Конструктивный способ повышения комфортабельности грузового автомобиля

дипломная работа

2.2 Конструкция кабины, оборудование и принадлежности

На всех грузовых автомобилях ЗИЛ установлена трехместная закрытая кабина, максимально унифицированная с кабиной модификации автомобиля ЗИЛ-4403. Некоторое незначительное конструктивное отличие кабины вызвано необходимостью обеспечения специфических особенностей конкретного автомобиля.

Кабина представляет собой жесткую сварную цельнометаллическую конструкцию и состоит из каркаса и панелей. Все детали каркаса и панели кабины отштампованы из листовой стали и связаны между собой точечной и дуговой электросваркой.

Для крепления навесного оборудования на панелях кабины приварены гайки (при необходимости через усилительные пластины).

Хорошую обзорность обеспечивает широкое закаленное, полированное панорамное стекло переднего окна, стекло составное - из двух половин. Стекло заднего окна прямое, цельное, закаленное, неполированное.

Стекла закреплены в проемах кабины посредством резинового профилированного уплотнителя с запорным резиновым шнуром. Для улучшения герметичности уплотнения между металлическим корпусом кабины и уплотнителем используется водозапорная мастика. Крепление стекла переднего окна из двух половин обеспечивает дополнительная металлическая стойка.

На верхней панели кабины имеется противосолнечный козырек, крепление которого позволяет опускать его вниз и поворачивать в сторону для защиты глаз водителя от прямого воздействия солнечных лучей через переднее стекло и стекло двери.

Снаружи кабины на боковых петлях слева и справа установлены кронштейны для крепления плоских зеркал заднего бокового обзора. Конструкция кронштейнов и крепление зеркал на них позволяют перемещать и поворачивать зеркала, что обеспечивает наивыгоднейшее положение их для обзора с обеих сторон автомобиля в закрытой для водителя зоне.

Обивка кабины выполнена из отдельных формованных элементов - панелей. Для обивки применен прессованный картон. Края картона на боковых панелях окантованы искусственной тканью. Каждая панель крепится пластмассовыми и металлическими кнопками, входящими в отверстия на отбортовках каркаса кабины. Снаружи материал обивки окрашен. Гофры на обивке способствуют снижению внутреннего шума в кабине. Загрязнения с обивки удаляют увлажненной салфеткой.

Двери и их арматура. Дверь кабины собрана из двух штампованных стальных панелей (наружной и внутренней), сваренных по периметру точечной сваркой. На внутренней панели двери имеется закрываемый люк, предназначенный для установки арматуры. Дверь прикреплена к кабине двумя навесками-петлями, обеспечивающими ее поворот. Петли прикреплены винтами к, усилительной планке передней стойки кабины.

Ограничитель хода удерживает дверь в крайнем открытом положении. Ограничитель состоит из кронштейна, рычага и буфера.

Кронштейн прикреплен винтами к усилительной планке передней стойки кабины, а рычаг с резиновым буфером установлен внутри двери и закреплен в кронштейне зашплинтованной осью. Подвижная часть ограничителя свободно перемещается между пружинными губками, а в крайнем положении входит изогнутым концом в волнистый изгиб пружинного захвата, в результате чего осуществляется стопорение двери.

Для закрытия двери в начальный момент вывода ограничителя из фиксатора необходимо приложить небольшое усилие. Двери оборудованы замками, срабатывающими автоматически при закрывании.

Уплотнение кабины в местах подвижных узлов и соединений достигается путем соблюдения в производстве заданных зазоров и установки специальных уплотнителей и заглушек отверстий для педалей, рычагов управления и других коммуникаций, имеющих выход из кабины.

Особую группу представляют уплотнители педалей и рычагов управления. Педаль управления дроссельными заслонками имеет гофрированную форму «гармошки». Один конец ее закреплен в овальном отверстии панели пола, другой - подвижный (через него проходит тяга педали). Рычаг коробки передач имеет двойное уплотнение - шаровой колпак между рычагом и крышкой коробки передач и гармошку между рычагом и крышкой люка кабины над коробкой передач.

Технологические отверстия в кабине (для слива краски при окунании кабины в окрасочную ванну в производстве) уплотнены пластмассовыми (либо резиновыми) пробками-заглушками.

Стеклоподъемники в эксплуатации не требуют регулировок. Детали стеклоподъемника имеют антикоррозионное покрытие. Рычаги стеклоподъемника должны перемещаться без заклинивания. Не допускается выход сектора из зацепления с шестерней 16. Правильно работающий стеклоподъемник плавно, без перекосов и задеваний перемещает стекло. При этом усилие на ручке не должно быть более 30 Н при опускании и 40 Н при подъеме.

Отопитель и вентиляция. На всех грузовых автомобилях ЗИЛ (за исключением предназначенных для работы в условиях высоких температур воздуха) в кабинах установлены отопители. Расположен отопитель справа под щитом приборов на переднем щите кабины. Отопитель кабины предназначен для поддержания в кабине необходимого температурного баланса в любое время года.

В систему отопления включены отопитель жидкостного типа, к радиатору которого подведена жидкость из системы охлаждения двигателя, центробежный вентилятор с электродвигателем и воздуховоды. Вода поступает в радиатор отопителя из полости впускного трубопровода двигателя через кран и сливается во всасывающую полость жидкостного насоса.

Вентиляция кабины осуществляется через поворотные форточки и опускные стекла дверей. Кроме того, свежий воздух поступает в кабину через вентиляционный канал в брызговике правого крыла при наклонном или горизонтальном положении воздушной заслонки в кожухе отопителя. Это лучший способ подачи свежего воздуха, так как забор его происходит спереди автомобиля.

Омыватель стекла переднего окна. Для быстрой и хорошей очистки стекла переднего окна необходимо, чтобы щетки стеклоочистителя работали по мокрому стеклу. Для этого на автомобилях ЗИЛ установлен педальный омыватель с ножным приводом и двумя одноструйными форсунками. Для того чтобы производительность обеих форсунок была одна и та же, резиновые шланги к ним имеют одинаковую длину. Резервуаром для воды служит медицинская грелка, которая в чехле подвешена внутри кабины (на переднем щите). Вместо пробки в грелку ввернут переходник для шланга к насосу.

Стеклоочиститель. Наличие на автомобилях ЗИЛ пневмокомпрессора обусловило выбор стеклоочистителя с пневмоприводом, что является традиционным для конструкции грузовых автомобилей ЗИЛ. В двухщеточном стеклоочистителе СЛ-440 установлены золотниковый распределительный механизм, регулировочно-пусковой кран управления и механизм укладки щеток в крайнее положение (на нижнюю кромку уплотнителя стекла).

Стеклоочиститель включается поворотом головки крана против часовой стрелки, при повороте ее по часовой стрелке вправо до упора - выключается. Скорость движения щеток стеклоочистителя при вращении головки крана против часовой стрелки увеличивается, при вращении по часовой стрелке - уменьшается. Рабочее давление воздуха для стеклоочистителя должно быть 450...700 кПа.

Сиденья водителя и пассажиров. Кабины всех грузовых автомобилей оборудованы одинаковыми конструктивно выполненными отдельным сиденьем для водителя и одним общим сиденьем для двух пассажиров.

Сиденье пассажиров представляет собой подушку, устанавливаемую без жесткого крепления на подставе, и спинку, навешиваемую на двух петлях на заднюю стенку кабины. Подушка сиденья пассажиров прижата в задней части спинкой. В подставе сиденья пассажиров предусмотрено место для размещения комплекта инструмента водителя. Положение сиденья пассажиров не регулируется. Сиденье водителя представляет собой подушку и спинку, закрепленные в трубчатом металлическом каркасе. Наклон спинки регулируется для наиболее оптимального положения по выбору водителя. Подушка закреплена от смещения в каркасе жесткой охватывающей петлей в передней части и прижата к каркасу спинкой.

Делись добром ;)