2 * 3) = 190 км
Коэффициент использования пробега за рабочий день в
в = lег / lобщ = 23 / 190 = 0,12
Фактическое время в наряде Тн.ф
Тн.ф = tоб * nоб = 1 * 8 = 8 ч
Автомобили дни в эксплуатации на маршруте за расчетный период АДэ
АДэ = Aэ * Дэ = 1 * 252 = 252,
где Аэ - автомобили в эксплуатации;
Дэ - дни в эксплуатации.
Автомобили часы в эксплуатации на маршруте за расчетный период Ачэ
Ачэ = Тн * АДэ = 8* 252 = 2016 ч
Общий пробег на маршруте всех автомобилей за расчетный период Lобщ
Lобщ = Lобщ.сут * АДэ = 190 * 252 = 47880 км
Груженый пробег всех автомобилей за расчетный период Lгр
Lгр = Lгр.сут * АДэ = 184 * 252 = 46368 км
Объем перевезенного груза за сутки Qс.а
Qс.а = qн * Yc * nоб = 15 * 0,9 * 8 = 108 Т
Объем перевозок на маршруте за расчетный период Q
Q = Qс.а * АДэ = 108 * 252 = 27216 Т
Грузооборот на маршруте за расчетный период P
P = Pс.а * АДэ = 2318,4 * 252 = 584236,8 Ткм
Эксплуатационная скорость автомобиля Vэ
Vэ = Lобщ.сут / Тн = 190/ 8 = 24 км/ч
Коэффициент выпуска автомобиля на линию б
бв = Дэ / Дк = 252 / 365 = 0,7
Таблица 3
ler- длина ездки с грузом, км |
23 |
|
l0- протяженность начального нулевого пробега, км |
1 |
|
l0* - протяженность конечного нулевого пробега, км |
2 |
|
lx- расстояние от пункта последней разгрузки до пункта погрузки, которое автомобиль не проходит возвращаясь в АТП, км |
2 |
|
Дэ- дни в эксплуатации подвижного состава |
252 |
|
Дк- дни календарные |
365 |
|
Ycкоэффициент использования грузоподъемности |
0,9 |
|
nоб- количество оборотов транспортной единицы |
8 |
|
tn- время затрачиваемое на нулевой пробег начальный и конечный, ч |
0,08 |
|
Tоб.- время оборота, ч |
1 |
|
Lm- длина маршрута, км |
28 |
|
Pс.а.- суточная производительность одного автомобиля, Ткм |
2318,4 |
|
Lгр. сут- груженный пробег автомобиля за рабочий день, км |
184 |
|
Lобщ. сут.- суточный пробег автомобиля, км |
190 |
|
- коэффициент использования пробега за рабочий день |
0,12 |
|
Tн.ф.- фактическое время в наряде, ч |
8 |
|
AДэ- автомобили дни в эксплуатации на маршрут за расчетный период |
252 |
|
Aчэ- автомобили часы в эксплуатации за расчетный период, ч |
2016 |
|
Lобщ. Общий пробег на маршруте всех автомобилей за расчетный период, км |
47880 |
|
Lгр- груженный пробег автомобилей за расчетный период. км |
46368 |
|
Qс.а- объем перевезенного груза за сутки, т |
108 |
|
Q - объем перевозок на маршруте за расчетный период, т |
27216 |
|
P - грузооборот на маршруте за расчетный период, Ткм |
584236,8 |
|
Vэ- эксплуатационная скорость автомобиля, км/ч |
24 |
|
- коэффициент выпуска автомобиля на линию |
0,7 |