Модернизация системы управления движением поездов
1.1 Характеристика отделения
Костанайское отделение перевозок состоит из трех однопутных участков: Костанай - Золотая Сопка, Костанай - Новоишимская. Костанай - Айтеке би. Взаимное расположение этих участков показано на "рисунке 1.1."
Рисунок 3.1. Схема железнодорожного направления
По характеру основной деятельности станция Костанай является грузовой, а по объему выполняемой работы - "1 класса".
Станция расположена в черте областного центра Костанайской области города Костаная. Работает на три направления: Тобол, Золотую Сопку и Новошимскую, обеспечивает значительный объем местной работы, пропуск и переработку транзитных вагонопотоков, а также значительную работу по пассажирским перевозкам. Прилегающие к станции перегоны, основные средства сигнализации и связи при движении поездов в четном направлении: Костанай Главный парк - разъезд Алкау, оборудован двусторонней автоблокировкой; в нечетном направлении нет прилегающих перегонов.
Эксплуатационная длина главных железнодорожных путей - 1182,6 км, развернутая длина главных путей - 1497,2 км. Общая протяженность железнодорожных линий - 2018,1 км, в том числе электрифицированных - 825,5, оборудованных автоблокировкой - 798,35 км, диспетчерской централизацией - 482,3 км. Штат работников отделения - 1421 человек. Магистральных локомотивов - 28, маневровых локомотивов - 52.
Костанай Главный парк - Костанай Южный парк - однопутный, двустороння автоблокировка без проходных светофоров. Костанай Главный парк, Костанай Северный парк - однопутный, двустороння автоблокировка. Подъездные пути предприятий, примыкающих к станции Костанай: ТОО "Костанайская нефтебаза", ТОО "Агротехмаш", ГКП "Костанайский ликеро-водочный завод", ТОО "Иволга", ЧЛ "Титунин", Костанайский филиал ЗАО "Кедентранссервис", дистанция сигнализации и связи, ЛВЧД-21, пункт подготовки вагонов.
Для выполнения возложенных на нее функций станция имеет следующие технические средства:
а) путевое развитие, состоящее из парков:
- Южного - 4 пути;
- Главного - 13 путей;
- Отправочного - 5 путей (2 для пропуска поездов, 3 для отстоя вагонов);
- Транзитного - 5 путей (2 для пропуска поездов, 3 - отстой вагонов);
- Отстой вагонов - 4 пути (с 42 по 45 пути);
- Без запаса локомотивов - 10 путей (с 22 по 28 и с 32 по 34).
Отправочный, транзитный парки, "база запаса локомотивов" составляют Северный парк.
б) Электрическую сигнализацию стрелок и сигналов;
в) двустороннюю автоблокировку на прилегающих перегонах (однопутных);
г) внутристанционную постовую проводную связь, громкоговорящую связь, радиосвязь маневровых локомотивов и составительских бригад, дежурных по станции, дежурных постов ЭЦ, дежурных постов ЭЦ МЭЦ, маневрового диспетчера;
д) основное локомотивное (тепловозное) депо;
е) пассажирское вагонное депо с пунктом технического обслуживания (ПТО);
ж) пункт технического обслуживания грузовых вагонов;
з) пункт промывки и подготовки вагонов под погрузку;
и) грузовой район и контейнерное отделение;
к) пассажирский вокзал.
Станция выполняет все основные операции, связанные м перевозками грузов и пассажиров и в частности:
а) Северный парк:
- пропуск пассажирских и грузовых поездов, прием и отправление передач местных вагонов в ремонт и из ремонта;
- подача и уборка местных вагонов к грузовым фронтам;
- подача и уборка локомотивов в "базу запаса локомотивов";
- экипировка тепловозов;
- операции по отстою вагонов.
б) Главный парк:
- прием и отправление пассажирских и грузовых поездов и передач;
- расформирование и формирование составов;
- техническое обслуживание вагонов и поездов;
- подача и уборка местных вагонов и на грузовые пункты;
- выгрузка и погрузка вагонов;
- коммерческий осмотр поездов;
- взвешивание вагонов;
- погрузка, выгрузка багажа, почты. Мелких отправок;
- посадка и высадка пассажиров, оформление проездных и перевозочных документов;
- погрузка, выгрузка и сортировка контейнеров и мелких отправок;
- смена поездных локомотивов и локомотивных бригад;
- формирование, экипировка, отстой пассажирских составов и вагонов;
- экипировка рефрижераторных секций.
в) Южный парк:
- прием, отправление, пропуск пассажирских и грузовых поездов;
- подача к грузовым фронтам и уборка местных вагонов.
Станция перерабатывает участковые и сборные поезда, прибывающие со стороны Тобола, Троицка и Новоишимской.
Костанайское отделение состоит из участков: Костанай - Тобол - Есиль на Астану, Костанай - Каерак на Троицк, Костанай - Коскуль на Кокчетав, Костанай - Тобол - Джетыгора, Костанай - Айтеке би на Актюбинск и на рудник Донское (Хромтау), в составе 60 раздельных пунктов.
Максимальные размеры перевозок, которые могут быть осуществлены на железнодорожной линии (перевозочная мощность), определяются ее пропускной и провозной способностью. Пропускная способность -- это наибольшее число поездов или пар поездов, которое может пропустить железнодорожная линия в единицу времени (обычно сутки) при имеющейся технической оснащенности и принятой организации движения поездов. Выражается пропускная способность в парах поездов для однопутных линий и числом поездов отдельно для каждого направления двухпутных линий.
При расчете пропускной способности принимают во внимание: число главных путей на перегонах; мощность верхнего строения пути; систему средств сигнализации и связи, применяемых при движении поездов; тип тяги и серию локомотивов; число приемоотправочных путей, их длину; способ управления стрелками и сигналами на станциях; мощность устройств электроснабжения, число и мощность экипировочных и ремонтных деповских устройств; тип графика движения.
Пропускная способность железнодорожного участка и линии определяется пропускной способностью основных элементов: перегонов, станций, устройств электроснабжения, локомотивного хозяйства.
Пропускная способность бывает:
Наличная пропускная способность -- та, которая может быть реализована при существующей технической вооруженности линии.
Потребная пропускная способность -- та, которой должен удовлетворять участок для пропуска заданных грузового и пассажирского потоков. Размер резерва должен обеспечить запас перевозочной мощности линии для освоения возрастающего в ближайшей перспективе объема перевозок с учетом их колебания из-за неравномерности движения.
Результативная пропускная способность определяется элементом с наименьшей пропускной способностью. Железнодорожная линия -- сложный комплекс технических устройств, которые тесно связаны между собой и только во взаимодействии обеспечивают необходимую перевозочную мощность. Диспропорции пропускной способности различных элементов железнодорожного хозяйства допускать нельзя, так как развитие отдельного элемента сверх потребного приведет к его недоиспользованию.
Пропускную способность рассчитывают аналитически, а в сложных случаях проверяют графически -- построением максимальных графиков.
Наличная пропускная способность определяется по формуле:
, пар поездов (1.1)
где - продолжительность технологического "окна" (120 мин);
- коэффициент надёжности работы технических устройств (0,9);
- число поездов или пар поездов в периоде графика (1пара);
- период графика (8 мин).
Потребная пропускная способность определяется по формуле:
, пар поездов (1.2)
где - соответственно, количество пар грузовых (43), пассажирских (2) и сборных поездов (1);
- коэффициенты съёма грузовых поездов пассажирскими (1,1) и сборными (1,3).
Расчет:
пар поездов
пар поездов