Назначение и основные функции автомобильного транспорта
3.4 Разработка расписания движения грузовых автомобилей
Ритмичная работа подвижного состава на линии невозможна без четкого и оперативного планирования, составления графиков и расписаний движения.
График строят в координатах «путь - время». По оси абсцисс в соответствии с принятым масштабом откладывают время, а по оси координат - расстояние с обозначением расположения грузопунктов.
Графики составляют на основании схемы маршрута, расстояний между грузопунктами, груженого, холостого и нулевого пробегов, а также данных о времени в наряде, простоях под погрузкой и разгрузкой и технической скорости автомобиля.
При этом необходимо определить: время на прохождение нулевых пробегов (если они есть), время в движении между грузопунктами, время на принятие пищи водителями (не менее 30 мин), если работа посменная - время на пересменку (в пределах 15 мин), время заезда в АТП, установленное на соответствующем маршруте время в наряде.
В связи с тем, что ездка не должна прерываться, может оказаться, что продолжительность первой и второй частей смены будет неодинакова. При установлении времени и месте отдыха, приема пищи необходимо учитывать конкретную обстановку, сложившуюся на пунктах погрузки и разгрузки, наличии столовой, буфета, места отдыха ит.д.
Для других автомобилей, работающих на данном маршруте, график движения аналогичен, но со сдвигом во времени. Для практического пользования водителю выдают расписание, которое составляется в точном соответствии с графиком и является его цифровым выражением. В расписании установлено время прибытия и отправления автомобилей на грузопункты или контрольные точки маршрута.
3.5 Контроль за работой подвижного состава на линии
Контроль за работой подвижного состава на линии позволяет своевременно установить и устранить причины, мешающие выполнению плана. Первый элемент такого контроля это наблюдение за своевременным выходом автомобилей на линию, которое может осуществляться несколькими способами:
- водитель, получив у диспетчера путевой лист, одновременно берет бирку, на которой нанесен номер и марка автомобиля. Бирку он сдает на КТП. По окончании выпуска диспетчер получает из КТП бирку и вешает ее на щите в графе «на линии». При возвращении с линии водитель получает у диспетчера бирку, дающую право на въезд в АТП;
- применение контрольного табло «диспетчер - механик». Это табло состоит из пульта управления, находящегося на контрольном пункте у механика и светового табло, установленного в диспетчерской. С применением табло «диспетчер - механик» в АТП повышается оперативность в работе диспетчерского аппарата, а затраты окупаются в кратчайший срок.
Для контроля за работой автомобиля на линии организуют линейные диспетчерские пункты.
Линейные диспетчеры контролируют своевременность прибытия и отправления подвижного состава на линию, принимают меры по устранению сверхнормативных простоев под погрузкой и разгрузкой.
На стационарных грузопунктах при значительном объеме перевозок и разветвленной сети проволочной связи используется система непосредственной информации диспетчера. На грузопунктах оборудуют, установленные в общем блоке микрофон и динамик. При прибытии на грузопункт водитель подходит к установке непосредственной связи, нажимает кнопку и в микрофон сообщает номер автомобиля. Диспетчер заносит его в график исполнения движения и в случае отклонения от него, требует от водителя объяснений.
Телефонная связь с грузопунктами может осуществляться через сеть АТС, когда грузопункты и АТП подключаются к городской сети. Выгодней использовать сеть АТС, но чаще АТП не выделяет достаточное количество телефонов, что не обеспечивает связь с отдельными грузопунктами.